Дело № 2-2064/06
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Псковский городской суд Псковской области в составе:
Председательствующего судьи | Ефремова А.Ю., |
При секретаре | Козыревой Н.И., |
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Алексеевой Валентины Николаевны к Главному государственному управлению социального развития и труда Псковской области о признании незаконным отказа в назначении средств в возмещение вреда по случаю потер кормильца в связи с аварией на ЧАЭС и взыскании недополученных сумм и ежемесячных платежей,
У С Т А Н О В И Л:
Алексеева В.Н. обратилась в суд с иском к Главному государственному управлению социального развития и труда Псковской области. В обоснование иска указано, что она как вдова инвалида - участника ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, ставшая нетрудоспособной в течение года после его смерти имеет право на ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда и на приобретение продовольственных товаров. В связи с тем, что ответчик отказывает ей в назначении названных компенсаций, истица просит суд обязать Главное государственное управление социального развития и труда Псковской области назначить и обеспечить в установленном порядке выплату за счет средств федерального бюджета с 01.06.2006 года ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда по случаю потери кормильца в сумме 6838,04 руб., ежемесячной денежной компенсации на приобретение продтоваров в размере 820,56 руб., взыскать с ответчика за счет средств федерального бюджета задолженность за период с 23.09.2003 г. по 31.05.2006 г. по ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда по случаю потери кормильца в сумме 190252,83 руб., задолженность по ежемесячной денежной компенсации на приобретение продтоваров в сумме 22830,24 руб.
В судебном заседании представитель истицы Коваленко Н.А. требования изложенные в заявлении поддержал.
Представитель ответчика Козюлина И.В. иск не признала, представила письменные возражения. Пояснила, что истица не имеет права на ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда здоровью, поскольку на дату смерти мужа она являлась трудоспособной. Компенсация на приобретение продтоваров истице не назначена, т.к. с заявлением об этом истица к ним не обращалась. Выплата данной компенсации возложена на УФГСЗН ПО, а ГГУСРиТ ПО формирует списки получателей денежной компенсации и направляет их в УФГСЗН ПО. Расчеты предоставленные истицей не оспаривает.
Представитель третьего лица УФК по ПО полагает, что документы для выплаты сумм денежной компенсации на приобретение продтоваров, в размере установленном решением суда в их адрес направляться ответчиком не должны. Мотивируя это тем, что в их обязанности входит только выплата сумм компенсаций, определенных постановлением Правительства РФ.
Выслушав объяснения представителей сторон, представителя третьего лица, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч.2 ст.14 ФЗ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на чернобыльской АЭС" меры социальной поддержки, предусмотренные пунктами 2, 3, 7, 8, 12-15 части первой настоящей статьи, распространяются на семьи, потерявшие кормильца из числа граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, а также на семьи умерших инвалидов, на которых распространялись меры социальной поддержки, указанные в настоящей статье.
Согласно ч.2 ст.7 ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" право на получение страховых выплат в случае смерти застрахованного в результате наступления страхового случая имеют лица, состоявшие на иждивении умершего, ставшие нетрудоспособными в течение пяти лет со дня его смерти.
Судом установлено, что Алексеева В.Н. состояла в браке с Алексеевым Г.В., который 13.09.2002 года умер. При жизни Алексееву Г.В. была установлена 1 группа инвалидности с формулировкой "Увечье получено при исполнении обязанностей военной службы, связано с аварией на ЧАЭС".
Решением межведомственного экспертного совета г. Санкт-Петербурга № 404 от 05.02.2003 года установлена причинная связь смерти Алексеева Г.В. с сочетанным воздействием радиационного и других неблагоприятных факторов при выполнении работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.
23.09.2003 года Алексеевой исполнилось 55 лет. При таких обстоятельствах истица стала нетрудоспособной в течение года после смерти инвалида - чернобыльца и с этого момента имеет право на ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда в долях от твердой суммы (за вычетом доли, приходящейся на умершего мужа) с 23.09.2003 года.
В соответствии с ч.4 ст.14 базового чернобыльского закона семьи умерших инвалидов-чернобыльцев, равно как и члены семей граждан умерших в связи с последствиями ЧАЭС, имеют право на льготы и компенсации, предусмотренные п.п. 2, 3, 7, 8, 12-15 ч.1 ст. 14 базового Закона.
В соответствии с п.13 ст.14 денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров входит в перечень компенсаций и льгот, предоставляемых членам семей умерших инвалидов.
Суд не принимает доводы представителя ответчика, что причиной отказа в выплате денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров является отсутствие ее заявления по этому поводу. То обстоятельство, что ответчик знал, о том что истица является вдовой инвалида чернобыльца подтверждается ее обращениями в органы соцзащиты. Однако написать заявление о выплате ей компенсаций на приобретение продовольственных товаров ей не предлагалось. Поэтому суд полагает, что указанная выплата должна быть ей назначена с момента возникновения права, т.е. с 29.03.2003 года, а не с моменты подачи заявления.
В Постановлении Конституционного суда от 19.06. 2002 года № 11-П, указано, что впредь до внесения соответствующих изменений в действующее законодательство, суды общей юрисдикции при рассмотрении конкретных дел вправе принимать решение о выплате гражданам, пострадавшим вследствие Чернобыльской катастрофы, соответствующих сумм возмещения вреда с учетом их ежегодной индексации исходя из роста величины прожиточного минимума в субъекте РФ.
Индексация сумм подлежащих выплате Алексееву Г.В. при жизни не производилась, Таким образом, ежемесячные выплаты с 01.02.2002 года должны быть проиндексированы с применением этого порядка.
В связи с внесением изменений в ст.5 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" Федеральным законом от 26 апреля № 31_ФЗ, с 29.05.2004 года выплаты производимые истцу подлежат индексации на прогнозный уровень инфляции - в 1,1 раза (согласно ФЗ от 23.12.2003 года № 186-ФЗ "О федеральном бюджете на 2004 год"), с 01.01.2005 года - в 1,11 раза (согласно ФЗ от 23.12.2003 года № 173-ФЗ "О федеральном бюджете на 2004 год" в ред. ФЗ от 04.11.2005 года № 141 -ФЗ).
Постановлением Правительства РФ от 07.05.2005 года № 292 с изменениями, внесенными постановлением Правительства РФ от 24.03.2006 года № 163 на 2005 год определен индекс инфляции в размере 1,1, однако фактическая инфляция в 2005 году была выше данного показателя, поэтому суд полагает, что необходимо руководствоваться размером прогнозного индекса инфляции, установленного ФЗ, который имеет большую юридическую силу.
Обоснованы и требования истцы об индексации взыскиваемых сумм с 01.01.2006 года, поскольку статьей 1 Федерального закона от 26.12.2005 года № 189-ФЗ "О Федеральном бюджете на 2006 год" установлен прогнозный индекс инфляции в целом по РФ на 2006 год на уровне 7%-8,5%.
То обстоятельство, что Правительством РФ своевременно не издано соответствующее постановление, определяющие порядок выплат и индексы, не может служить основанием об отказе в требованиях, т.к. в данном случае будут нарушены права истца, установленные законом от 26.04.2004 года № 31-ФЗ. Конституционный Суд Российской Федерации в своем определении от 4 октября 2005г. № 364-О указал, что механизм обеспечения антиинфляционной защиты компенсационных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, введенный данным законом, предполагает регулярность и стабильность индексации этих выплат, а также обеспечение соответствующего финансирования.
Суд соглашается с расчетами задолженности по ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда по случаю потери кормильца, представленными представителем истицы. Данные расчеты соответствуют разъяснениям, данным Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 14 декабря 2000 г. № 35 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в ред. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 05.04.2005 № 7).
Таким образом, размер сумм подлежащих выплате истце с 01.06.2006 года составит:
- денежная компенсация в возмещение вреда здоровью 6838 руб. 04 коп.
- денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров 820 руб. 56 коп.
Задолженность, недополученная истицей по денежной компенсации в возмещение вреда здоровью составляет за период с 23.09.2003 года по 31.05.2006 г. в сумме 190252,83 руб., по денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров с 23.09.2003 года по 31.05.2006 г. в сумме 22830,24 руб.
Согласно Постановления Правительства РФ от 31.12.2006 года № 907 в редакции Постановления Правительства Р.Ф. от 16.06.2005 года № 377, ГГУСРиТ ПО ежемесячно предоставляет списки с указанием размера компенсации в территориальный орган Федерального казначейства. Территориальный орган Федерального казначейства перечисляет на основании представленных списков средства федерального бюджета, предусмотренные на выплату компенсации, в организации федеральной почтовой связи либо на счет, открытый получателем компенсации в кредитной организации. Таким образам, доводы представителя третьего лица, о том, что списки с указанием сумм установленных решением суда не должны направляться в их адрес, суд находит несостоятельными.
В соответствии со статьей 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части требований. В соответствии с п.6 ч.1 статьи 91 цена иска определяется, по искам об уменьшении или увеличении платежей и выдач, исходя из суммы, на которую уменьшаются или увеличиваются платежи и выдачи, но не более чем за год.
Исходя из разницы выплачиваемой и взыскиваемой суммы, за 12 месяцев и единовременно взыскиваемых сумм размер удовлетворенных судом требований составит 213083 руб. С ответчика в доход государства подлежит взысканию государственная пошлина в размере 3730 руб. 83 коп., от уплаты которой истец был освобожден.
Руководствуясь ст. 197-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Обязать Главное государственное управление социального развития и труда Псковской области назначить и обеспечить в установленном порядке Алексеевой Валентине Николаевне выплату за счет средств федерального бюджета с 01.06.2006 года ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда по случаю потери кормильца в сумме 6838,04 руб.
Взыскать с Главного государственного управления социального развития и труда Псковской области в пользу Алексеевой Валентины Николаевны за счет средств федерального бюджета задолженность по ежемесячной денежной компенсации возмещение вреда по случаю потери кормильца за период с 23.09.2003г. по 31.05.2006г. в сумме 190252,83руб.
Обязать Главное государственное управление социального развития и труда Псковской области назначить и обеспечить в установленном порядке Алексеевой Валентине Николаевне выплату за счет средств федерального бюджета с 01.06.2006 года ежемесячной денежной компенсации на приобретение продтоваров в размере 820,56 руб.
Взыскать с Главного государственного управления социального развития и труда Псковской области в пользу Алексеевой Валентины Николаевны за счет средств федерального бюджета задолженность по ежемесячной денежной компенсации на приобретение продтоваров в сумме 22830,24 руб.
Взыскать с Главного государственного управления социального развития и труда Псковской области в доход государства государственную пошлину в размере 3730 руб. 83 коп.
Решение может быть обжаловано в Псковский областной суд через Псковский городской суд в течение 10 дней.
Мотивированное решение изготовлено 23 июня 2006 года.
Решение вступило в силу 01.08.2006г.
|