ГКПИ 98-191
*ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
18 июня 1998 года
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Российской Федерации в лице
судьи Верховного Суда Российской Федерации Федина А.И.
при секретаре Поповой Ю.В.
с участием прокурора Федотовой
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по жалобе Цедербаума Ю.Я. на пункт 8.4 Рекомендаций по реализации Федерального закона от 21 июля 1997 года № 113-ФЗ "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий"
установил:
1 декабря 1997 г. первый заместитель министра труда и социального развития Российской Федерации и 4 декабря 1997 г. председатель правления Пенсионного фонда Российской Федерации издали (утвердили) Рекомендации по реализации Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 113-ФЗ "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий".
Цедербаум Ю.Я. обратился в Верховный Суд РФ с жалобой, в которой поставил вопрос о признании незаконным п. 8.4 указанных Рекомендаций, предусматривающего, что ограничению в размере 1,2 (от среднемесячной заработной платы в стране) подлежит общая сумма пенсий, включая все установленные пенсионным законодательством надбавки, повышения, а в соответствующих случаях и компенсационную выплату, устанавливаемые к пенсии.
По мнению заявителя, данный пункт Рекомендаций противоречит требованиям Федерального закона, применяющего указанное ограничение к общей сумме пенсий (лицам, имеющим право на получение двух пенсий) без включение в нее (сумму) надбавок, повышений и других компенсационных выплат.
Сам заявитель, будучи инвалидом вследствие военной травмы, незаконно репрессированный, имеющий возраст свыше 80 лет и в связи с этими обстоятельствами получающий две пенсии по Закону "О государственных пенсиях в РФ" и определенные надбавки, тем самым доказал факт нарушения его прав оспоренных пунктом Рекомендаций.
В соответствии с п. 10 Указа Президента РФ от 23 мая 1996 года № 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, кроме актов и отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу, и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний, на указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров.
В настоящем судебном заседании установлено, что изданные Министерством труда и социального развития РФ и Пенсионным фондом РФ Рекомендации содержат положения нормативного характера, поскольку они (эти положения, в том числе и п. 8.4 Рекомендаций) предписывают определенные правила, влекущие правовые последствия. Рекомендации могут действовать в отношении неопределенного круга лиц и рассчитаны на неоднократное применение.
В частности, п. 8.4 Рекомендаций предписывает ограничивать в размере 1,2 общую сумму пенсий, включая все предусмотренные пенсионным законодательством надбавки, повышения, а в соответствующих случаях и компенсационную выплату, устанавливаемые к пенсии.
Таким образом, Рекомендации являются по существу нормативным правовым актом, затрагивающим права, свободы и обязанности человека и гражданина, независимо от их формального названия (в данном случае Рекомендации), в связи с чем в соответствии с пунктами 8 и 10 Указа Президента РФ от 23 мая 1996 года подлежали государственной регистрации и официальному опубликованию (с соответствующими изменениями формы этого акта).
Как установлено в судебном заседании, оспоренные Рекомендации не были зарегистрированы в Министерстве юстиции РФ и не опубликованы официально.
Указанные обстоятельства подтверждаются сообщением Министерства юстиции РФ и не оспаривались заинтересованными в деле лицами
.При таком положении суд считает, что изданные Министерством труда и социального развития РФ и Пенсионным фондом РФ Рекомендации не могут быть признаны законными и действующими в какой бы то ни было части (как в обжалованной по существу части, так и в необжалованной их части), как принятые с нарушением установленного ч
III ст. 15 Конституции РФ и Указом Президента Российской Федерации порядка.В судебном заседании установлено, что данные Рекомендации были направлены для использования в работе (фактически - для применения) в подведомственные Министерству труда и социального развития РФ и Пенсионному фонду РФ органы, что не оспаривалось представителями Министерства труда и социального развития РФ и Пенсионного фонда РФ.
В связи с этим и поскольку в соответствии с п. 10 приведенного выше Указа Президента РФ обжалованные заявителем Рекомендации в силу изложенных обстоятельств не имеют силу, не влекут правовых последствий и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, на руководителей Министерства труда и социального развития РФ и Пенсионного фонда РФ, направивших эти Рекомендации в подведомственные им органы для применения, должна быть возложена обязанность отозвать из указанных органов нормативный акт.
При этом суд учитывает положение, содержащееся в п. 2 Постановления Правительства РФ от 13 августа 1997 года № 1009 "Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации" согласно которому федеральным органам исполнительной власти предписано исключить случаи направления для исполнения нормативных правовых актов, не прошедших государственную регистрацию и не опубликованных в установленном порядке, а также п. 19 указанных Правил, согласно которому федеральные органы исполнительной власти направляют для исполнения нормативные акты, подлежащие государственной регистрации, только после их регистрации и официального опубликования.
Кроме того, судом установлено, что обжалованный заявителем п. 8.4 Рекомендаций противоречит требованиям Федерального закона и по существу.
Так, оспоренное заявителем положение Рекомендаций предусматривает, что ограничению в размере 1,2 (от среднемесячной заработной платы в стране) подлежит общая сумма всех пенсий, включая все предусмотренные пенсионным законодательством надбавки, повышения, а в соответствующих случаях и компенсационную выплату, устанавливаемые к пенсии.
Между тем включение в общую сумму пенсий (лицам, получающим две пенсии) всех предусмотренных Законом надбавок, повышений и компенсаций для последующего ограничения полученной общей суммы размером 1,2 (от среднемесячной заработной платы в стране) не соответствует ст. 7 Закона РФ от 20 ноября 1990 года "О государственных пенсиях в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 21 июля 1997 года № 113-ФЗ).
Именно статьей 7 данного закона установлено ограничение в размере 1,2 от средней заработной платы по стране. Это положение ст. 7 относится к новому механизму исчисления (увеличения) основного размера пенсии именно лишь по этой статье Закона, то есть к размерам пенсий, определяемых на основе индивидуального коэффициента пенсионера.
Вопросы же надбавок и повышений к пенсии регулируются не ст. 7, а статьями 21 и 110 Закона РФ "О государственных пенсиях в РФ".
Не претерпела изменения с принятием Закона РФ от 21 июля 1997 года и ст. 111 данного закона, согласно ч.
III которой пенсия с надбавками не ограничиваются предельной суммой.Анализ приведенных статей Закона РФ "О государственных пенсиях в РФ" позволяет сделать вывод о том, что ограничению размером в 1,2 от среднемесячной заработной платы в стране подлежит общая сумма двух пенсий (при получении их пенсионером) без включения в эту сумму предусмотренных пенсионным законодательством надбавок, повышений, а в соответствующих случаях и компенсационных выплат, устанавливаемых к пенсии, то есть общая сумма основных размеров пенсий.
Фактически обжалуемым пунктом 8.4 Рекомендаций заявитель неправомерно лишен граждан предусмотренного статьей 7 Закона РФ "О государственных пенсиях в РФ" права на получение надбавки и повышений к пенсии без ограничения их совместно с основным размером пенсий числом 1,2 от средней заработной платы по стране и потому является незаконным.
Руководствуясь ст. ст. 191-197, 231, 232, 239-7 ГПК РСФСР, Верховный Суд РФ
решил:
жалобу Цедербаума Юрия Яковлевича удовлетворить.
Рекомендации по реализации Федерального закона от 21 июля 1997 года № 113-ФЗ "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий", утвержденные 1 декабря 1997 г. первым заместителем министра труда и социального развития РФ и 4 декабря 1997 года Председателем Правления Пенсионного фонда РФ незаконными (недействующими) со дня их издания
.Обязать министра труда и социального развития Российской Федерации и Председателя Правления Пенсионного фонда Российской Федерации отозвать данный нормативный правовой акт из подведомственных им подразделений.
Решение Верховного Суда Российской Федерации обжалованию и опротестованию в кассационном порядке не подлежит.
Судья Верховного Суда Российской Федерации
А. И. ФЕдин
Acuvue 90 линз На сайте Ochkov.Net вы сможете оставить свой отзыв о acuvue 90 линз. |