Дело № 2-1515/2004
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Псковский городской суд Псковской области в составе:
председательствующего судьи | Овчинникова А.Г., |
при секретаре судебного заседания | Какуриной Е.А., |
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Левковича Виктора Марьяновича к Управлении социальной защиты населения г.Пскова об индексации денежных средств пропорционально росту величины прожиточного минимума для пенсионеров в Псковской области и взыскании недополученных сумм в возмещение ущерба, ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью,
У С Т А Н О В И Л:
Левкович В.М. обратился в суд с иском к управлению социальной защиты населения г.Пскова, в котором просит единовременно взыскать с ответчика за период с 14.01.2004 года по 30.04.2004 года недополученную сумму компенсации в возмещение вреда за счет средств федерального бюджета в сумме 18 045 руб. 96 коп. и недополученную сумму ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров за счет средств федерального бюджета в сумме 1 502 руб. 69 коп. за тот же период. Кроме того, Левкович В.М. просит суд обязать ответчика назначить и обеспечить ему с 01.05.2004 года выплату ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда за счет средств федерального бюджета в размере 5 226 руб. 03 коп. и выплату ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров в размере 627 руб. 12 коп..
Представитель истца Коваленко Н.А. в судебном заседании в обоснование иска пояснил следующее.
Левкович В.М. является инвалидом 2 группы в связи с аварией на ЧАЭС. Данная группа инвалидности установлена истцу с 14.01.2004 года Главным бюро МСЭК Псковской области. Удостоверение инвалида-чернобыльца выдано Левковичу В.М. только 23.04.2004 года. Задержка по выдаче удостоверения произошла по вине органов социальной защиты населения, т.к. за выдачей удостоверения Левкович обратился сразу после установления ему группы инвалидности, а именно 21.01.2004 года.
Предусмотренные действующим законодательством компенсация за вред здоровью по второй группе инвалидности в размере 2500 рублей и компенсация на питание в размере 300 рублей назначены истцу с 23.04.2004 года, а по мнению представителя истца должны быть назначены с 14.01.2004 года, т.е. с даты установления органами МСЭК инвалидности.
В судебное заседание представителем истца представлен альтернативный расчет иска исходя из методики исчисления индексов роста ВПМ за год с использованием принципа отношения среднегодовой величины ВПМ текущего года к среднегодовой ВПМ предшествующего года. Альтернативный расчет несколько уменьшает размер взыскиваемых сумм, но применение той или иной методики расчета представитель истца оставил на усмотрение суда.
Представители ответчика исковые требования истца признали частично. В судебном заседании пояснили следующее.
Несогласие с требованием истца о назначении ежемесячных денежных компенсаций в возмещение вреда и на приобретение продовольственных товаров с 14.01.2004 года обусловлено ст.15 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", предусматривающей приобретение права на выплату компенсаций и льгот с момента предъявления удостоверения. На основании чего истцу правомерно назначены выплаты компенсаций с 23.04.2004 года, т.е. с момента получения им удостоверения.
В обоснование данного утверждения представители ответчика ссылаются на разъяснение Минтруда РФ № 6 от 30.11.2001 года "О применении порядка выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС", утвержденного постановлением Минтруда РФ от 30.11.2001 № 83. Согласно п.п. 10, 11 данного разъяснения для назначения и выплаты ежемесячных денежных компенсаций в орган социальной защиты населения помимо прочего представляется копия удостоверения инвалида.
Заявление о выплате денежных компенсаций с приложением указанных выше документов подано истцом 23.04.2004, поэтому ему правомерно назначены выплаты с 23.04.2004 года.
Представители ответчика согласились с правом истца на ежегодную индексацию по росту величины прожиточного минимума ежемесячных денежных выплат, но только с 23.04.2004 года, а не с 14.01.2004 года как этого просит истец.
Несогласие с требованием истца об обеспечении выплат ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров обусловлено тем, что к компетенции управления социальной защиты населения не относится функция по осуществлению выплат. Управление социальной защиты населения занимается лишь оформлением заявок, которые направляются в федеральное казначейство, которое в свою очередь и осуществляет выплаты путем перечисления денежных средств на лицевые счета инвалидов-чернобыльцев. С требованием о назначении выплат представители ответчика согласны.
Несогласие представителей ответчика с первоначальным расчетом иска обусловлено применением неправильной методики расчета. С расчетом альтернативного иска, представленным истцов в судебном заседании, представители ответчика согласны лишь с точки зрения правильности математических расчетов.
Кроме того, представители ответчика в судебном заседании пояснили, что истцом нарушен порядок получения удостоверений, а именно, за выдачей удостоверения истец должен был обратиться с заявлением в управление социальной защиты населения города, которое согласно п.п.2.2. п.2 Постановления Администрации Псковской области № 115 от 05.04.2002 года при обращении граждан по вопросу выдачи соответствующего удостоверения обеспечивает прием и своевременное (в 10-дневный срок со дня поступления) направление на рассмотрение в управление социальной защиты населения области заявления и соответствующих документов, подтверждающих основания заявителя на получение удостоверения. С заявление о выдаче удостоверения Левкович В.М. в управление социальной защиты населения города не обращался.
Выслушав стороны, ознакомившись с материалами дела, судом установлено следующее.
Левкович В.М. является инвалидом 2 группы в связи с аварией на Чернобыльской АЭС. Данная группа инвалидности установлена истцу с 14.01.2004 года Главным бюро МСЭК Псковской области, что подтверждается копий справки сер.МСЭ-015 № 953906, выданной 21.01.2004 года (л.д. 4).
Законом РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" предусмотрены компенсации и льготы гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь, другие заболевания, связанные с радиационным воздействием, или ставшими инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы. Данной категории лиц выдаются удостоверения, подтверждающие право на льготу.
С заявлением о выдаче удостоверения инвалида-чернобыльца Левкович В.М. обратился в управление социальной защиты области 21.01.2004 года (вх. № Л-248 от 22.01.2004 года), что подтверждается заверенной копий заявления. По причине отсутствия бланков удостоверение инвалида-чернобыльца выдано Левковичу В.М. только 23.04.2004 года. Таким образом, суд приходит к выводу о том, что задержка по выдаче удостоверения произошла по вине органов социальной защиты населения, Левкович В.М. не имел возможности получить удостоверение по независящим от него причинам. Факт отсутствия бланков удостоверения не отрицается представителями ответчика.
Данный вывод суда основан на обзоре судебной практики Верховного суда РФ за второй квартал 1998 года (Бюллетень Верховного суда РФ № 11 за 1998 года), где указано, что если гражданин не имел возможности получить удостоверение по независящим от него причинам (отсутствие бланков, образцов удостоверений и т.п.), то моментом возникновения права на получение установленных льгот следует считать дату первоначального обращения граждан в орган, на который возложена выдача удостоверений.
Ссылка представителей ответчика на нарушение истцом порядка получения удостоверения не принимается судом во внимание, поскольку установление данного факта не имеет значения для разрешения данного дела.
Левковичу В.М. с 23.04.2004 года управлением социальной защиты населения назначены компенсация за вред здоровью в размере 2500 рублей и компенсация на питание в размере 300 рублей.
Ссылка представителей ответчика на правомерность назначения выплат с 23.04.2004 года, т.е. с момента предъявления удостоверения согласно ст.15 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и Разъяснениям Минтруда не может рассматриваться судом в качестве бесспорного факта.
Согласно Решению Верховного суда РФ от 05.07.2002 года
№ ГК ПИ 02-122 с учетом п.3 ст.15 ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваниях", предусматривающего назначение и выплату ежемесячных страховых взносов за весь период утраты профессиональной трудоспособности с того дня, с которого учреждением медико-социальной экспертизы установлен факт утраты профессиональной трудоспособности, содержащиеся в п. 10 Разъяснения Минтруда положения о том, что выплата ежемесячной денежной суммы в возмещение вреда, причиненного здоровью, производится с момента представления необходимых для ее назначения документов, не может являться правомерным по мотивам его противоречия Федеральному закону.
Базовым Законом в редакции от 12.02.2001 года (ч.3 ст.5) и Федеральным законом от 12.02 2001 года "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (ч.3 ст.2), установлен порядок индексации сумм возмещения вреда исходя из роста величины прожиточного минимума за год в целом по Российской Федерации.
Однако из правовых позиций, изложенных в постановлении Конституционного Суда РФ от 19.06.2002 года № 11-П, которые в силу ФКЗ "О конституционном суде Российской Федерации" являются обязательными для всех представительных, исполнительных и судебных органов, а также иных участников правовых отношений, следует, что указанный механизм индексации не соответствует ст.19 (часть 1), 42 и 55 (часть 2) Конституции РФ как противоречащий принципам справедливости, равенства, соразмерности и умаляет право на возмещение вреда здоровью граждан, пострадавших в результате чернобыльской катастрофы.
Как прямо указал Конституционный Суд в своем постановлении, суды общей юрисдикции впредь до внесения соответствующих изменений в действующее законодательство при рассмотрении конкретных дел вправе принимать решения о выплате гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, соответствующих сумм возмещения вреда с учетом их ежегодной индексации исходя из роста величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации.
Представители ответчика полагают, что требование истца об индексации средств пропорционально росту ВПМ для пенсионеров в Псковской области по выше указанному Постановлению Конституционного Суда не подлежит рассмотрению по причине принятия ФЗ от 26.04.2004 года № 31-ФЗ "О внесении изменений в статью 5 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и в ст.2 ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", поскольку данным законом установлено, что порядок индексации ежемесячной денежной компенсационной выплаты и возмещение вреда будет определен Правительством Российской Федерации.
Довод представителей ответчика о приостановлении производства по делу по указанной выше причине суд находит не обоснованным. Принятый 26.04.2004 года Закон не вступил в законную силу, порядок индексации в настоящее время не определен Правительством РФ, что лишает истца права на возмещение ущерба в полном объеме.
В связи с чем, Левкович В.М. имеет право на индексацию ежемесячных денежных выплат исходя из роста ВПМ в Псковской области.
На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что исковые требования Левковичу В.М. подлежат частичному удовлетворению с учетом представленного альтернативного расчета иска.
Руководствуясь ст.90 ГПК РФ на основании ходатайства представителей ответчика об уменьшении размера государственной пошлины, суд решил уменьшить размер пошлины, поскольку в судебном заседании установлено, что вина управления социальной защиты населения незначительна и связана с отсутствием бланков удостоверений.
Руководствуясь ст.197, 198 ГПК РФ суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Левковича Виктора Марьяновича удовлетворить частично.
Обязать Управление социальной защиты населения города Пскова назначить и выплачивать Левковичу Виктору Марьяновичу с 1 мая 2004 года ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда здоровью в сумме 5161 рубль 62 копейки.
Обязать Управление социальной защиты населения города Пскова назначить Левковичу Виктору Марьяновичу с 1 мая 2004 года ежемесячную денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров в размере 619 рублей 39 копеек.
Обязать ответчика назначить и выплатить Левковичу Виктору Марьяновичу задолженность по возмещению вреда здоровью, единовременно, за период с 14 января по 30 апреля 2004 года в сумме 17815 рублей 27 копеек.
Обязать ответчика назначить Левковичу Виктору Марьяновичу выплату задолженности компенсации на приобретение продовольственных товаров, единовременно, за период с 14 января по 30 апреля 2004 в сумме 1501 рубль 69 копеек.
Взыскать с Управления социальной защиты населения города Пскова в доход государства государственную пошлину, уменьшив ее размер до 100 рублей.
Решение в течение 10 дней со дня изготовления в окончательном виде может быть обжаловано в Псковский областной суд через Псковский городской суд.
Мотивировочная часть решения подготовлена 28.05.2004 года.
Решение вступило в законную силу
27.07.2004г.
|