Информация для заявителей о процедуре рассмотрения жалобы после
уведомления правительства.

      1.  Уведомление правительства государства-ответчика о жалобе: после предварительного рассмотрения жалобы на предмет приемлемости, Президент соответствующей Палаты (или сама Палата), принимает решение (в соответствии с Правилом 54 § 2 Регламента Суда) уведомить Правительство государства-ответчика о Вашей жалобе и пригласить его представить письменные замечания по приемлемости и существу дела в целом или одной или нескольких изложенных в нем жалоб. В последнем случае, Палата также может принять частичное решение о неприемлемости остальной части жалоб, изложенных в Вашем деле, и тогда Вам высылается копия этого частичного Суда одновременно с письмом, уведомляющим Правительство о Вашей жалобе. Рассмотрение неприемлемых жалоб на этом считается законченным, и Вы не должны присылать дополнительных замечаний, касающихся этой части дела. Если частичное решение не принимается, Вам высылается изложение фактов всего дела.

      2.  Одновременное рассмотрение дела на предмет приемлемости и по существу: обычно рассмотрение жалоб на предмет приемлемости и по существу происходит одновременно (в соответствии со статьей 29 § 3 Конвенции и Правилом 54А Регламента Суда). В таком случае, если Суд признает жалобы приемлемыми и готовыми к рассмотрению по существу, то он может незамедлительно вынести постановление в соответствии с Правилом 54А § 2.

      3.  Обмен замечаниями на предмет приемлемости и по существу, а также требования о справедливой компенсации: Правительство государства- ответчика располагает сроком в двенадцать недель для представления своих замечаний. Полученные замечания высылаются Вам для представления в шестинедельный срок ответных замечаний в письменной форме, а также возможных требований о справедливой компенсации (в соответствии со статьей 41 Конвенции). В случае если Правительству было разрешено представить свои замечания на национальном языке (Правило 34 § 4 (a) Регламента), оно обязано в четырехнедельный срок представить перевод замечаний на английский или французский язык. Сроки представления замечаний продлеваются только в исключительных случаях.

      Если Вы не желаете воспользоваться своим правом прокомментировать замечания Правительства и изложить свои требования о справедливой компенсации (в соответствие со ст.41 Конвенции), Вам необходимо проинформировать об этом Суд в течение установленного срока. В противном случае Суд может сделать вывод о том, что Вы не заинтересованы в дальнейшем рассмотрении Вашей жалобы, и принять решение о прекращении производства по делу (статья 37 § 1 (а) Конвенции).

      Касательно требований о справедливой компенсации, хотелось бы обратить Ваше особое внимание на Правило 60 Регламента Суда, в соответствии с которым, если требования не содержат конкретные цифры вместе с необходимыми подтверждающими документами или если требования не поданы в установленный срок, то Палата может либо не присудить никакой компенсации, либо частично отклонить Ваши требования. Это правило применяется, даже если заявители выразили свои пожелания по справедливой компенсации на предыдущих стадиях разбирательства. Срок представления требований о справедливой компенсации, как правило, не продлевается.

      В любом случае, окончательное решение о присуждении справедливой компенсации принимает Суд. Суд может присудить справедливую компенсацию по трем категориям: (1) материальный ущерб, т.е. убытки, понесенные непосредственно в результате предполагаемого нарушения; (2) моральный ущерб, т.е. возмещение за душевные страдания и боль, причиненные нарушением; и (3) затраты и расходы, понесенные для предотвращения или исправления предполагаемого нарушения Конвенции, как в национальных судебных инстанциях, так и при разбирательстве в Страсбурге. Эти расходы должны быть разнесены по статьям, и будут возмещены только в случае, если Суд сочтет их реальными, необходимыми и имеющими разумный размер. Вы должны приложить к требованиям необходимые подтверждающие документы, например, счета за расходы. Правительству будет затем предложено представить свои комментарии на требования о справедливой компенсации и, при необходимости, дополнительные замечания по делу.

      4.  Замечания, представленные с опозданием или без запроса Суда: замечания, присланные позже установленного срока в случае, если до его истечения стороной не было запрошено его продление, как правило, не приобщаются к материалам дела и не учитываются при его рассмотрении (Правило 38 § 1 Регламента Суда). Это не мешает Вам, тем не менее, извещать Суд, по собственной инициативе, о важных изменениях в Вашем деле и представлять копии новых решений национальных властей.

      5.  Мировое соглашение: Правительству государства-ответчика также предлагается высказать свою позицию по вопросу мирового соглашения по данному делу и представить возможные предложения на этот счет (Правило 62 Регламента Суда). В направляемом Вам письме, содержащем замечания Правительства, Вам также предлагается изложить свою позицию по вопросу мирового соглашения. С учетом требования о строгой конфиденциальности по Правилу 62 § 2 Регламента Суда, любые предложения и замечания по этому вопросу должны быть оформлены отдельным документом, на содержание которого стороны не должны ссылаться ни в каких заявлениях или документах, представленных в рамках судебного разбирательства. В случае необоснованного отказа принять предложение мирового соглашения, сформулированное Секретарем Секции, Правительство государства-ответчика может прибегнуть к односторонней декларации, и производство по делу может быть прекращено (статья 37 § 1 (с) Конвенции) (см. Van Houten v. the Netherlands (striking out), № 25149/03, ECHR 2005-IX).

      6.  Использование языков: согласно требованиям Правила 34 § 3 Регламента Суда, на данном этапе разбирательства вся переписка с заявителем или его представителем должна вестись на одном из официальных языков Суда, т.е. английском или французском. Тем не менее, Президент Палаты может разрешить дальнейшее использование официального языка одной из Договаривающихся Сторон.

      7.  Юридический представитель и юридическая помощь: согласно Правилу 36 §§ 2 и 4 Регламента Суда, на данном этапе рассмотрения дела заявитель должен быть представлен перед Судом "адвокатом". Если Вы испытываете трудности в поиске адвоката, федеральная палата или адвокатская палата субъекта РФ, возможно, сможет оказать Вам содействие в поиске соответствующего представителя. Если у Вас отсутствуют достаточные средства для оплаты услуг представителя, Вы можете обратиться за бесплатной юридической помощью, существующей в рамках процедуры о предоставлении юридической помощи (Правило 91 и далее Регламента Суда). Однако, бесплатная юридическая помощь, как правило, предоставляется только в делах, затрагивающих сложные фактические и правовые вопросы, а не в делах, по которым существует устоявшаяся практика Суда1. Кроме того, сумму, единовременно выплачиваемую в рамках юридической помощи, следует рассматривать как частичное участие в затратах на юридическое представительство.

      8.  Участие третьей стороны: если Вы являетесь гражданином другого государства, нежели государство-ответчик, правительству этого государства может быть предложено принять участие в разбирательстве (статьей 36 § 1 Конвенции и Правило 44 Регламента Суда). Вы будете проинформированы об ответе правительства Вашего государства.





      ____________________________________
      1.  В данном случае имеются в виду, в частности, дела, связанные с длительностью процедуры или неисполнением судебных решений (Молдова, Россия, Украина), а также некоторые категории дел об экспроприации (Турция).