С просьбой разъяснить, положены ли какие-либо льготы на моего ребенка, обращается к вам участник ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС, инвалид второй группы, пенсионер по линии Министерства обороны.
Мой сын родился 27 июля 1986 года, то есть после катастрофы на Чернобыльской АЭС. В 2000 году военкомат предоставил ему льготу на оздоровление, но в этом году в ней было отказано со ссылкой на то, что ребенок был зачат до аварии. Но мне кажется, что военкомат не прав, так как в законе говорится о детях "... родившихся после аварии". Помогите, пожалуйста, разобраться в сложившей ситуации. Б. Л. ЦАРЬКОВ, г. Омск.
Обратимся с вами, уважаемый Борис Леонидович, к букве закона, а именно к преамбуле ст.25 чернобыльского закона, согласно которой льготы и компенсации, предусмотренные указанной статьей, распространяются на детей первого и последующих поколений граждан из числа лиц, перенесших лучевую болезнь, имеющих группу инвалидности, связанную с радиационным воздействием, ликвидаторов 1986-1987гг., граждан, эвакуированных (выехавших добровольно), переселенных (выехавших добровольно) из зоны отчуждения или зоны отселения, включая детей, которые в момент эвакуации находились в состоянии внутриутробного развития.
Следует заметить, что вы не указали в письме населенный пункт, где проживала ваша семья перед чернобыльской катастрофой. А дело в том, что, если бы ваша жена на момент указанной трагедии проживала на территории, которая впоследствии была определена как зона отчуждения или зона отселения, и впоследствии была эвакуирована (переселена) или выехала добровольно из указанных зон, то, исходя из приведенной выше правовой нормы, ее ребенок, находившийся в то время во внутриутробном состоянии, имел бы право на льготы и компенсации, предусмотренные ст.17 чернобыльского закона (в том числе и на оздоровление). Но если у вас ситуация другая, то есть жена во время беременности проживала на территории, которая не была впоследствии отнесена к зоне отчуждения или зоне отселения, а вы претендуете на льготы сыну, родившемуся от ликвидатора-инвалида, то, по мнению редакции, поскольку зачатие и основной период беременности вашей жены протекал в благополучных условиях (сын родился 27 июля), считать, что ребенок родился от радиоактивно облученного отца, оснований недостаточно. Но подчеркиваем еще раз - это мнение редакции. Вопрос этот скорее носит медицинский характер.
Обращается к вам вдова инвалида второй группы от заболевания, связанного с чернобыльской катастрофой, участие в ликвидации последствий которой он принимал по призыву военкомата.
После его смерти нам - мне и двум детям была назначена пенсия по 702 рубля каждому. Но я не согласна с этим и считаю, что должны получать ее в более высоком размере. Будьте добры, сообщите, пожалуйста, какие суммы пенсии за умершего мужа-ликвидатора должны получать я и мои дети? Е.Н. КЛОЧКОВА. г. Калининград.
Судя по письму, вы, уважаемая Елена Николаевна, и двое ваших детей получаете государственную пенсию по случаю потери кормильца, исчисленную в соответствии с п.3 ст.18 Закона РФ от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ по категории семей чернобыльцев. Согласно указанной правовой норме пенсия членам семьи умершего (погибшего) ликвидатора устанавливается в размере 250 процентов базовой части трудовой пенсии по случаю потери кормильца, которая составляет 225 рублей. Таким образом, на каждого члена семьи должно приходиться 562 рубля 50 коп.(250 процентов от 225 рублей). Но поскольку законом предусмотрено, что размер пенсии по случаю потери кормильца не может быть ниже 660 рублей, то 562 рубля 50 коп.были доведены до 660 рублей. С 1 февраля 2002 г. в соответствии с постановлением Правительства РФ от 24.01.2002 г. № 42, утвердившим коэффициент индексации базовой и страховой частей трудовой пенсий в размере 1,065, пенсия каждому члену вашей семьи возросла до 702 рублей.
Поднимая в своем письме вопрос о несогласии с таким размером пенсии, вы, вероятно, имели в виду основания установления ее по нормам военнослужащих, так как ваш муж принимал участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС по призыву военкомата. Однако основанием для положительного решения этого вопроса может быть наличие у вас заключения межведомственного экспертного совета или военно-врачебной комиссии о связи смерти вашего мужа с увечьем, полученным на Чернобыльской АЭС при исполнении иных обязанностей военной службы (основание: подпункт 1 п.4 ст.15 Закона РФ от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"). Если такого заключения у вас в настоящее время нет, рекомендуем направить необходимые документы (с помощью комиссии МСЭ или лечащих врачей мужа) в межведомственный экспертный совет для установления причинной связи смерти вашего мужа.
В консультации, опубликованной в № 40 за 2000 год газеты "РЧ" под заголовком "Ответ не радует", было пояснено, что за период работ по ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС принимается полный срок командировки или специальных военных сборов, а не количество выходов в зоны опасности. Так ли это? Если это так, то почему консультация опубликована под заголовком "Ответ не радует"?
И еще. Столкнулись с обманом в выплате компенсаций за неиспользованные санаторно-курортные путевки. Дело в том, что стоимость жизни растет, а размеры денежных компенсаций вместо путевок уменьшаются. Так, за четвертый квартал 2001 годa такая выплата составляла 10 448 рублей, а за первый квартал 2002 года - 8000 рублей. Может ли такое быть, и на каком основании? Мы делали запрос в региональное отделение федерального казначейства по Самарской области, чтобы нам пояснили этот вопрос, но ответа не последовало. Просим газету сообщить поквартальные компенсационные выплаты вместо санаторно-курортных путевок за 2001 год. В.М.ЛАПШИН,
председатель правления ОООИ Союз "Чернобыль", г. Жигулевск, Самарская обл.
В консультации, опубликованной в № 40 за 2000 год газеты "РЧ", дано правильное разъяснение, основанное на информационных письмах Минтруда России. Действительно, за период работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС принимается полный срок командировки по приказу руководителя или специальных военных сборов в соответствии с записью в военном билете, а не количество рабочих выходов в зону опасности. Консультация же на указанную тему под заголовком "Ответ не радует" была дана по частному случаю участника ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС, которому выгодно было для исчисления сумм возмещения вреда принять во внимание не весь период командировки на ЧАЭС, а только рабочие дни, т.е. дни, где у него проставлена зарплата. Редакция пояснила, что, к сожалению, такой вариант неприемлем.
Теперь по поводу сложившейся ситуации с суммами денежных компенсаций вместо санаторно-курортных путевок. Уважаемый В. М. Лапшин (к сожалению, он не указал полное имя и отчество) прав в том, что имеет место тенденция к уменьшению сумм компенсаций вместо путевок. И на текущий год Федеральным законом РФ от 11 февраля 2002 года № 17-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2002 год" предусмотрена статья 19, которого гласит буквально следующее: "Установить на 2002 год размер денежной компенсации, выплачиваемой в случаях, предусмотренных Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", взамен путевки в санаторно-курортное учреждение в сумме до 8 000 рублей, а в другое оздоровительное учреждение - в сумме до 6 000 рублей". В данном контексте уместно напомнить п.9 "Положения о порядке предоставления бесплатных путевок...", утвержденного постановлением Правительства РФ от 23.04.96 г. № 504, согласно которому есть такое понятие, как "средняя стоимость путевки". Так вот, эта "средняя стоимость путевки" для выплаты денежной компенсации определяется ежеквартально региональными отделениями Фонда социального страхования РФ, исходя из действующих в соответствующих субъектах Российской Федерации цен на путевки в санаторно-курортные или другие оздоровительные учреждения". Исходя из последней фразы уважаемые наши читатели должны понимать, что компенсационная выплата вместо путевок в санатории и другие оздоровительные учреждения (как правило, расположенные на территории проживания чернобыльца) может быть ниже 8 000 рублей (в 2002 году). И второй вывод, вытекающий из приведенного выше п.9, состоит в том, что в каждом регионе средняя стоимость путевок (за счет цен на путевки в оздоровительные учреждения) будет разной. Так, уважаемый В. М. Лапшин, если, судя по вашему письму, денежная компенсация вместо санаторно-курортных путевок по Самарской области за четвертый квартал прошлого года составляла 10 448 рублей, то по Брянской области компенсация выплачивалась за указанный период в сумме 7 043 рубля, а за первый квартал 2001 года она составляла 5 515 рублей, за второй квартал - 6 752 рубля, за третий - 6 472 рубля. Размерами компенсаций вместо санаторно-курортных и оздоровительных путевок по другим регионам редакция располагать не может.
У меня два сына, оба участники ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС. Один из них имеет вторую группу инвалидности. Сыновья живут со мною, и я ухаживаю за ними, несмотря на 72-летний возраст.
Положена ли мне какая-либо надбавка к моей пенсии на уход за сыновьями. Мне сказали, что может быть установлена надбавка 1 250 рублей. Так ли это? Е. М. ВАЛЬЧЕК. хут. Рог-Измайловский Волгоградской обл.
Очень жаль вас огорчать, уважаемая Елена Михайловна, но редакция вынуждена пояснить, что, к сожалению, закон не предусматривает (даже в вашей ситуации, когда оба сына ликвидаторы) какой-либо надбавки к получаемой вами, вероятно, трудовой пенсии.
Согласно Закону РФ от 17.12.2001 года № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" определенное повышение базовой части трудовой пенсии может устанавливаться в повышенных размерах при наличии у получателя пенсии нетрудоспособных членов семьи, состоявших на его иждивении. Исходя из этой правовой нормы, следует сделать неутешительный вывод: хотя один из ваших сыновей нетрудоспособен (имеет вторую группу инвалидности), но на вашем иждивении он не находится, не говоря уже о втором сыне, которому группа инвалидности пока не установлена.
Я был эвакуирован с территории, подвергшейся радиоактивному воздействию в результате аварии на ПО "Маяк". Имею удостоверение, согласно которому приравниваюсь к категории граждан, указанных в п.6 ст.13 чернобыльского закона, т.е. как эвакуированный, переселенный (выехавший добровольно) из зоны отчуждения или зоны отселения. Я считаю, что мои дети, родившиеся впоследствии от "зараженного" отца, должны пользоваться льготами, предусмотренными ст.25 чернобыльского закона. Однако отдел соцзащиты населения отказывает в применении к моим детям указанной статьи. Разъясните, правомерно ли такое решение собеса?
И еще у меня к вам просьба опубликовать в газете мнение Верховного суда от 1 ноября 2001 года о распространении на маяковцев чернобыльского закона с учетом всех изменений. Я знаю, что вы его уже печатали, но найти не могу. С. П.ЛАПТЕВ, г. Челябинск.
Уважаемый Сергей Платонович! Редакция подтверждает обоснованность разъяснения, которое вы получили в органах социальной защиты населения. Согласно п.12 Закона РФ от 26.11.98 г. № 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча", льготы и компенсации, предусмотренные ст.25 чернобыльского закона, предоставляются детям первого и второго поколения участников ликвидации последствий аварии на ПО "Маяк" (в данном случае - эвакуированных с загрязненных территорий), страдающим заболеваниями вследствие воздействия радиации на их родителей при наличии соответствующего заключения межведомственного экспертного совета.
Что касается второй части вашего письма, где вы просите опубликовать мнение Верховного суда Российской Федерации от 1 ноября 2001 года, сообщаем, что подробную консультацию по этому вопросу вы можете прочитать в № 3 газеты "РЧ" за текущий год Напомним, что в ней речь идет о том, что, по мнению Верховного суда, "любые изменения, вносимые в Закон Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", автоматически влекут за собой изменения для всех граждан, на которых ранее было распространено действие этого закона. Следовательно, в связи с принятием изменений и дополнений в чернобыльский закон не требуется внесения соответствующих уточнений в Федеральный закон от 26.11.1998 года № 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча". Считая, что мнение Верховного суда России по данному вопросу распространяется не только на маяковцев, но и на граждан из подразделений особого риска, редакция так же, как и в консультации, опубликованной в № 3 за 2002 год, рекомендует в необходимых случаях обращаться в местные судебные органы, ссылаясь на мнение Верховного суда Российской Федерации от 1 ноября 2001 года № 1941-5/общ., направленное в адрес Минтруда России, которое, к сожалению, на практике это мнение игнорирует.
Публикуя сегодня выступление вице-президента Союза "Чернобыль" России А.Я. Великана на заседании Центрального совета, редакция надеется получить отклики наших читателей, отражающие различные точки зрения по обсуждаемым проблемам. Особенно касающиеся рассмотрения исков, поданных в Конституционный суд РФ
(Откликаемся - БРЕД СУМАСШЕДШЕГО!!! "Товарищ" Великин слишком много о себе возомнил. Да и рано еще пар спускать, пока решение КС РФ не огласил, а "товарищ" Великин уже ищет виноватых, и это по "нашему", по российски. Геннадий и Николай)
Уважаемые коллеги!
Думаю, что основной вопрос, который волнует сегодня всех присутствующих и всех чернобыльцев в регионах, - это результаты заседания Конституционного суда, состоявшегося недавно в Москве. В этот суд были поданы обращения: два от Верховного суда, одно от Краснодарского краевого суда, одно от организации "Чернобыль-атом", а также 58 обращений от физических лиц. Своих представителей сюда прислали Министерство труда и социального развития во главе с министром А. Починком, Пенсионный фонд РФ, Минэкономразвития России, МЧС России, Министерство обороны, Минфин России, Государственная Дума, Совет Федерации, присутствовал и представитель уполномоченного по правам человека в РФ. Не останавливаясь подробно на каждом выступлении в суде, скажу, что по-настоящему убедительными, основанными на правовых нормах были только шесть. Из них особенно стоит отметить аргументацию адвоката Москаленко, которого привлекли себе в помощь некоторые, заявители, и выступление Н.А. Карибджаняна, который очень достойно и грамотно постоял за интересы чернобыльцев К сожалению, накануне заседания Конституционного суда некоторые СМИ, то ли недопонимая истинной трагичности положения чернобыльцев, то ли умышленно, опубликовали ряд "подготовительных" статей. Фабулой этих материалов стала информация о том, что подавляющему количеству чернобыльцев № 5-ФЗ улучшил материальное положение, и только именно те 300-500 человек, которые получали совершенно "неподъемные" суммы, и подали свои заявления в Конституционный суд. К сожалению, многие из наших коллег, выступающих в суде, видно, из-за недостатка судебного опыта заявляли свои требования, не аргументируя их достаточно грамотно, а потому звучащие для суда неубедительно. При понятной эмоциональной окраске это выглядело примерно так: "Почему я получаю меньше, а тот, другой, - больше?.." Видно, используя такие слабые доводы заявившей стороны, представители министерств и правительства, исполняя свои функциональные обязанности, дружно попросили Конституционный суд отклонить все требования, которые были выдвинуты заявителями. Представитель же Верховного суда РФ не только подтвердил требования, заявленные им ранее в письменном виде, но и изменил свою бывшую точку зрения, поддержав мнение заявителей о порядке расчета сумм в возмещение вреда из заработка, полученного в Чернобыле. Представители Совета Федерации и уполномоченного по правам человека в РФ также поддержали заявителя. Суд выслушал доводы сторон и удалился на совещание. Хочу напомнить, что Конституционный суд не указывает, что нужно делать Госдуме и правительству, как этого пытались требовать некоторые заявители. КС только проверяет федеральные законы и указы президента на их соответствие Конституции РФ. Далее можно лишь предположить, что КС предоставит правительству, как это обычно бывает, шесть месяцев для приведения законодательства в соответствие со своим постановлением. И вот здесь нам необходимо будет тесно работать с правительством, Государственной Думой, депутатами на местах, чтобы согласованно проводить нашу политику во изменение законов в соответствии с Конституцией РФ. Что же касается качества и грамотности выступлений в КС наших представителей, хочу обратить ваше внимание на то, что до заседания в КС мы обращались во все регионы с просьбой ко всем заявителям собраться вместе в Москве за день до заседания и скоординировать свою деятельность на суде. Только представители трех регионов сочли такую встречу необходимой, остальные проигнорировали, видно, считая свою "стратегию" самой верной и не подлежащей сомнению. К сожалению, не многие понимают, что Конституционный суд не является судом общей юрисдикции. В нем есть свои особенности, свои сложности, к которым надо быть готовым. В связи с этим я считаю, что были в КС выступления от заявителя, которые не только не помогли убедить суд в нашей правоте, но и внесли разлад в общие действия, причинив тем самым прямой вред и себе, и остальным чернобыльцам. Поэтому я еще раз обращаю внимание членов Центрального совета на крайнюю необходимость укрепления нашей внутренней дисциплины и усиление координации деятельности, особенно при выходе на федеральные органы власти и на суды высших инстанций - Верховный и Конституционный. Нередко при всей своей внешней позитивности желаемое решение некоторых чернобыльских вопросов при неправильной или несвоевременной их постановке может привести к неисправимым ошибкам. В подтверждение своих слов приведу несколько примеров. Все вы, особенно бывшие военнослужащие, прекрасно знаете постановление № 455, на основании которого военнослужащим должны были выплачивать суммы в возмещение вреда за прошедший период из расчета... 700 рублей. Вопрос: является ли это постановление попирающим права чернобыльцев и надо ли было его опротестовывать? Безусловно! Но когда? Дело в том, что на основании этого постановления в бюджет РФ были заложены деньги для выплаты из расчета 700 рублей. Если бы мы скоординировали свои действия и дали бы Минобороны произвести эти выплаты, а уже потом обжаловали бы это в суде, люди получили бы какие-то деньги. А поскольку постановление № 455 МО было обжаловано и отменено, Министерство обороны отказалось вообще направлять эти деньги в регионы, пока не будет принято новое постановление. Так внешне вроде бы благое дело привело к тому, что люди не получили вообще ни копейки. Сейчас в президиуме ЦС мы обсуждали еще одну похожую, необдуманную инициативу одного из заявителей Смысл ее сводится к тому, что законом регламентировано обеспечение инвалидов благоустроенной жилой площадью в течение трех месяцев со дня подачи заявления, что не происходит. Более того, объемы финансирования, заложенные в федеральную целевую программу, позволяют реализовать ее и обеспечить жильем всех нуждающихся ликвидаторов в течение приблизительно тридцати лет. Да, мало выделено средств. Но при этом заявитель требует по причине их недостаточности эту программу отменить вообще. Таким образом, если уже сегодня в бюджете РФ запланировано на эти задачи 66 млн. рублей, если наш президент В.Л. Гришин, обсуждая эту проблему при встрече с вице-премьером В.И. Матвиенко, вроде бы достигает предварительной договоренности о том, что да, действительно, денег недостаточно и надо изыскивать дополнительные средства и уже такие поручения даются, то в случае обжалования Федеральной целевой программы "Жилье - ликвидаторам" мы не получим ни копейки. Вот я и спрашиваю: благо ли это или вред для чернобыльцев? И последний пример - обжалование приказа № 311 Министерства здравоохранения РФ. Тот же случай - один необдуманно заявил, а 40 тысяч пожинают горькие плоды. Теперь по поводу консультаций и информационной деятельности. К сожалению, все мои обращения к региональным организациям о необходимости создания юридических служб в большинстве случаев результатов не дали. Объясняется это разными причинами, но в основном - нехваткой финансовых средств. Поэтому я обращаюсь к членам ЦС с предложением создать в каждом регионе базовую юридическую службу, в которую стекалась бы информация о всех проблемах, в том числе о судебных процессах, состоявшихся в регионе. Обрабатывая эту информацию, службы смогут делиться ею с другими регионами, получая взамен также полезные для себя сведения. Кроме того, они позволят в нашем диалоге с властью аргументировать свою позицию документально, а значит, и более убедительно. Поэтому, если мы хотим считаться организацией не только на словах, но и на деле, мы должны вести свою работу, в том числе и правовую, только сообща, вырабатывая общее решение, которое будет применяться уже на практике. Если же все вопросы будут решаться обособленно, то, как я уже говорил и подтверждал это примерами, далеко мы в своих решениях не уйдем. В заключение я хотел бы вас еще раз призвать не принимать скоропалительных решений, советоваться и еще раз советоваться, взвешивать каждое слово, согласовывать действия, консультироваться со специалистами. Сегодня, я считаю, это особенно необходимо. Записал А. ГРОМЕНКО. |