Примечание: решение суда отменено Верховным Судом РФ

Копия:
Дело № 2-5301/2002

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

25 октября 2002 г.

 

     Псковский городской суд Псковской области в составе:

     председательствующего судьи:                 Кавериной Г.П.

     при секретаре:                                             Коржавиной Ю.А.

     рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Зайцева Николая Ивановича о взыскании с Псковского областного военного комиссариата неполученных денежных средств за вред здоровью в связи с участием в подразделениях особого риска и их дальнейшей индексации,

У С Т А Н О В И Л:

     Зайцев Н.И. обратился в суд с иском указывая на то, что является ветераном подразделений особого риска, инвалидом 2 гр. с формулировкой "увечье получено при исполнении обязанностей военной службы, связано с непосредственным участием в действиях подразделений особого риска" бессрочно. В обоснование иска указал, что относится к категории граждан установленных п.п."а" п.1 Постановления Верховного Совета РСФСР № 2123-1 от 27.12.1991 г. "О распространении действия Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан из подразделений особого риска". Также указал, что согласно абз.1 п.2 этого же Постановления, как инвалиду 2 гр., ему гарантируются льготы и компенсации установленные ст.14, ч.ч.1-3 и 7 ст.24, ст.29, ч.1 ст.39 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" по соответствующей группе инвалидности.
     Истец также пояснил, что с 15.02.2001 года Псковский облвоенкомат в соответствии с п.25 ст.14 базового чернобыльского закона в редакции Федерального закона № 5-ФЗ от 12.02.2001 г. назначил и выплачивал ему ежемесячную денежную компенсацию за вред здоровью по второй группе инвалидности в размере 2500 рублей. С 1 августа 2001 г. облвоенкомат прекратил выплачивать ему указанную компенсацию за вред здоровью со ссылкой на то, что данная компенсация истцу была назначена ошибочно и права на получение этой компенсации истец не имеет.
     Истец просит суд восстановить его право на получение возмещения вреда и взыскивать с Псковского областного военного комиссариата начиная с 1 августа 2001 г. ежемесячную денежную компенсацию за вред здоровью в размере 2500 рублей, проиндексировать в соответствии с абз.2 п.5.4 мотивировочной части Постановления КС РФ от 19.06.2002 г. № 11-П с 01.01.2002 г. ежемесячную денежную компенсацию за вред здоровью в 1,563 раза, т.е. пропорционально росту величины прожиточного минимума для пенсионера в Псковской области за прошедший 2001г., а с 01.07.2002 г. в 1,162 раза, т.е. пропорционально росту величины прожиточного минимума по итогам 1-го полугодия 2002 г. и взыскивать ежемесячно с Псковского областного военного комиссариата ее с 01.10.2002 г. в размере 4540 руб. 52 коп. Истец просит взыскать единовременно с ответчика образовавшуюся в связи с этим задолженность по ежемесячной денежной компенсации за вред здоровью за период с 01.08.2001 - 30.09.2002 (14 мес.) в размере 49566 руб. 56 коп.
     По тем же основаниям истец просит суд обязать Псковский облвоенкомат проиндексировать ему с 01.07.2002 года ежемесячную денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров получаемую им с 01.01.2001 г. в размере 300 руб. в 1,816 раза за период 01.01.2001 - 30.06.2002 г. (1,5 года) и взыскивать ее Псковского облвоенкомата с 01.10.2002 г. в размере 544 руб. 80 коп., взыскать единовременно с облвоенкомата образовавшуюся в связи с этим задолженность по ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров за период с 01.07.2002 - 30.09.2002 (3 мес.) в размере 734 руб. 40 коп.
     Истец просит суд обязать Псковский облвоенкомат проиндексировать ему с 01.01.2002 г. размер ежегодной денежной компенсации за вред здоровью за 2001 г. выплаченной в январе 2002г. в размере 500 рублей в 1,563 раза за прошедший 2001 г. и единовременно взыскать с ответчика недоплаченную сумму в размере 281 руб. 50 коп.
     Представитель Псковского областного военного комиссариата иск не признал, полагая, что истец вообще не имеет право на получение ежемесячной денежной компенсации за вред здоровью установленной с 15.02.2001 г. в размере 2500 рублей, так как эти выплаты предназначены только для инвалидов-чернобыльцев. Истец по утверждению ответчика согласно Постановления Верховного Совета РСФСР № 2123-1 от 27.12.1991 г. как инвалид "подразделений особого риска" 2 гр. имеет право только на те льготы и компенсации, которые были предусмотрены ст.14 базового чернобыльского закона инвалидам-чернобыльцам по состоянию на 27.12.1991 г., т.е. на дату издания этого Постановления. Дальнейшие же изменения и дополнения вносимые в базовый чернобыльский закон, в т.ч. и в ст.14 базового чернобыльского закона на ветеранов (инвалидов) подразделений особого риска не распространяются.
     В части касающейся индексации денежных средств в возмещение вреда пропорционально роста величины прожиточного минимума для пенсионера в Псковской области - эти требования истца ответчик также не признал, полагая, что до внесения изменений в базовый чернобыльский закон механизм индексации по росту величины прожиточного минимума отсутствует и законных оснований для индексации нет.
     Выслушав представителя истца, представителя ответчика, проверив материалы дела и представленные расчеты, суд признает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению в полном объеме.
     Пунктом 2 Постановления Верховного Совета РСФСР № 2123-1 от 27.12.1991 г. "О распространении действия Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" гражданам из подразделений особого риска являющиеся инвалидами гарантируются льготы и компенсации установленные ст.14, ч.ч.1-3 и 7 ст.24, ст.29, ч.1 ст.39 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" по соответствующей группе инвалидности.
     Суд соглашается с доводами истца о том, что действие базового чернобыльского закона на ветеранов ПОР распространено путем предоставления им тех льгот и компенсаций которые установлены перечисленными в Постановлении Верховного Совета № 2123-1 от 27.12.1991 г. статьями Закона либо их отдельными частями или пунктами, без раскрытия содержания этих льгот и компенсаций. По смыслу Постановления от 27.12.1991 г. ветераны ПОР вправе пользоваться всеми теми льготами и компенсациями, которые предусмотрены соответствующими правовыми нормами чернобыльского Закона, действующими на дату их применения, а не на 27.12.1991 г. как ошибочно полагает ответчик. Доводы ответчика о том, что не имеет значения, менялись ли структура и содержание льгот и компенсаций, указанных в этих правовых нормах, в связи с внесением изменений в базовый чернобыльский закон после принятия Постановления ВС РФ № 2123-1 от 27.12.1991 г. соответствуют действительности. Следовательно, любые изменения, вносимые в базовый чернобыльский закон автоматически влекут за собой изменения для всех граждан, на которых было распространено действие данного Закона.
     Постановлением Конституционного суда РФ от 19.06.2002 г. № 11-П по делу о проверке ряда положений законодательства РФ по социальной защите граждан подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС положения ч.3 ст.2 Федерального закона № 5-Ф3 от 12.02.2001 г. "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", которая предусматривает порядок ежегодной индексации ежемесячных сумм в возмещение вреда инвалидам - чернобыльцам (т.е. один раз в год) пропорционально роста величины прожиточного минимума в целом по РФ во взаимосвязи с ч.3 ст.5 базового чернобыльского закона в ред. Закона № 5-ФЗ от 12.02.2001 г., которая предусматривает порядок индексации иных денежных компенсаций входящих в объем возмещения вреда, были признаны не соответствующими Конституции РФ, ее ст.19 (ч.2) и ст.55 (ч.2).
     При этом КС РФ абз.2 п.5.4 мотивировочной части этого Постановления определил, что в силу ст.6 и ч.2 и ч.4 статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде РФ" до внесения изменений в действующее законодательство суды общей юрисдикции - исходя из прямого действия Конституции РФ и правовых позиций, изложенных Конституционным Судом РФ в настоящем Постановлении, - при рассмотрении конкретных дел вправе принимать решения о выплате гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, сумм возмещения вреда с учетом их индексации в зависимости от роста прожиточного минимума в субъекте РФ, ориентируясь при этом на стоимость потребительской корзины для соответствующих категорий граждан (дети, пенсионеры по старости, инвалиды).
     Суд соглашается с доводами истца о том, что согласно ст.4 Закона РСФСР от 24.10.1991 г. № 1799-1 "Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР" дальнейшая индексация всех денежных выплат за вред здоровью должна производиться при условии, если индекс роста величины прожиточного минимума для пенсионера в Псковской области достигнет допустимого 6% порога инфляции, с которого начинается индексация денежных доходов и сбережений граждан, после последней индексации.
     Аргументированы доводы представителя истца о том, что именно порядок ежегодной индексации (т.е. один раз в год) признан Конституционным судом РФ не соответствующим Конституции РФ.
     Неубедительны ссылки ответчика на то, что отсутствие механизма индексации по росту величины прожиточного минимума не позволяет произвести такую индексацию, суд признает необоснованными, поскольку критерий такой индексации установлен ч.3 ст.2 Федерального закона № 5-ФЗ от 12.02.2001 г., что в дальнейшем, то есть после 15.02.2001г., суммы в возмещение вреда инвалидам-чернобыльцам, подлежат повышению пропорционально росту величины прожиточного минимума. Неконституционным, т.е. не подлежащим применению, Конституционный Суд РФ признал лишь механизм ежегодной, т.е. только один раз в год, такой индексации, поскольку в условиях роста цен не обеспечивается ее своевременность.
      Расчеты представленные истцом ответчиком не опровергнуты.
     С ответчика подлежит взысканию госпошлина в сумме 3332 руб. 72 коп. (с суммы ежемесячных платежей за три года (п.5 ст.83 ГПК РСФСР): 172 271 руб. 52 коп. = [(544,80 - 300) х 36 + 4540,52 х 36].
     Расчет госпошлины при цене иска свыше 100 тыс. руб. (172271 руб. 52 коп.) следующий: - (2610 + 72271,52 х 1% = 3332,72). Суд считает возможным снизить размер взыскиваемой с ответчика госпошлины до 500 рублей (ст.81 ГПК РСФСР).
     Руководствуясь ст.197 ГПК РСФСР суд

Р Е Ш И Л:

     Единовременно взыскать с Псковского областного военного комиссариата в пользу Зайцева Николая Ивановича невыплаченную ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда за период 01.08.2001 - 30.09.2002 г. (14 мес.) в сумме 49 566 руб. (сорок девять тысяч пятьсот шестьдесят шесть) 56 коп.
     Обязать Псковский областной военный комиссариат проиндексировать с 01.01.2002 г. Зайцеву Николаю Ивановичу ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда в 1,563 раза, а с 01.07.2002 г. - в 1,162 раза - пропорционально росту величины прожиточного минимума для пенсионера в Псковской области.
     Ежемесячно взыскивать с Псковского областного военного комиссариата в пользу Зайцева Николая Ивановича ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда с 01.10.2002 г. в размере 4540 (четыре тысячи пятьсот сорок) руб. 52 коп.
     Обязать Псковский областной военный комиссариат проиндексировать с 01.07.2002г. Зайцеву Николаю Ивановичу ежемесячную денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров в 1,816 раза.
     Единовременно взыскать с Псковского областного военного комиссариата в пользу Зайцева Николая Ивановича за период 01.07.2002 - 30.09.2002 (3 мес.) недополученную сумму ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров в сумме 734 руб. (семьсот тридцать четыре) 40 коп.
     Ежемесячно взыскивать с Псковского областного военного комиссариата в пользу Зайцева Николая Ивановича ежемесячную денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров с 01.10.2002 г. в размере 544 (пятьсот сорок четыре) руб. 80 коп.
     Обязать Псковский областной военный комиссариат проиндексировать с 01.01.2002г. Зайцеву Николаю Ивановичу ежегодную денежную компенсацию за вред здоровью за 2001 г. в 1,563 раза.
     Единовременно взыскать с Псковского областного военного комиссариата в пользу Зайцева Николая Ивановича задолженность по недоплаченной ежегодной денежной компенсации за вред здоровью за 2001 г. в размере 281 руб. (двести восемьдесят один) 50 коп.
     В дальнейшем, после 01.10.2002г., индексировать Зайцеву Николаю Ивановичу ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда и ежемесячную денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров пропорционально росту величины прожиточного минимума для пенсионера в Псковской области при условии, что индекс роста прожиточного минимума для пенсионера в Псковской области достигнет допустимого 6% порога инфляции после последней индексации.
     Обязать Военный комиссариат Псковской области выплачивать Зайцеву Николаю Ивановичу вышеуказанные суммы из средств, предназначенных на выплату пенсий и пособий.
     Решение суда обратить к немедленному исполнению.
     Взыскать с Псковского областного военного комиссариата госпошлину в доход государства в сумме 500 (пятьсот) рублей.
     Решение может быть обжаловано в 10 дней в облсуд.
     Решение вступило в законную силу 5 ноября 2002 года.

Судья

Каверина Г.П.