Смотри примечание к этому решению

Дело № 2-3087/2004

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

07 декабря 2004 года

 

     Псковский городской суд Псковской области в составе:

председательствующего судьиОвчинникова А.Г.,
при секретаре судебного заседанияКакуриной Е.А.,
      рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по искам Васильева Вячеслава Яковлевича, Федорова Бориса Александровича и Петрова Виктора Михайловича к Управлению социальной защиты населения г.Пскова о признании незаконным отказа в выдаче "Удостоверения инвалида о праве на льготы",

У С Т А Н О В И Л:

     Истцы обратились в суд с исками к Управлению социальной защиты населения г.Пскова (далее - УСЗН), в которых просят признать незаконным отказ в выдаче "Удостоверения инвалида о праве на льготы", которое дает им право на льготы, установленные для инвалидов ВОВ. Кроме того, просят суд обязать ответчика выдать им указанное удостоверение.
     В судебном заседании истцы и их представитель заявленные требования поддержали. В обоснование привели следующие доводы. Истцы, согласно решениям МСЭК, имеют инвалидность с формулировкой причины "Увечье, полученное при исполнении иных обязанностей военной службы, связано с аварией на ЧАЭС".
     Истцы утверждают со ссылкой на пункты 27 и 28 Постановления Совета Министров СССР № 209 "Об утверждении положения о льготах для инвалидов Отечественной войны и семей погибших военнослужащих", что они имеют право на льготы, установленные для инвалидов Великой Отечественной Войны (ВОВ), и что УСЗН г. Пскова обязано им выдать "Удостоверение инвалида о праве на льготы", дающего право на льготы для лиц, приравненных по льготам для инвалидов ВОВ.
     Представитель ответчика иск признала частично, не отрицает, что истцы имеют право на льготы для лиц, приравненных по льготам для инвалидов ВОВ, а право на эти льготы у них возникает только с момента получения ими "Удостоверения инвалида о праве на льготы". Вместе с тем, представитель ответчика полагает, что основанием для выдачи удостоверения является справка МСЭК, в которой указана только одна причина инвалидности. На основании справки МСЭК, имеющейся у каждого истца с вышеуказанной причиной инвалидности, им и выданы удостоверения инвалида вследствие чернобыльской катастрофы, дающие истцам право на льготы по ст. 14 "чернобыльского" закона. В случае указания в справке МСЭК иной причины инвалидности без "связано с аварией на ЧАЭС", истцы могли бы получить "Удостоверения инвалида о праве на льготы" и пользоваться льготами, установленными законом "О ветеранах". Но поскольку в справке указывается только одна причина инвалидности, у истцов отсутствует право по одной причине инвалидности иметь льготы по нескольким основаниям, в данном случае по "чернобыльскому" закону и Постановлению Совета Министров СССР № 209.
     Выслушав стороны, ознакомившись с материалами дела, судом установлено следующее.
     Согласно справкам МСЭК истцам установлена инвалидность с указанием причины "Увечье, полученное при исполнении иных обязанностей военной службы, связано с аварией на ЧАЭС" (л.д.9, 15, 19).
     Пунктом 27 Постановления Совета Министров СССР от 23.02.1981г. № 209 "Об утверждении положения о льготах для инвалидов Отечественной войны и семей погибших военнослужащих" установлено, что льготы, предусмотренные Положением для инвалидов Отечественной войны, предоставляются также инвалидам из числа военнослужащих, ставших инвалидами вследствие увечья, полученного при исполнении иных обязанностей военной службы.
     Пунктом 28 указанного Постановления установлено, что инвалидам, приравненным по льготам к инвалидам ВОВ, выдаются "Удостоверение инвалида о праве на льготы", являющееся документом, подтверждающими право на установленные льготы.
     В соответствии с п.3 ст. 14 ФЗ "О ветеранах" льготы, предоставляемые инвалидам войны, распространяются на военнослужащих, ставших инвалидами вследствие увечья, полученного при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей).
     Истцы, в силу п.2 ст. 13 ФЗ "О ветеранах" и ст. 15 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", имеют право на льготы по ФЗ "О ветеранах", а также на льготы, установленные "чернобыльским" законом. Перечень этих льгот различен, право на получение различных льгот должно быть подтверждено различными удостоверениями.
     Право истцов на льготы, установленные для инвалидов ВОВ, а также право на выдачу им "Удостоверения инвалида о праве на льготы" ответчиком не оспаривается.
     Истцы могут реализовать свое право на льготы только при наличии у них соответствующего удостоверения, а именно: в силу ч.3 ст. 15 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" удостоверение участника ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС дает истцам право на льготы и компенсации, предусмотренные данным законом; в силу ст.28 ФЗ "О ветеранах" "Удостоверение инвалида о праве на льготы" дает им право на льготы, предусмотренных в указанном законе.
     Таким образом, истцы, при наличии у них права на льготы по ФЗ "О ветеранах", не могут его реализовать, из-за отсутствия у них "Удостоверение инвалида о праве на льготы", в выдаче которого УСЗН им отказывает.
     Довод представителя ответчика о том, что вид удостоверения, выдаваемого инвалиду, должен соответствовать причине инвалидности, указанной в справке МСЭК, не противоречит выводам суда. Действительно в справке МСЭК согласно п. 17 разъяснения Минтруда и соцразвития РФ от 15.04.2003 года № 1 указывается одна причина инвалидности по выбору инвалида и на основании этой справки выдается удостоверение. В данном случае в этом порядке истцами получено удостоверение инвалида -чернобыльца. Однако закон не исключает возможности пользования льготами по разным законам, что должно быть подтверждено различными удостоверениями.
     Пунктом 2.15 Постановления Минтруда от 11.10.2000 № 69 "Об утверждении инструкции о порядке и условиях реализации прав и льгот ветеранов Великой Отечественной Войны, ветеранов боевых действий, иных категорий граждан, установленных федеральным законом "О ветеранах" установлено, что инвалидам боевых действий из числа лиц, указанных в статье 4 Федерального закона "О ветеранах", льготы предоставляются на основании "Удостоверения инвалида о праве на льготы", выданного в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 23 февраля 1981 г. № 209. Удостоверение выдается по обращению граждан органами, осуществляющими, на основании справок учреждений медико-социальной экспертизы (ВТЭК) об инвалидности.
     Законодательством не урегулирован вопрос о выдаче удостоверений лицам, уже имеющим удостоверение об инвалидности.
     По смыслу п.27 и 28 Постановления Совета Министров СССР от 23 февраля 1981г. № 209 инвалиды боевых действий приравнены по льготам к инвалидам, получившим увечье при исполнении иных обязанностей военной службы, связанных с аварией на ЧАЭС.
     Руководствуясь аналогий права, следует признать, что "Удостоверения инвалида о праве на льготы" должно выдаваться гражданам органом, осуществляющим их пенсионное обеспечение.
     До 1 января 2002г. органы социальной защиты населения, являлись органами, которые назначали и выплачивали пенсию гражданам, которым пенсия была назначена по Закону РФ "О государственных пенсиях в РФ". С 1 января 2002г., в связи с вступлением в силу законов "О трудовых пенсиях в РФ" и "О государственном пенсионном обеспечении в РФ", функции по назначению и выплате пенсий для гражданских пенсионеров отошли к пенсионному фонду. Однако данное дело не касаются пенсионных прав истцов.
     В соответствии с п.3.4 Положения о государственном управлении социальной защиты населения и труда Псковской области, утвержденного постановлением Администрации Псковской области от 28.06.2004 года № 272, функции по выдаче удостоверений возложены на органы соцзащиты. При разграничении полномочий между Пенсионным фондом РФ и Администрацией Псковской области (Соглашение № 092-0046-С от 13.02.2001) установлено, что органы ПФР являются правопреемниками по правам и обязательствам структурных подразделений УСЗН только в части назначения и выплаты госпенсий.
     Ответчик не отрицает того обстоятельства, что именно у УСЗН г. Пскова имеются в наличии эти бланки удостоверений, и именно УСЗН г. Пскова, в частности, выдает "Удостоверения инвалида о праве на льготы" инвалидам боевых действий (пенсионерам Пенсионного фонда).
     На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что исковые требования Федорова Б.А., Васильева В.Ф., Петрова В.М. подлежат удовлетворению.
     Руководствуясь ст. 197- 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

     Признать незаконным отказ Управления социальной защиты населения г. Пскова в выдаче "Удостоверения инвалида о праве на льготы".
     Обязать Управления социальной защиты населения г. Пскова выдать Васильеву Вячеславу Яковлевичу, Федорову Борису Александровичу и Петрову Виктору Михайловичу "Удостоверения инвалида о праве на льготы".
     Решение в течение 10 дней со дня изготовления в окончательном виде может быть обжаловано в Псковский областной суд через Псковский городской суд.

     Мотивированное решение изготовлено 14 декабря 2004 года.

Судья

А.Г. Овчинников

     Примечание:
     1.  Кассационным определением Псковского областного суда от 22.03.2005г. № 33-209 данное решение суда отменено, а дело направлено на новое рассмотрение в Псковский городской суд.
     2.  Новое слушание по делу назначено на 26.04.2005г. на 14.30