Дело № 2-771/2006

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

 

г. Омск

     Центральный районный суд города Омска в составе:

ПредседательствующегоСолодкевич О.В.,
При секретареСтепановой И.Н.,
     Рассмотрел в открытом судебном заседании в городе Омске 12 сентября 2006 года Дело по иску Кривошеева Владимира Григорьевича к Военному комиссариату Омской области о понуждении к выдаче удостоверения инвалида о праве на льготы,

У С Т А Н О В И Л:

     Кривошеее В.Г. обратился в суд с исковым заявлением к военному комиссариату Омской области о понуждении к выдаче удостоверения инвалида о праве на льготы. В обоснование заявленного требования истец указал, что является инвалидом 2 группы в связи с увечьем, полученным при исполнении обязанностей военной службы при ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС с 1995 г., пользуется льготами на основании Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС", имеет соответствующее удостоверение.
     Согласно Указа Президента РФ № 887 от 1 августа 2005 "О мерах по улучшению материального положения инвалидов вследствие военной травмы", имеет право на предоставление льгот, предусмотренных п.3 ст.14 ФЗ "О ветеранах". В соответствии с п. 28 Постановления Совета Министров СССР №°209 от 23 февраля 1981 г. для реализации льгот необходимо получение удостоверения инвалида о праве на льготы. При обращении за выдачей такого удостоверения в Омский областной военный комиссариат получил отказ. Считает данный отказ незаконным.
     В соответствии с ч.ч.1 и 3 ст.3 Закона РФ " О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" гражданам Российской, Федерации гарантируются установленные настоящим Законом возмещение вреда, причиненного их здоровью и имуществу вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также предоставление мер социальной поддержки. Если гражданин имеет право на возмещение вреда и меры социальной поддержки по настоящему Закону и одновременно на такое же возмещение вреда и меры социальной поддержки по иному нормативному правовому акту, возмещение вреда и меры социальной поддержки независимо от основания, по которому они устанавливаются, предоставляются либо по настоящему Закону, либо по иному нормативному правовому акту по выбору гражданина, если законодательством Российской Федерации не предусмотрено иное. Следовательно, с 01 января 2005 г. он, имеющий право на льготы по Закону РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и по Федеральному закону "О ветеранах", вправе получать меры социальной поддержки по одному из законов по своему выбору.
     В настоящее время он является инвалидом 2 группы, причина инвалидности, согласно справке Центрального бюро МСЭ 013 № 871933 от 15 декабря 2003г., определена как увечье, полученное при исполнении иных обязанностей военной службы, связано с катастрофой на ЧАЭС. Инвалидность установлена без переосвидетельствования. Формулировка п.3 ст.14 ФЗ "О ветеранах" предусматривает распространение льгот инвалидов Великой Отечественной войны на военнослужащих, ставших инвалидами вследствие увечья, полученного при исполнении обязанностей военной службы. Поскольку увечье получено при исполнении обязанностей военной службы, на него распространяются льготы, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны и приравненных к ним лиц. Наличие в формулировке причины инвалидности "связано с аварией на ЧАЭС" не изменяет существа причины инвалидности, а лишь отражает обстоятельства получения увечья.
     В судебном заседании истец Кривошеее В.Г. исковые требования поддержал и просил удовлетворить в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.
     Представитель ответчика Омского областного военного комиссариата Ведерникова М.А., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала и пояснила, что отношения, связанные с Чернобыльской катастрофой, регулируются специальным законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". Данный Закон является специальным нормативно-правовым актом в отношении граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и Федеральный закон "О ветеранах" на них не распространяется.
     В п.2 ст.4 ФЗ РФ "О ветеранах" указано, что к инвалидам Великой Отечественной войны и инвалидам боевых действий относятся военнослужащие, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при защите Отечества или исполнении обязанностей военной службы на фронте, в районах боевых действий в периоды, указанные в настоящем Федеральном законе. Территория, вследствие пребывания на которой истец получил заболевание, приведшее к инвалидности, никогда не являлась' районом боевых действий и в соответствии с ФЗ "О ветеранах" не входит в перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан РФ.
     Инвалиды-чернобыльцы с 1 января 2005г. согласно ст. 28.1 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в обязательном порядке получают набор социальных услуг и дифференцированную ежемесячную денежную выплату по группе инвалидности согласно ст.23.1 ФЗ "О ветеранах", а также в полном размере ежемесячную денежную выплату по ст.271.1 Закона на основании и специального удостоверения инвалида вследствие Чернобыльской катастрофы.
     Представитель ответчика Корнюхина А.С, действующая на основании доверенности, исковые требования Кривошеева В.Г. не признала по аналогичным основаниям.
     Представитель третьего лиц ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском административном округе г. Омска , привлеченный судом на основании ст.43 ГПК РФ, в суд не явился, отзыва не представил.
     Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
     Согласно ст.3 Закона РФ от 15 мая 1991 г. № 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее Закон № 1244-1) (с изменениями и дополнениями на 18 июля 2006 г.) гражданам Российской Федерации гарантируются установленные настоящим Законом возмещение вреда, причиненного их здоровью и имуществу вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, возмещение вреда за риск вследствие проживания и работы на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни в результате чернобыльской катастрофы, а также предоставление мер социальной поддержки.
     При наличии у гражданина Российской Федерации права на возмещение вреда и меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом, по различным основаниям ему возмещается вред и предоставляются меры социальной поддержки, предусмотренные по всем имеющимся основаниям. При этом одинаковый вред возмещается, а одинаковые меры социальной поддержки предоставляются гражданину Российской Федерации только по одному из оснований по его выбору.
     Если гражданин имеет право на возмещение вреда и меры социальной поддержки по настоящему Закону и одновременно на такое же возмещение вреда и меры социальной поддержки по иному нормативному правовому акту, возмещение вреда и меры социальной поддержки независимо от основания, по которому они устанавливаются, предоставляются либо по настоящему Закону, либо по иному нормативному правовому акту по выбора гражданина, если законодательством Российской Федерации не предусмотрено иное.
     К гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Законы, отнесены, в частности, инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы из числа военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы и привлеченных к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ, а также лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, проходивших (проходящих) службу в зоне отчуждения (ст.13 Закона).
     Из искового заявления и пояснения истца следует, что у него имеется удостоверение, на основании которого он пользуется льготами по Закону РФ № 1244-1, имеется свидетельство о праве на льготы как участник боевых действий. Вместе с тем истец полагает, что одновременно он имеет право на льготы по Федеральному закону "О ветеранах".
     В соответствии с п.3 ст.14 Федерального закона "О ветеранах" меры социальной поддержки, предоставляемые инвалидам войны, распространяются на военнослужащих и лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей).
     Суд считает, что меры социальной поддержки, предоставляемые инвалидам войны, распространяются на военнослужащих и лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей). Формулировка причины инвалидности, предусмотренная пунктом 3 ст.14 ФЗ "О ветеранах" " ранение, контузия или увечье, полученные при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) является более общей по отношению к формулировке "Увечье получено при исполнении обязанностей (иных обязанностей) военной службы (служебных обязанностей) в связи с аварией на Чернобыльской АЭС. Указанные формулировки по существу характеризуют одну и ту же причину инвалидности. Поэтому недопустимо ограничивать права граждан на получение удостоверения инвалида о праве на льготы.
     Формулировка п.3 ст.14 ФЗ "О ветеранах" предусматривает распространение льгот инвалидов Великой Отечественной войны на военнослужащих, ставших инвалидами вследствие увечья, полученного при исполнении обязанностей военной службы.
     Следовательно, с 01 января 2005 г. гражданин, имеющий право на льготы по Закону РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и по Федеральному Закону "О ветеранах", вправе получать меры социальной поддержки по одному из законов по своему выбору. Исключение составляет ежемесячная денежная выплата, установленная ст.23.1 Федерального закона "О ветеранах".
     В судебном заседании установлено, что Кривошеее В.Г., являясь военнослужащим, принимал участие в ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС. В настоящее время Кривошеев является инвалидом 2 группы, причина инвалидности, согласно справки Центрального бюро МСЭ от 15 декабря 2003 г., определена как увечье, полученное при исполнении иных обязанностей военной службы (л.д.14).
     Согласно ст.28 ФЗ "О ветеранах" реализации мер социальной поддержки ветеранов осуществляется по предъявлении ими удостоверения единого образца, установленного для каждой категории ветеранов Правительством СССР до 1 января 1992 г. либо Правительством Российской Федерации. Таким удостоверением для лиц, приравненных к инвалидам Великой Отечественной войны, является удостоверение инвалида о праве на льготы. (п.28 Положения о льготах для инвалидов Отечественной войны и семей погибших военнослужащих, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 23 февраля 1981 г. № 209 (с изменениями от 1 июля 1991 г.).
     По смыслу п.27 и 28 названного Постановления № 209 от 23 февраля 1981 г. инвалиды войны имеют право на получение удостоверения инвалида войны, а военнослужащие, приравненные по льготам к инвалидам ВОВ. имеют право на получение удостоверения "Инвалида о праве на льготы".
     Постановлением Минтруда РФ от 11 октября 2000г. № 69 утверждена Инструкция о порядке и условиях реализации прав и льгот ветеранов Великой Отечественной войны; ветеранов боевых действий, иных категорий граждан, установленных Федеральным Законом "О ветеранах". Пункт 2.15 указанной инструкции прямо предусматривает, что удостоверения инвалида о праве на льготы, предусмотренное постановлением Совета Министров СССР от 23 февраля 1981г. № 209, выдается по обращению граждан органами, осуществляющими их пенсионное обеспечение, на основании справок учреждений медико-социальной экспертизы (ВТЭК) об инвалидности.
     Пенсионное обеспечение истца Кривошеева ВТ. осуществляет Омский областной военный комиссариат, на которого следует возложить обязанность по выдаче истцу удостоверения инвалида о праве на льготы.
     На основании изложенного, руководствуясь ст. 193-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

     Обязать военный комиссариат Омской области выдать Кривошееву Владимиру Григорьевичу удостоверение инвалида о праве на льготы.
     Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Центральный районный суд города Омска в 10-дневный срок.

     Решение вступило в законную силу 01.11.2006г.

Судья

О.В. Солодкевич