Дело № 2-552/2005
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Кировский районный суд г. Омска в составе:
председательствующего судьи | Ершовой Л.А., |
при секретаре | Галюровой М.В., |
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Омске 17 мая 2005 года гражданское дело по иску Морозова Александра Юрьевича к Государственному учреждению Омской области "Центр социального обслуживания населения", Министерству труда и социального развития Омской области о признании права на льготы, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны и приравненных к ним лиц, понуждении к выдаче удостоверения инвалида о праве на льготы, по иску Цынгалова Владимира Николаевича к Государственному учреждению Омской области "Центр социального обслуживания населения", Министерству труда и социального развития Омской области о признании права на льготы, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны и приравненных к ним лиц, понуждении к выдаче удостоверения инвалида о праве на льготы,
У С Т А Н О В И Л:
Морозов А.Ю. обратился в суд с иском к Государственному учреждению Омской области "Центр социального обслуживания населения" о понуждении к выдаче удостоверения инвалида о праве на льготы. В обоснование доводов указал, что он является инвалидом 2 группы, причина инвалидности - увечье, полученное при исполнении обязанностей военной службы, связано с аварией на ЧАЭС. Пунктом 3 ст.14 Федерального закона "О ветеранах" льготы, предоставленные инвалидам Великой Отечественной войны, распространены на военнослужащих и лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученного при исполнении обязанностей военной службы. Следовательно, по объему льгот истец должен быть приравнен к инвалидам Великой Отечественной войны. В соответствии с п.28 Постановления Совета Министров СССР №209 от 23.02.1981 года для реализации льгот необходимо получение удостоверения инвалида о праве на льготы. При обращении за выдачей такого удостоверения получил отказ, с отказом не согласен. В настоящее время пользуется льготами на основании Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС" и имеет соответствующее удостоверение. Поскольку с 01.01.2005 года объем льгот по приведенным законам различен, считает, что имеет право на выбор льгот - как инвалид вследствие катастрофы на ЧАЭС либо как инвалид Великой Отечественной войны и приравненные к нему лица (л.д.4- 9).
Цынгалов В.Н. обратился в суд с иском к Государственному учреждению Омской области "Центр социального обслуживания населения" о понуждении к выдаче удостоверения инвалида о праве на льготы. Иск обосновал аналогичными доводами (л.д.34-39).
Определением суда указанные гражданские дела объединены в одно производство (л.д.29).
В судебном заседании истец Морозов А.Ю., представитель истцов Андреев С.М. исковые требования поддержали, дополнительно просили признать за истцами право на льготы, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны и приравненных к ним лиц (л.д.119-121, 150 -151).
Истец Цынгалов В.Н. извещен о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, о причине неявки суд не известил (л.д.127). Ранее в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме (л.д.119).
Представитель ответчика ГУ ЦСОН Руф О.А., одновременно представляющая интересы структурного подразделения - отдела по назначению и выплате пособий, компенсаций, оказанию социальной поддержки по КАО г. Омска, против удовлетворения исков возражала. Пояснила, что у ГУ ЦСОН отсутствуют полномочия по выдаче удостоверений инвалида о праве на льготы, а истцы не относятся к категории лиц, приравненных к инвалидам Великой Отечественной войны, пользуются льготами на основании Федерального закона "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС" (л.д.122 -123, 150-151).
Представитель ответчика Министерства труда и социального развития Омской области, привлеченного к участию в деле, Сальников Е.В. против удовлетворения иска возражал. Пояснил, что выдача удостоверений инвалида о праве на льготы для лиц, приравненных к инвалидам Великой Отечественной войны, относится к компетенции Министерства и труда и социального развития Омской области. Однако формулировка причины инвалидности истцов не позволяет их отнести к лицам, приравненным к инвалидам Великой Отечественной войны (л.д.121 -122, 150-151).
Третье лицо - Отделение Пенсионного Фонда РФ по Омской области извещено о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в суд представителя не направило, о причинах неявки не известило (л.д.131).
Прокурор КАО г. Омска извещен о времени и месте судебного заседания, в суд не явился (л.д.125).
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Статьями 1, 2 Закона РФ от 15 мая 1991 г. № 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" предусмотрено, что настоящий закон направлен на защиту прав и интересов, а также определяет государственную политику в области социальной поддержки граждан Российской Федерации, оказавшихся в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 года, либо принимавших участие в ликвидации последствий этой катастрофы. Отношения, связанные с чернобыльской катастрофой, регулируются настоящим Законом, действующим законодательством Российской Федерации в части норм, не противоречащих настоящему Закону, и другими актами законодательства Российской Федерации, издаваемыми в соответствии с ними.
По правилам чч.1, 3 ст.3 указанного Закона гражданам Российской Федерации гарантируются установленные настоящим Законом возмещение вреда, причиненного их здоровью и имуществу вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также предоставление мер социальной поддержки. Если гражданин имеет право на возмещение вреда и меры социальной поддержки по настоящему Закону и одновременно на такое же возмещение вреда и меры социальной поддержки по иному нормативному правовому акту, возмещение вреда и меры социальной поддержки независимо от основания, по которому они устанавливаются, предоставляются либо по настоящему Закону, либо по иному нормативному правовому акту по выбору гражданина, если законодательством Российской Федерации не предусмотрено иное.
К гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, отнесены, в частности, инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы из числа военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы и привлеченных к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ, а также лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, проходивших (проходящих) службу в зоне отчуждения (ст.13 Закона).
Статьей 15 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" установлено, что указанной категории граждан выдаются специальные удостоверения инвалидов. Эти документы дают право на меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом, с момента их предъявления. Порядок и условия оформления и выдачи удостоверений определяются органами, уполномоченными Правительством Российской Федерации.
Из исковых заявлений и пояснений истцов следует, что у них имеются удостоверения, на основании которых они пользуются льготами по Закону РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". Вместе с тем, истцы полагают, что одновременно они имеют право на льготы по Федеральному закону "О ветеранах".
Пунктом 3 ст.14 Федерального закона "О ветеранах" меры социальной поддержки, предоставляемые инвалидам войны, распространены на военнослужащих и лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей).
До 01.01.2005 года пункт 2 ст.13 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ "О ветеранах" устанавливал, что меры социальной защиты ветеранов определяются статьями 14 - 23 настоящего Федерального закона. При наличии оснований ветераны одновременно могут иметь право на льготы, установленные другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. Этот пункт признан утратившим силу с 01.01.2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Как указывалось выше, ст.3 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" содержит правило, согласно которому меры социальной поддержки гражданину, имеющему право на возмещение вреда и меры социальной поддержки по настоящему Закону и одновременно по иному нормативному правовому акту, предоставляются либо по настоящему Закону, либо по иному нормативному правовому акту по выбору гражданина, если иное не предусмотрено законодательством РФ.
Следовательно, с 01.01.2005 года гражданин, имеющий право на льготы по Закону РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и по Федеральному закону "О ветеранах", вправе получать меры социальной поддержки по одному из законов по своему выбору.
Исключение составляет ежемесячная денежная выплата, установленная ст.23.1 Федерального закона "О ветеранах". Пункт п. 2 указанной статьи прямо предусматривает, что если гражданин одновременно имеет право на ежемесячную денежную выплату по настоящему Федеральному закону и по другому федеральному закону или иному нормативному правовому акту независимо от основания, по которому она устанавливается (за исключением случаев установления ежемесячной денежной выплаты в соответствии с Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Федеральным законом "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне"), ему предоставляется одна ежемесячная денежная выплата либо по настоящему Федеральному закону, либо по другому федеральному закону или иному нормативному правовому акту по выбору гражданина.
В судебном заседании установлено, что Морозов А.Ю. и Цынгалов В.Н., являясь военнослужащими, принимали участие в ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС. В настоящее время Морозов А.Ю. является инвалидом 2 группы, причина инвалидности согласно справке Центрального бюро МСЭ от 01.07.2002 года определена как увечье, полученное при исполнении обязанностей военной службы, связано с аварией на ЧАЭС (л.д.23). Такая же причина инвалидности определена Цынгалову В.Н. в справке Центрального бюро МСЭ от 03.02.2000 года (л.д.45). Инвалидность установлена истцам без переосвидетельствования.
Формулировка п.3 ст.14 Федерального закона "О ветеранах" предусматривает распространение льгот инвалидов Великой Отечественной войны на военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, ставших инвалидами вследствие увечья, полученного при исполнении обязанностей военной службы. Поскольку увечье получено Морозовым и Цынгаловым при исполнении обязанностей военной службы, на истцов распространяются льготы, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны и приравненных к ним лиц. Наличие в формулировке причины инвалидности слов "связано с аварией на ЧАЭС" не изменяет существа причины инвалидности, а лишь отражает обстоятельства получения увечья. Поэтому требования истцов о признании за ними права на такие льготы подлежат удовлетворению.
Согласно ст.28 Федерального закона "О ветеранах" реализация мер социальной поддержки ветеранов осуществляется по предъявлении ими удостоверений единого образца, установленного для каждой категории ветеранов Правительством СССР до 1 января 1992 года либо Правительством Российской Федерации. Таким удостоверением для лиц, приравненных к инвалидам Великой Отечественной войны, является "Удостоверение инвалида о праве на льготы" (п.28 Положения о льготах для инвалидов Отечественной войны и семей погибших военнослужащих (утв. постановлением СМ СССР от 23 февраля 1981 г. № 209) (с изменениями от 1 июля 1991 г.).
Постановлением Минтруда РФ от 11 октября 2000 г. № 69 утверждена Инструкция о порядке и условиях реализации прав и льгот ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, иных категорий граждан, установленных Федеральным законом "О ветеранах". Пункт 2.15 указанной инструкции прямо предусматривает, что удостоверения инвалида о праве на льготы, предусмотренное постановлением Совета Министров СССР от 23 февраля 1981 г. № 209, выдается по обращению граждан органами, осуществляющими их пенсионное обеспечение, на основании справок учреждений медико-социальной экспертизы (ВТЭК) об инвалидности.
Закон РФ от 20 ноября 1990 г. № 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", действовавший на момент издания указанной инструкции, устанавливал, что пенсионное обеспечение в соответствии с настоящим Законом осуществляется государственными органами социальной защиты населения (ст.117).
Указом Президента РФ от 27 сентября 2000 г. № 1709 за Пенсионным фондом РФ и его территориальными органами закреплены полномочия по выплате государственных пенсий. Постановление Правительства РФ от 4 марта 2002 г. № 141 "О некоторых вопросах реализации Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" установило, что назначение, перерасчет размера, выплата и организация доставки пенсий в соответствии с Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (за исключением пенсий, предусмотренных пунктом 1 статьи 8 указанного Федерального закона, и случаев, предусмотренных в пункте 3 настоящего постановления) производятся территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства лица, обратившегося за пенсией, в порядке, предусмотренном для установления и выплаты трудовых пенсий.
Таким образом, функции по назначению и выплате пенсии в настоящее время отнесены к компетенции иного государственного органа. Однако такие полномочия, как выдача удостоверений, от органов социальной защиты населения к учреждениям Пенсионного Фонда Российской Федерации не передавались.
В соответствии с п.п.1, 10 Положения о Министерстве труда и социального развития Омской области (с изменениями от 2 августа, 6 сентября, 31 декабря 2004 г.) Министерство труда и социального; развития Омской области является органом исполнительной власти Омской области, обеспечивающим; проведение государственной политики в области труда, социальной защиты населения Омской области, а также координирующим деятельность в этих сферах иных органов исполнительной власти Омской области, в сфере социальной защиты и социального обслуживания населения указанное Министерство осуществляет организационно-методическое руководство и координацию деятельности органов исполнительной власти Омской области по социальной защите граждан, пострадавших в результате радиационных аварий и катастроф или принимавших участие в ликвидации их последствий, а также по предоставлению установленных федеральным и областным законодательством мер социальной поддержки этим гражданам.
Министерством труда и социального развития Омской области не оспаривается отнесение вопроса о выдаче удостоверений инвалидам Великой Отечественной войны и приравненным лицам к компетенции указанного министерства. Доказательств передачи таких полномочий иным государственным органам суду не представлено.
Учитывая изложенное, суд возлагает на Министерство труда и социального развития Омской области обязанность произвести выдачу Морозову А.Ю. и Цынгалову В.Н. удостоверений инвалида о праве на льготы.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Признать за Морозовым Александром Юрьевичем право на льготы, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны и приравненных к ним лиц.
Обязать Министерство труда и социального развития Омской области произвести выдачу Морозову Александру Юрьевичу удостоверения инвалида о праве на льготы.
Признать за Цынгаловым Владимиром Николаевичем право на льготы, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны и приравненных к ним лиц.
Обязать Министерство труда и социального развития Омской области произвести выдачу Цынгалову Владимиру Николаевичу удостоверения инвалида о праве на льготы.
На решение могут быть поданы кассационная жалоба, кассационное представление в Омский областной суд через Кировский районный суд г. Омска в 10-дневный срок.
Решение вступило в законную силу 7 июня 2005 года.
|