Радиационная защита населения Украины: гладко было на бумаге, да забыли про радон… В радиационной защите населения Украины
исторически сложились двойные и тройные стандарты, когда в чужом глазу и
соринка видна, а в своем и бревно незаметно. Именно такая ситуация возникла, с
одной стороны, в отношении к «имперскому» Чернобылю и, с другой, - к родному украинскому радиоактивному
газу радону( см.,например, В.Русов
и др. «Малые дозы и вездесущий радон», Урядовий кур'єр,
№70,15 апреля 2000 г. и В.Овдин «Программа принята. Забудьте»,
ЗН, №20, 20 мая 2000 года). Ответственность за такую ситуацию несет, в
первую очередь, Национальная комиссия радиационной защиты населения Украины при
Верховной Раде Украины (см. ЗН №16/289, 22 апреля 2000 г, Ю.Соломатин «О
концепции радиационной защиты и двойных стандартах»). Но обо всем еще раз
подробно и по порядку. . 1.Что является " мерой всех вещей" в области
радиационной защиты? Такой
мерой является доза облучения человека, как всеобщий
и универсальный эквивалент риска утраты здоровья. Именно доза, если она
правильно рассчитывается или измеряется, является " мерой всех вещей ", именно
в ней и через нее учитывается различие как в происхождении
радиоактивности ( искусственная или естественная, природная ), так и видах ( альфа-, бета-, гамма-
или нейтронного ) излучения. Единицей
измерения дозы является всем известный
БЭР ( биологический эквивалент рентгена ) или Зиверт. Соотношение
указанных единиц таково : 1 Зв = 100 БЭР,
или 1 мЗв =
0,1 БЭР. 2.Что
было " до того"? Как
правило, общественность, и тем более «пересічний українець",
до сих пор пребывают в полной уверенности, что "до того" (до Чернобыля) повышенной радиоактивности и проблемы радиационной защиты населения не
было. Это
совершенно не так! Была ли радиоактивность радиоактивность
вообще и тем более повышенная до
Чернобыля? Да, была. Более того, ученые утверждают, что природная
радиоактивность, вместе с солнечной радиацией, явилась одним из факторов,
определивших характер эволюции жизни на Земле.
До
Чернобыля атом был в сознании ученых и простых людей мирным и добрым, если не
попадал в злые и безответственные руки. Как это случилось, например, в августе
1945 года при бессмысленной атомной
бомбардировке американцами японских
городов Хиросимы и Нагасаки, во время которых погибло около 300 тысяч мирных
жителей. Ученые
всего мира до Чернобыля активно изучали теперь уже почти всеми "стыдливо"
позабытое явление радиационного гормезиса, т.е.
позитивного влияния малых и умеренных доз радиации на биологические процессы.
Ярчайший пример - до сих пор популярные радоновые ванны в чешских Карловых
Варах или украинском Хмельнике. В
новом проекте " Концепции защиты населения Украины в связи с чернобыльской
катастрофой", разработанной во исполнение поручения Верховной Рады и
Кабинета Министров Украины Рабочей группой ученых и специалистов в 2001 году, по моему предложению впервые внятно и четко
сделана констатация того, сколько же было " мирного атома" до Чернобыля. Ученым
и специалистам хорошо известно, что за год среднестатистический гражданин
Украины получал и получает 0,52 бэр , в
том числе до 80% этой величины за счет природного
радиоактивного газа радона,
который всегда присутствует в воздухе жилых и производственных
помещений. Всем известный гамма- фон окружающей среды, который почти каждый гражданин Украины умеет измерять с помощью бытовых или профессиональных дозиметров, в указанной величине годовой дозы составляет всего от 10 до 20 % ! Примерно столько же составляет доза за счет одной флюорографии при обследовании грудной клетки или легких. Именно на фоне таких дозовых
нагрузок следует рассматривать вклад аварийной компоненты, связанной как с
Чернобылем, так и с другими радиационными авариями. 3.Что
добавил Чернобыль? Напомним, что согласно Законов Украины, связанных с Чернобыльской
катастроф, принятых в великой спешке в
феврале 1991 года Верховным Советом УССР, принят следующий порядок зонирования
территорий и населенных пунктов по величине ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ, по отношению к
природному и техногенно-усиленному фону, величине
дозы облучения, связанной с радиоактивным загрязнением местности вследствие аварии на Чернобыльской
АЭС: Ø
-4-я зона усиленного радиоэкологического контроля - от 0,05 до 0,10 бэр
/ год, что составляет от 10 до 20 % от
суммарной дозы, которая была " до того "; Ø
-3-я зона добровольного гарантированного отселения - от 0,10 до 0,50
бэр/ год, что составляет от 20 до 100% от величины, которая была " до того"; Ø
-2-я зона обязательного отселения _ свыше 0,50 бэр/ год, т.е. свыше 100
% от величины, которая была " до того"; Ø
-зона отчуждения - дозовые критерии не установлены, а границы зоны были
определены Постановлениями Кабинета Министров УССР, т.е. по сути
являются волюнтаристскими. Следует
заметить, что выделение и существование
4-й зоны противоречит двум
основополагающим документам: 1) принятой в качестве руководства к действию всем
мировым сообществом Публикацией № 60 МКРЗ от 1990 года, устанавливающей, что
условием проживания и трудовой деятельности населения без ограничений по радиационному
фактору является получение дополнительной за счет загрязнения территории
радиоактивными изотопами дозы, не превышающей уровня облучения 1,0 мЗв ( 0,1 бэр ) в год, и 2)"Концепции проживания населения на территориях
Украинской ССР с повышенными уровнями радиоактивного загрязнения в результате
Чернобыльской катастрофы", принятой Верховным Советом УССР в феврале 1991 года
( так называемая 7-бэрная концепция ), и статье 1 " Определение территорий,
подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате Чернобыльской катастрофы"
Закона УССР "О правовом режиме территории ,подвергшейся
радиоактивному загрязнению в результате Чернобыльской катастрофы" и статье 3 "
Условия проживания и трудовой деятельности населения без ограничений по
радиационному фактору" Закона УССР "О
статусе и социальной защите граждан, пострадавших в результате Чернобыльской
катастрофы", подтверждающих изложенные выше положения Публикации № 60 МКРЗ. Так что
появление и существование до сих пор 4-й зоны является сугубо украинским феноменом,
не имеющем прецедента нигде в Европе и в мире! Это тот самый случай, про
который принято говорить: " Нельзя, но если очень хочется, то можно!".
Неофитами от радиологии предполагалось, что существование 4-й зоны будет
неопределенно долго обеспечиваться нефтедолларовым
бюджетом союзного Центра. Но в феврале
1991 года никто не думал и не предполагал, что к декабрю 1991 года эти проблемы унаследует уже независимая Украина и окончательное их решение растянется на десятки лет и перейдет в третье тысячелетие! 4.
Внимание! Радон - опасность № 1 Когда
за год среднестатистический гражданин Украины получал и получает, кроме
Чернобыля, 0,52 бэр , в том числе до 80%
этой величины за счет природного радиоактивного газа
радона, который всегда присутствует в
воздухе жилых и производственных помещений, то
все это " в среднем". А каковы пределы изменений годовой дозы за счет
природного и техногенно -усиленного
радиоактивного фона? Сосредоточим наше внимание на главной компоненте, на
основном " вкладчике " в дозу - природном радиоактивном газе
радоне , являющемся альфа- излучателем и поэтому особенно опасным. Радон является продуктом радиоактивного
распада элементов ряда урана-радия, всегда присутствующих в горных породах,
прежде всего гранитах, на которые так богата Украина, и почвах. Здесь действует
простое правило: " Где граниты, там существует повышенная радоновая опасность." Если принять во внимание,
что центральную часть Украины слагает одноименный кристаллический массив, с
которым связана Центрально-Украинская радиогеохимическая провинция, вмещающая Кировоградский урановорудный
район, то контуры радоноопасных
зон в первом приближении могут быть определены именно по геологическим
данным - специалистами в области прогнозирования, поисков и разведки урановых
месторождений и радиоэкологами. Согласно практически
неизвестной не только широким кругам украинской общественности, но и многим
специалистам Публикации № 65 МКРЗ (Международной комиссии радиационной защиты ) 1993 года " радоноопасная зона" может быть определена как зона, в
которой около 1% жилищ имеют концентрацию радона в 10 раз превыщающее
среднее национальное значение". По всему миру средняя концентрация радона
принята на уровне 15 Бк / м3
. В Украине эта величина в 2-3 раза выше. Национально-сознательные патриоты от
радиологии говорят, что этническому украинцу радон нипочем, его организм якобы
за тысячелетия существования на этих территориях приспособился к повышенным
дозам радиации за счет радона. Такие утверждения уже на Нобелевскую премию в области
радиационной защиты тянут, но пока никто
из героев Украины в области радиационной защиты такую заявку подать почему-то
не догадался. А зря! Наша отечественная дурь в этой
области тогда стала бы очевидной всему миру окончательно и бесповоротно. Первые
варианты схематических прогнозных карт потенциально - радоноопасных
зон масштаба 1 : 500 000 Украины уже имеются. Но они в Украине не
востребованы, то - есть никому не нужны. 5.О современных радиационно-гигиенических
регламентах по радону. Согласно
НРБУ- 97 ( норм радиационной безопасности Украины, утвержденных МОЗ Украины в
конце 1997 года), радиационно-гигиенические регламенты по радону отнесены к 4-й
группе, которая определяет уровни
вмешательства и уровни действий,
направленные на уменьшение доз хронического облучения человека от техногенно -усиленных источников
природного происхождения. Уровни действий для радона выражаются в
величинах среднегодовой ЭРОА ( эквивалентной равновесной
объемной активности ) изотопов радона в воздухе помещений , измеряемой в Бк / м3 ( беккерель
на метр кубический воздуха). Согласно
Публикации № 50 МКРЗ от 1987 года "Риск заболевания раком легких от воздействия
дочерних продуктов распада радона в помещениях", уровни действия могут быть
пересчитаны в среднегодовые ЭЭД (эффективные эквивалентные дозы ). В результате, по данным НЦРМ АМН Украины (лаборатория
радиоэкологии, доктор биологических наук Лось И.П. ),
имеем такие соотношения: 1)обязательный
уровень действий - для помещений детских учреждений, санаторно-курортных и
лечебно-оздоровительных учреждений, а также
здания и сооружения, которые реконструируются для эксплуатации с
постоянным пребыванием людей - свыше 50
Бк/ м3 ,что составит свыше 3,37 мЗв / год ( 0,34 бэр/ год ). 2)согласованный
уровень действий - для ранее построенных зданий, которые эксплуатируются с
постоянным пребыванием людей -свыше 100 Бк3
/ м . что составит свыше 6,42 мЗв / год ( 0,64 бэр
/ год ). 3) уровень
действий в воздухе производственных помещений - свыше 300 Бк / м3
, что составит до 18,4 мЗв / год ( 1, 84 бэр/ год). 4) уровень действияй безусловно-оправданного вмешательства (
вплоть до отселения ) -для жилых и производственных
помещений всех типов и назначения - свыше
400 Бк3 / м , что
составит до 24.7 мЗв
/ год ( 2,47 бэр / год ). В
1992-99 гг. в МЧС Украиныбыла реализована
научно-практическая программа " Радон". Эта программа осуществлялась на
пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы территориях. Полученные данные
свидетельствуют, что дозовые нагрузки за счет радона в жилых помещениях сельской местности разных регионов
Украины, в зависимости от специфических
условий геологического строения
территорий, составляют для населения от в 0,15 бэр/ год до 1,0 - 1,5 бэр / год.
А в отдельных зданиях достигают при этом до
3-5 бэр/ год, то- есть до
210-350 бэр за 70 лет жизни. Приведенные
данные свидетельствуют о чрезвычайной важности радоновой проблемы для Украины и
необходимости возведения этой проблемы в ранг государственной, о чем неоднократно официально заявлялось
учеными и специалистами. Однако воз и ныне там… Почему? А
что делается в отношении предотвращения радоновой опасности " у них ", т.е. в странах, которые мы
подобострастно называем цивилизованными? Так вот, " у них "( США, Канада, Швеция, ФРГ,
Финляндия, Франция и др.) уже несколько десятков лет назад разработаны и
реализованы специальные исследовательские программы по радону, а на каждый
жилой дом имеется сертификат радиационного ( прежде всего - по радону )
качества, без которого немыслимы какие- либо операции с недвижимостью. Так что " у них" с радоновой проблемой
давно все в порядке. Отметим, что еще с дочернобыльских времен! Что и позволило им спокойно и
обоснованно перейти от 35 к 7 - бэрной концепции
радиационной защиты населения. 6. Что там на самом деле с пострадавшими вследствие
Чернобыля территориями? Именно для того, чтоб непредвзято отыскать
единственную на всех чернобыльскую правду, было бы целесообразно, на мой
взгляд, возвратиться к тем условиям и обстоятельствам, в которых
подготавливался и принимался в феврале
1991 года пакет законов, связанных с чернобыльской трагедией. Это была эпоха
разнузданного шельмования «патриотами» Чернобыля той власти, которая в те
времена была. Вот как лихо делал "наезд" на власть тогдашний народный депутат Украины, писатель В. Яворивский
в своем выступлении 5 февраля 1991 года на сессии Верховного Совета УССР ( цитируем ): « Под этими законами, которые мы с вами будем
принимать, под всеми документами стоят подписи чернобыльской комиссии,
правительства и Академии наук. Все вопросы согласованы, хотя за всем этим стоит
трудная, сложная, выматывающая драматургия. Прежде
всего, вы помните наше первое постановление, летнее постановление в отношении
Чернобыля, когда мы поручили правительству уже к осенней сессии внести пакет
законопроектов. Это не было сделано, поэтому мы с вами втянулись
в политические пристрасти. Правительство
этих документов не подало, и собственно чернобыльская комиссия вместе с союзом «Чернобыль», многими
заинтересованными организациями и депутатами провела ту работу, которую должно
было осуществить правительство. Поэтому я хочу, поднявшись на эту наивысшую
в нашей державе трибуну, просто назвать
пятерых человек, экспертов нашей комиссии - Евгения Тихонова, Андрея Булгакова,
Василия Лисового, Михаила Борисюка, Николая Карпана, которые сделали то, что должны были сделать
правительство вместе с Академией наук» (конец цитаты). Из цитированного следует, что никакого научного, со стороны Академии
наук, обоснования пакета чернобыльских
законов не было, а подписи правительства и Академии наук были «выкручены» от
них перечисленными выше активистами чернобыльской комиссии. Вот такая чернобыльская правда! Еще одно цитирование В.Яворивского
из названного выше выступления: «А теперь взглянем на Чернобыль с высоты 1991
года. Мы прошли путь от лжи и фальши до правды». Далее
пан Владимир делает наезд на преступную «имперскую» 35-бэрную концепцию
радиационной защиты населения, "позорные" (.. с его точки зрения ) критерии МАГАТЭ и провозглашает: « Те люди, которые пребывают в наших зонах, могут набрать максимум 111
бэр и минимум 53 бэра за жизнь. А теперь сравните это с 35-бэрною концепцией
Ильина, против которой мы с вами воевали!» Напомним уважаемому
читателю, что именно на этой сессии была принята как более гуманная, по
определению ее авторов, 7-бэрная концепция радиационной защиты населения,
которая предусматривает, что « величина дозы дополнительного облучения,
связанного с Чернобыльской катастрофой,
не должна превышать 1,0 мЗв ( 0,1
бэр ) за год и 70 мЗв ( 7 бэр ) за 70 лет жизни сверх
дозы, которую население получало в доаварийный период
в конкретных природных условиях ». Именно на этой Концепции и
должен был быть разработан пакет чернобыльских законов. Однако этого не
случилось..! И прежде всего это касается
так называемой 4-й зоны усиленного радиоэкологического контроля ( дозовые границы от 0,05 до 1,0 мЗв
за год ), для которой законодателями от
широты души номинально принята 3,5 бэрная концепция (
0,05 бэр х 70
лет), а де-факто, с учетом определения нижней
границы зоы по так называемому 90% показателю
плотности загрязнения почв радиоцезием, 1,0 -бэрная концепция! А для радиационной защиты
населения от переоблучения
за счет природных источников ( прежде всего
радиоактивного газа радона) по простоте душевной или тривиальному незнанию украинские законодатели оставили действующей
35-бэрную концепцию! Вот так украинские
законодатели изо всех своих демократических сил ополчились против "имперской "
радиации, не заметив в своем украинском глазу целого бревна родной украинской
радиации! Воистину, заставь Ваньку богу молиться, - он и лоб разобьет..! Стремительно промчались
годы, ежегодно осуществлялась дозиметрическая паспортизация населенных пунктов,
отнесенных к разным зонам радиоактивного загрязнения. Многое было сделано для
уточнения существующей радоновой проблемы. Это дает возможность взглянуть на
проблемы Чернобыля уже с высоты 1999 года и сравнить с тем, как это виделось в
1991 году. Для этого следует
ознакомиться с уникальным научно-практическим документом, в котором
аккумулированы наши знания по полученным
дозам за 1986-97 гг. Назовем полностью этот документ - сборник №7 " Ретроспективно-прогнозные дозы облучения населения и общедозиметрическая паспортизация 1997 года населенных
пунктов Украины, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие
Чернобыльской катастрофы" ( обобщенные данные за
1986-97 гг. ). Этот документ подготовлен отделом дозиметрии НЦРМ АМН
Украины (руководитель отдела дозиметрии - выдающийся ученый в этой области,
профессор, доктор физико-математических наук, член Международной комиссии
радиационной защиты И.А. Лихтарев ),
одобрен председателем НКРЗ Украины академиком Д.М. Гродзинским и утвержден 1
сентября 1998 года министром Минздрава Украины А.М. Сердюком. А это означает,
что документ набрал официальную силу и
обязателен для конкретного практического применения всеми органами
государственного управления. Так о чем собственно идет речь в этом документе? В
соответствие с многократными и многочисленными обращениями народных депутатов
Украины от пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы территорий и соответствующего постановления Верховной
Рады Украины, отечественная наука и исполнительная власть выдали, наконец-то,
официальные сведения по состоянию на 1998 год
по накопленным ( ретроспективным ) и прогнозным
за 70 послеаварийных лет дозам для 2161
населенных пунктов, отнесенных к разным зонам радиоактивного загрязнения. Здесь будет уместным напомнить читателям, что еще в
феврале 1991 года Верховным Советом УССР была принята широко известная «більш гуманна» 7-бэрная концепция радиационной защиты
населения. Суть этой Концепции сводится
к тому, что население, проживающее на радиоактивно загрязненных территориях не
должно получить дополнительную, сверх доаварийного
уровня дозу облучения более 7 бэр за 70 лет жизни, т.е. среднестатистически
не более 0,1 бэр ( 1 мЗв) в
год. Понятно, что в первые годы после аварии дозы были больше,
потом они пошли на спад. Более того, ученые утверждают,что в первые
два послеаварийных года население уже получило до 80% дозы за 70 лет жизни. Теперь
эти закономерности хорошо изучены и использованы при расчетах ретроспективных и
прогнозных за 70 лет жизни доз. При этом открываются интересные, уникальные
данные, которые имеют большое общественно-политическое звучание и заслуживают
внимания широких слоев нашего общества. Внимание! Превышение дозового предела 7
бэр за 70 лет жизни прогнозируется только для 30 ( тридцати ) населенных
пунктов из 2161, отнесенных к разным зонам радиоактивного загрязнения, что
составляет менее 2% от их количества. Таким
образом, даже по "більш гуманої" 7-бэрной концепции
остаются всего-навсего зона отчуждения
(...в которой по дозовому критерию должно сегодня было бы остаться только 30%
территории) и только тридцать населенных пунктов за ее пределами, где нужно
заниматься реальной, а не виртуальной радиационной защитой населения. Эти 30 населенных пунктов расположены в двух наиболее
загрязненных областях: Житомирской ( 15 населенных
пунктов в 5 районах) и Ровенской ( также 15 населенных пунктов - в 4 районах). Прогнозные за 70 лет жизни дозы для этих
населенных пунктов составляют в среднем
до 10 бэр, не превышая 26 бэр. Если сравнить эти научно обоснованные данные по
дозам с данными экспертов В. Яворивского ( максимум 111 бэр и
минимум 53 бэра), то по большому счету
возникает вопрос к парламентским « героям» Чернобыля : « О чем шумели Вы, народные витии ?».
Провакационные, необоснованные цифры доз, выкрикнутые
с наивысшей в нашей державе трибуны ватажком «чернобыльских коммандос», оказались
завышенными от 5 ( пяти ) до нескольких десятков раз!
Впрочем, ничего удивительного в этом, в
общем-то, и нет: деятелям -самозванцам, нахально присвоившим себе название демократов
и на каждом шагу порочащих это высокое звание, стало уже в привычку вешать
своему народу лапшу на уши , т.е. преувеличивать в десятки и сотни раз
трагические потери во время роковых событий нашей прошлой истории. Но бумеранг истории всегда
возвращается к тем, кто его неумело запустил. 7. Правда, которая одна на
всех. Таким образом, на
радиоактивно загрязненных территориях Чернобыль "добавил" расчетную прогнозную
дозу всего лишь от 10-20 % до 100% от величины дозы, которую граждане Украины
получали " до того ". И эта чернобыльская
добавка по величине и пределам колебаний только иногда достигает , но чаще в 2
- 3 раза меньше вклада в дозу от природного радиоактивного газа радона. А на самом деле
реальные дозы от Чернобыля оказались во много раз меньше прогнозных, по которым
производилось зонирование радиоактивно загрязненных территорий. Возникла
ситуация, про которую можно сказать словами известного баснописца: " Слона -
то (радон) он и не приметил!" А
вот как оценивает подобные ситуации международная научная общественность в Публикации № 65 МКРЗ от 1993 года " Защита
от радона в жилых помещениях и на
рабочих местах" (цитируем) : "Рассмотрение техногенных дозовых нагрузок в
отрыве от естественного радиоактивного фона
на данной местности является НЕКОРРЕКТНЫМ И НЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ". Вторит этому в последнее
время и международная общественность. В качестве примера упомяну точку зрения
председателя Международной комиссии радиационной защиты Роджера ( Roger Clarke. Control of low -level radiation exposure: time for a change? J.Radiol.Prot.Vol.19 №2 107-115 Printed in UK. 1999). Однако нашим
прогрессорам от радиологии законы не писаны! Таким образом, сегодня уже есть достаточно
много оснований полагать, что у нас в Украине
есть не только ЛЖЕликвидаторами и ЛЖЕинвалиды, примазавшиеся к Чернобылю, но ЛЖЕпострадавшие населенные пункты, районы и области, ибо по
современным уточненным и многократно перепроверенным данным тех доз, по которым
они, эти населенные пункты и территории, в 1991 году были
отнесены к категории пострадавших, там или не было, или, если и были раньше, то
теперь уже нет. Как говорится, была доза, да вся вышла ( см.
«Голос Украины» № 82, 12 мая 2000г., Ю.Соломатин «Не так страшен чернобыльский
черт как его малюют»). Но зоны остались до сих пор. И многим это очень выгодно
- со всех точек зрения. 8.Так что же в действительности происходит с дозами? С
радиацией и дозами в Украине происходят
поистине удивительные вещи, обусловленные политическими влияниями и оценками.
Как становится ясным из изложенного, вся радиация в Украине после Чернобыля
(1986-91 гг.) оказалась разделена на две категории: -"рідна, українська",
к которой организм этнического украинца якобы
приспособился и поэтому на которую можно не обращать внимания , и -"імперська", связанная с Чернобылем, даже малые дозы которой
являются "більш шкідливими"
( более опасными ) в сравнении с природной. Для каждого уважающего себя ученого и
специалиста ясно, что такая точка зрения является не профессиональной. Но у нас
в Отечестве, она, блуждая по страницам оборзевших от свободы слова украинских газет и журналов,
вводит в сомнение многих простодушных граждан, приученных не верить власть
предержащим, но по инерции еще верящим нашей
очень свободной прессе. Именно
этим обусловлено существование в Украине в области радиационной защиты ДВОЙНОГО СТАНДАРТА: Ø
поразительного невнимания, слепоты, глухоты и немоты по отношению к повышенным дозовым нагрузкам
за счет радона (... тем более, что за это не платят и
что на этом сделать себе имидж "захисника генохвонду українського народу"
проблематично), и Ø
преувеличенного, прямо - таки экстатического и мазохистского внимания к
дополнительным дозовым нагрузкам за счет Чернобыля (...тем более, что за это еще до сих пор платят и что на этом уже сделало успешно
политическую карьеру не одно поколение депутатов всех уровней). Из-за
отсутствия должного внимания к проблеме радиационной защиты населения, в первую
очередь, должного внимания к тому, что же было " до того", в 50 % случаев
чернобыльские переселенцы, за судьбу которых так картинно беспокоятся " уболювальники
за генохвонд українського
народу", на новых местах проживания получают суммарную дозу облучения (за счет
вклада радона ) гораздо больше, чем было сэкономлено
от Чернобыля при отселении из их родных сел! Чиновники и политиканы от
Чернобыля бросили их из огня да в полымя! По сути, произошла
насильственная депортация своего собственного народа в угоду политиканствующих
" патріотів " от Чернобыля. В качестве примера, хорошо известного специалистам,
может быть названо село Обиходы Житомирской области, переселенное в Винницкую
область. 9.Что делать? Все
очень просто и сложно в то же время. В области радиационной защиты должны
принимать решения и нести за них ответственность профессионалы высокого класса
- патриоты с чувством высокой политической ответственности, а не случайно
попавшие в чернобыльскую политику писатели, строители, бывшие инструкторы или
секретари райкомов, ватажки
многочисленных разноцветных политических движений и партий. Учитывать
надо все : и то, что было " до того ", и то, что
добавилось за счет Чернобыля. Должна
быть единая концепция радиационной
защиты населения от всех видов и источников радиоактивного облучения, а
не лишь " в связи с Чернобыльской катастрофой", как это сейчас происходит в
Украине. Но опыт мирового сообщества
свидетельствует не только об актуальности, но и единственности именно такого единого подхода. Именно поэтому считаю, что
разработка Всеобщей концепции радиационной защиты населения Украины и
лишь как ее составной части Концепции
защиты населения в связи с Чернобыльской катастрофой, становится на повестку
дня как срочная проблема для Кабинета
Министров Украины и созданной два года назад при Верховной РадеУкраины
Национальной комиссии радиационной защиты населения. Хватит ли мужества ученым и
специалистам Украины в области радиационной защиты населения признать это? Юрий
Соломатин, народный депутат Украины, секретарь
Комитета Верховной Рады Украины по вопросам
экологической политики, природопользования
и ликвидации последствий
Чернобыльской катастрофы |