Резолюция ResDH (2004) 85
относительно Постановления Европейского Суда по правам человека
от 7 мая 2002 (вступило в силу 4 сентября 2002)
по делу Бурдов против Российской Федерации


(Принято Комитетом Министров 22 декабря 2004
на 906-ой встрече Заместителей Министров)


     Комитет Министров, в соответствии с пунктом 2 Статьи 46 Конвенции по защите прав человека и основных свобод, с изменением в соответствии с Протоколом № 11 (в дальнейшем - "Конвенция"),
     Рассмотрев постановление Европейского Суда по правам человека по делу Бурдова, вынесенного 7 мая 2002 и переданного в Комитет Министров после его вступления в силу согласно Статей 44 и 46 Конвенции;
     Напоминая, что дело было инициировано по жалобе (№ 59498/00) против Российской Федерации, поданной в Европейский Суд по правам человека 20 марта 2000 согласно Статьи 34 Конвенции Анатолием Тихоновичем Бурдовым, гражданином России, и что Суд объявил жалобу приемлемой относительно неисполнения в течение несколько лет российскими органами социальной защиты населения вступивших в силу судебных решений, обязавших их выплатить некоторые компенсации и пособия (с последующей индексацией) за вред здоровью, нанесенный заявителю во время ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС;
     Принимая во внимание, что в своем постановлении от 7 мая 2002 Суд единогласно:
     -  постановил, что было нарушение Статьи 6, пункта 1 Конвенции
     -  постановил, что было нарушение Статьи 1 Протокола № 1 Конвенции;
     -  постановил, что Правительство государства-ответчика должно было заплатить заявителю в течение трех месяцев от даты вступления постановления в силу 3000 евро в качестве морального вреда, конвертированного в российские рубли по курсу на момент выплаты, плюс любой налог который, может быть начислен на эти суммы и что простые проценты по годовой ставке в 23% начисляются на эту сумму по истечении вышеупомянутого трехмесячного срока до момента фактической уплаты;
     Обсудив Регламент, принятый Комитетом Министров относительно применения пункта 2 Статьи 46 Конвенции;
     Предложив Правительству государства-ответчика сообщить Комитету относительно мер, которые были предприняты по постановлению от 7 мая 2002, что касается обязательства Российской Федерации соблюдать пункт 1 Статьи 46 Конвенции;
     Удовлетворившись тем, что 16 июля 2002, в пределах установленного срока, Правительство государства-ответчика выплатило заявителю сумму, предусмотренную в постановлении от 7 мая 2002,
     Принимая во внимание, что во время рассмотрения дела Комитетом Министров, Правительство государства-ответчика предоставило информацию Комитету о предпринятых мерах, чтобы устранить последствия установленных нарушений, и предотвратить новые будущие нарушения того же самого характера, которые установлены в существующем постановлении; эта информация изложена в приложении к этому Постановлению;
     Отметив, в частности, меры, предпринятые относительно категории людей находящихся в положении заявителя, и напоминая, что наиболее общая проблема - неисполнение внутренних решений суда в Российской Федерации - адресована властям при контроле Комитета в контексте других рассматривающихся дел;
     Объявляет, после изучения информации, представленной Правительством Российской Федерации, что оно осуществило свои функции в соответствии с пунктом 2 Статьи 46 Конвенции по этому делу.

Приложение к Постановлению ResDH (2004) 85

Информация, предоставленная Правительством Российской Федерации
во время рассмотрения дела Бурдова
Комитетом Министров

     Правительство Российской Федерации напоминает, что данное дело касается неисполнения вступивших в силу судебных решений, вынесенных в 1997-2000 Шахтинским городским судом Ростовской области, который обязал, чтобы российские органы социальной защиты населения выплатили заявителю установленную компенсацию и ежемесячное пособие (с последующей индексацией) за вред здоровью, нанесенный заявителю во время ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.
     Что касается индивидуальных мер, то суммы долга по внутренними судебным решениями были выплачены заявителю 5 марта 2001, то есть прежде, чем Европейский Суд по правам человека вынес свое постановление (см. пункт 22 постановления). Впоследствии новая индексация ежемесячного пособия была определена Шахтинским городским судом 11 июля 2003 (вступило в силу 1 октября 2003). Органы социальной защиты населения продолжают исполнять внутренние судебные решения, регулярно выплачивая присужденные суммы.
     Кроме того, следующие общие меры были предприняты российскими властями, чтобы исполнить постановление Европейского Суда.

     a)  Разрешение аналогичных дел

     В начале, Правительство выплатило долги, накопленные в результате неисполнения, что касается данного дела, внутренних судебных решений, обязавших выплачивать компенсации и пособия пострадавшим на ЧАЭС находившихся в положении заявителя (в общем 2846 миллионов рублей было выплачено с января по октябрь 2002).
     5128 других внутренних судебных решений относительно индексации пособий пострадавшим на ЧАЭС были исполнены властями.
     Правительство также улучшило свой бюджетный процесс, чтобы гарантировать, что необходимые бюджетные средства были выделены органам социального обеспечения (260 миллионов рублей было выделено на 2003, 2,538 миллиарда руб. на 2004, и 2,622 миллиарда на 2005), чтобы позволить им постоянно исполнять свои финансовые обязательства, возникающие среди прочего по аналогичным решениям судов.
     Кроме того, в духе реформы, предпринятой, чтобы гарантировать долгосрочную эффективность системы Конвенции, были предприняты определенные меры, которые успешно разрешают большое количество аналогичных дел, поданных в Европейский Суд. В результате, Суд исключил многие из них по Статьей 37 Конвенции, будучи удовлетворенным признанием Правительства нарушения, выплатой убытков и издержек пострадавшим и принятию общих мер под контролем Комитета в соответствии со Статьей 46 (см., среди прочего, Aleksentseva and 28 others against the Russian Federation, решение от 4 сентября 2003).

     b)  Новая система индексации, введенная законодательством

     Что касается обязательства постоянной индексации сумм, присужденных внутренними судами, законодательство, действовавшее в то время предусматривало стоимость жизни как индекс для исчисления пособий. Постановлением от 19 июня 2002 Конституционный Суд провозгласил неконституционными действующие положения закона, так как было установлено, что эта система испытывает недостаток ясности и предсказуемости; в этом решении Конституционный Суд сослался, между прочим, на выводы Европейского Суда по постановлению Бурдова. Соответственно, 2 апреля 2004 Российский Парламент исправил законодательство по социальному страхованию пострадавших на ЧАЭС. Новый закон, который вступил в силу с 29 апреля 2004, предусматривает новую систему индексации пособий, которая базируется на уровне инфляции, используемой для расчета федерального бюджета на следующий финансовый год.

     c)  Публикация и распространение постановления

     Постановление Европейского Суда по делу Бурдова было опубликовано в Российской газете (4 июля 2002), главный официальный периодический публикатор всех законов и постановлений Российской Федерации и доступно всем органам власти. Постановление было также издано во множестве российских юридических журналах и интернетовских баз данных, и, таким образом, легко доступно властям и гражданам.

     d)  Заключение

     Ввиду вышеизложенного, Российское Правительство полагает, что меры, принятые во исполнение данного постановления, предотвратят новые подобные нарушения Конвенции относительно категории людей, находящиеся в положении заявителя, и что Российская Федерация, таким образом, выполнила свои обязательства по пункту 1 Статьи 46 Конвенции по данному делу.
     Правительство также полагает, что принятые меры составляют, кроме того, значимый шаг к решению более общей проблемы неисполнения внутренних судебных решений в различных областях, как подчеркнуто в особенности в других делах, поданных в Европейский Суд против Российской Федерации. Правительство продолжает предпринимать меры к исправлению этой проблемы, не в последнюю очередь в контексте исполнения под контролем Комитета других постановлений Европейского Суда.