НОВЫЙ ЗАКОН НАНЁС ЕЩЁ ОДИН УДАР ПО ЧЕРНОБЫЛЬЦАМ

      Изменения и дополнения в Закон РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации, вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", о необходимости, принятия которых так много говорилось на разных уровнях, наконец-то приняты в окончательном варианте и с 15 февраля 2001 года вступили в законную силу. Во время обсуждения проекта это-го федерального закона со всех сторон звучали заверения о том, что он позво-лит значительно улучшить материаль-ное положение большинства инвалидов-чернобыльцев, причем многим из них в несколько раз! Количество "сча-стливчиков" оценивалось, чуть ли не в 90 процентов, а то и больше!
      Казалось бы, есть повод для радости. Но не тут-то было! При ближайшем рассмотрении нового закона радость моментально улетучивается, а возникает чувство недоумения и протеста. Вспоминается обращение президента Союза "Чернобыль" России В.Л. Гришина к депутатам Государственной Думы с призывом о недопустимости принятия закона в том варианте, в котором он в настоящее время утвержден, так как этот вариант будет противоречить Конституции РФ и действующему законодательству РФ о возмещении вреда. Но не прислушались народные избранники к мудрому совету.
      А может, все не так уж и страшно? Может, новый закон не так уж и плох? Может, нет причин для паники?
      Не вникая в суть всех аспектов нового закона, остановимся лишь на суммах возмещения вреда, давно набивших оскомину нашим славным "радетелям" за государственный карман.
      Согласно новой редакции п.25 ст.14 Закона РФ "О социальной защите..." инвалидам-чернобыльцам гарантируется возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС, выплатой ежемесячной денежной компенсации в следующих размерах:
      инвалидам первой группы - 5000 рублей,
      инвалидам второй группы - 2500 рублей,
      инвалидам третьей группы - 1000 рублей.
      Таким образом, ежемесячная денежная компенсация устанавливается в твердом размере, без учета процентов утраты трудоспособности и размера заработной платы до наступления инвалидности, что противоречит ст. 1086 Гражданского кодекса РФ, в соответствии, с которой определяется возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина при исполнении договорных обязательств, а также при исполнении обязанностей военной службы, службы в милиции и других соответствующих обязанностей (ст. 1084 ГК РФ).
      Для справки. Согласно ст. З части первой Гражданского кодекса РФ федеральные законы принимаются в соответствии с ГК РФ, а согласно ст.4 Федерального закона РФ "О введении в действие части второй Гражданского кодекса РФ": "Впредь до приведения законов и иных правовых актов, действующих на территории РФ, в соответствие с частью второй Кодекса, законы и иные правовые акты РФ применяются постольку, поскольку они не противоречат части второй Кодекса".
      Следовательно, новая редакция п.25 ст. 14 применяться не может как противоречащая части второй Гражданского кодекса РФ.
      К тому же если инвалидам-чернобыльцам, получавшим возмещение вреда до вступления в силу нового закона, оставлено право на получение ранее установленной ежемесячной суммы, то ставшим инвалидами после 15 февраля 2001 года разрешено получение возмещения вреда только в размере, установленном в новом законе. Тем самым они поставлены в худшее положение по сравнению не только с вышеназванной категорией инвалидов-чернобыльцев, но и с гражданами, получающими возмещение вреда, связанного с производством, и не являющимися пострадавшими от чернобыльской катастрофы. А это уже противоречит ст.19 Конституции РФ, гарантирующей равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от каких-либо обстоятельств и запрещающей любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной принадлежности.
      Все инвалиды-чернобыльцы лишены права на индексацию сумм возмещения вреда в соответствии с ростом минимального размера оплаты труда (МРОТ), между тем как у инвалидов, получивших увечье на производстве и не являющихся пострадавшими вследствие чернобыльской катастрофы, получающими возмещение вреда, это право есть. Ухудшение положения у чернобыльцев в данном случае заключается в том, что при увеличении в течении года МРОТ в несколько раз у инвалидов-нечернобыльцев сумма возмещения вреда будет увеличиваться в это же количество раз и в соответствующем размере, а у чернобыльцев эта сумма будет "заморожена" в течение всего года (как минимум).
      Пример. У инвалида-чернобыльца и у инвалида-нечернобыльца на 15 фев-раля 2001 года размер возмещения вреда абсолютно одинаков. При первом же повышении МРОТ у нечернобыльца сумма возмещения вреда возрастет, а у чернобыльца останется прежней, то есть будет меньше.
      К этому следует добавить, что МРОТ, вполне возможно, за год увеличится в большем размере, чем официальная величина прожиточного минимума.
      Положения ст.2 нового Закона о порядке повышения сумм возмещения вреда противоречат не только ст. 1091 Гражданского кодекса РФ, но и Закону РФ "Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР" от 24.10.91 г., которым предусмотрена индексация доходов граждан, в том числе и сумм возмещения вреда, в связи с ростом потребительских цен, но не раз в год, а при пороге в шесть процентов. Порог индексации согласно ст.4 этого закона - это индекс потребительских цен, с которого начинается индексация денежных доходов. Этих порогов в течение года может быть несколько.
      Кроме этого, указанные положения ст.2 нового закона входят в противоречие с п.2 ст.5 этого же закона, согласно которому "государственные пенсии, пособия, компенсации и иные выплаты гражданам, установленные настоящим Законом, подлежат повышению в соответствии с законодательством Российской Федерации". А законодательство Российской Федерации в свою очередь состоит из Гражданского кодекса и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов (см. п.2 ст. З ГК РФ). Т.е. повышение возмещения вреда должно производиться в соответствии со ст.318 и 1091 Гражданского кодекса РФ и принятым в соответствии с ним Законом РФ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" № 125-ФЗ от 24.07.98 г., предусматривающими повышение сумм возмещения вреда пропорционально росту МРОТ.
      Ст.2 нового закона в части повышения сумм возмещения вреда применяться не может как противоречащая части второй Гражданского кодекса, а также в связи с наличием в этом законе п.2 ст.1, предусматривающего иной порядок повышения.
      Аналогичная ситуация и с семьями, потерявшими кормильца из числа граждан, погибших в результате катастрофы на ЧАЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой.
      Для чернобыльцев, имеющих утрату профессиональной трудоспособности в результате причинения вреда здоровью в связи с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС, но не являющихся инвалидами, возмещение вреда также установлено в противоречии с Гражданским кодексом и ставит их в неравное, гораздо худшее, по сравнению с имеющими утрату профессиональной трудоспособности, но не являющимися чернобыльцами.
      Пример. У чернобыльца и нечернобыльца одинаковая зарплата, скажем 2000 рублей. При утрате трудоспособности в 30 процентов (обычный процент утраты без установления инвалидности) нечернобылец будет получать 600 рублей, а чернобылец - всего 250!
      Подводя итог вышесказанному, можно отметить, что изменения, внесенные в Закон РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС", ставят чернобыльцев, получивших увечье, в гораздо худшее положение по сравнению с получившими увечье на производстве в обычных условиях, что противоречит ст. 19 Кон-ституции РФ, запрещающей любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной принадлежности, а также ст.55 Конституции РФ, согласно которой в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.
      По поводу улучшения материального положения преобладающего большинства инвалидов-чернобыльцев необходимо сказать следующее. Кажущееся увеличение возмещения вреда для получавших его в размере менее 1000 рублей (по состоянию на 14 февраля 2001 года) так и остается кажущимся.
      Начать следует с того факта, что, несмотря на увеличение МРОТ с 1 июля 2000 года в 1,58 и с 1 января 2001 года в 1,52 раза, т.е. в общей сложности - в 2,395 раза, суммы возмещения вреда чернобыльцам, вопреки законодательству Российской Федерации, органами соцзащиты населения оба раза проиндексированы не были (была произведена одна индексация - с 1 января 2001 года - в 1,2 раза), и в результате почти все чернобыльцы, имеющие право на возмещение вреда, получают его в два раза меньше, чем это предусмотрено законодательством Российской Федерации для возмещения вреда. (Почти все, написано потому, что в некоторых случаях удалось восстановить справедливость через суд и суд обязал органы соцзащиты произвести индексацию возмещения вреда в соответствии с за-конодательством. Но это удалось не везде. По данному вопросу необходимо постановление пленума Верховного суда.) Между тем возмещение вреда для получивших увечье на производстве в обычных условиях оба раза было успешно проиндексировано.
      Пример. Инвалиду-чернобыльцу третьей группы выплачивается возмещение вреда в сумме 800 рублей (по состоянию на 30 июня 2000 г.). С 01.07.2000 г. эта сумма должна быть проиндексирована в 1,58 раза, а с 01.01.2001 г. -в 1,52 раза, т.е. с 01.07. 2000 г. размер возмещения вреда составит 1264 руб., а с 01.01.2001 г. - 1921 рубль. Ему же возмещение вреда проиндексировано только с 01.01.2001 г. в 1,2 раза, в результате чего составило сумму в размере 960 рублей.
      Казалось бы, 1000 рублей, гарантированная ему новым законом, как инвалиду третьей группы, пусть не намного, но больше, чем 960 рублей (чем не повышение материального уровня?). Это так, но 1000 рублей в 1,921 раза меньше суммы, гарантированной законодательством о возмещении вреда.
      Вот такое "улучшение"! Это при том, что получивший увечье на производстве в обычных условиях и имевший возмещение вреда в таком же размере, что и чернобылец (по состоянию на 30.06.2000 г.), с 1 января 2001 года получает его в размере в два раза большем, чем чернобылец! Если это не дискриминация, то, что это?
      Простейший арифметический подсчет показывает, что с учетом положенной индексации с 01.07.2000 г. и с 01.01.2001 г. в 1,58 и 1,52 раза соответственно размер возмещения вреда, установленный в новом законе, возрастет лишь у инвалидов-чернобыльцев, получавших возмещение вреда (по состоянию на 30.06.2000 г.) в размере:
      менее 418 рублей - для третьей группы;
      менее 1044 рублей-для второй группы;
      менее 2088 рублей - для первой группы.
      Но выгодным новый порядок исчисления суммы возмещения вреда не становится никому, т.к. в дальнейшем эти суммы пропорционально росту МРОТ индексироваться не будут.
      Основную массу инвалидов-чернобыльцев составляют инвалиды третьей группы (около 65 процентов), из них преобладающее большинство (около 90 процентов) получало на 30.06.2000 г. возмещение вреда в размере более 418 рублей в месяц. Инвалидов второй группы (около 20 процентов из общего количества), получавших возмещение вреда в размере свыше 1044 рублей, - около 80 процентов.
      Данные о размере возмещения вреда приводятся по состоянию на 30.06.2000 г. потому, что он, вопреки законодательству РФ о возмещении вреда, 1 июля 2000 г. и 1 января 2001 г. пропорционально повышению МРОТ не индексировался.
      Как видим, для большинства инвалидов-чернобыльцев и почти всех чернобыльцев, получивших повреждение здоровья без установления инвалидности, новый порядок исчисления сумм возмещения вреда невыгоден. Новый порядок выгоден в основном получавшим возмещение вреда из расчета семикратного МРОТ. А таких в общем, числе получающих возмещение вреда менее 10 процентов Новый порядок исчисления сумм возмещения вреда не только не выгоден для большинства, но и значительно ухудшает их материальное положение. Новый закон ударил по карману не только получателей баснословных сумм, которых в общем, количестве получателей возмещения вреда, по официальным данным, всего 0,7 процента и ради которых (т.е. для приведения этих сумм в нормальное состояние), как утверждают разработчики нового закона, это все и затевалось, но и преобладающее большинство инвалидов-чернобыльцев, получавших до 1 июля 2000 года возмещение вреда в размере 500 - 800 рублей. Для того чтобы повысить жизненный уровень для меньшинства получателей маленьких сумм, не было необходимости изменять закон в сторону снижения жизненного уровня для большинства.
       Достаточно было определить минимальный размер суммы возмещения вреда либо повысить минимальный размер заработка, из которого исчисляются эти суммы. А получилось, что меньшинству добавили, а у большинства - забрали.
      Закон РФ № 5-ФЗ от 12.02.2001 г. "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС" можно рассматривать и как закон, лишивший инвалидов-чернобыльцев и чернобыльцев, получивших повреждение здоровья без установления инвалидности, права на возмещение вреда, причиненного здоровью и гарантированного им законодательством Российской Федерации о возмещении вреда, т.к., хотя и в п. З и 4 ст.1 этого закона им и гарантировано возмещение вреда, причиненного здоровью, но по своей сути эти выплаты являются не возмещением вреда, а некими социальными выплатами, поскольку:
      а) вред, причиненный здоровью, не возмещается пострадавшему в полном объеме, как это предусмотрено законодательством о возмещении вреда, в частности ст.1064 Гражданского кодекса - утраченный потерпевшим заработок, который он имел либо определенно мог иметь, у преобладающего большинства чернобыльцев компенсируется не полностью, а лишь частично, вопреки положениям ст.1085 ГК РФ, согласно которой возмещение вреда, причитающееся потерпевшему в соответствии с этой статьей, может быть увеличено, но никак не уменьшено;
      б) размер ежемесячной денежной компенсации, определенный в новом законе, установлен в твердом размере, в то время, как законодательством о возмещении вреда (ст.1086 ГК РФ) размер подлежащего возмещению утраченного потерпевшим заработка определяется в процентах к его среднему месячному заработку до увечья или иного повреждения здоровья либо до утраты им трудоспособности, соответствующих степени утраты потерпевшим профессиональной трудоспособности;
      в) при уменьшении трудоспособно-сти чернобылец не имеет права на соответствующее увеличение возмещения вреда, между тем как законодательством о возмещении вреда (ст. 1090 ГК РФ) это право гарантировано;
      г) при повышении в установленном законом порядке минимального размера оплаты труда выплаты, установленные новым законом, не повышаются, а возмещение вреда согласно ст. 318 и 1091 ГК РФ-повышается.
      Таким образом, ежемесячная денежная компенсация, определенная в новом законе, не может рассматриваться как возмещение вреда. А лишение чернобыльцев, получивших повреждение здоровья с установлением или без установления инвалидности, права на возмещение вреда противоречит ст.19 Конституции РФ, определяющей равенство всех перед законом и запрещающей любые формы ограничения прав по признакам социальной принадлежности, ст.55 Конституции РФ, запрещающей издание законов, отменяющих или умаляющих права и свободы человека и гражданина, ст.1084 Гражданского кодекса РФ, гарантирующей возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина при исполнении договорных обязательств, а также при исполнении обязанностей военной службы, службы в милиции и других соответствующих обязанностей.
      Новый закон, как противоречащий Конституции и Гражданскому кодексу Российской Федерации, применяться не может и послужит причиной массовых обращений в Конституционный суд и суды общей юрисдикции.
      После внимательного изучения нового закона невозможно избавиться от мысли, что по чернобыльцам нанесен очередной (последний ли?) удар!
В. ШЕРСТОБИТОВ,
председатель Шиханской городской общественной организации Саратовской области "Ассоциация
"Чернобыль", член общественного совета при уполномоченном по правам человека в Саратовской области.

Опубликовано в газете "Российский Чернобыль" №/№ 35-36 2001 г.