Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Махачкала |
12 октября 2006 года |
Судья Советского районного суда г. Махачкалы Адзиев М.М., при секретаре Хизриеве Р., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску местной общественной организации "Союз Чернобыль",
У С Т А Н О В И Л:
Общественная организация "Союз Чернобыль" в интересах неопределенного круга лиц из числа членов семей граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, обратилась в суд с иском к МУП "ГЕРЦ", ЗАО "Дагестанрегионгаз", ОАО "Дагестанская энергосбытовая компания" и УСЗН г.Махачкалы о признании противоправными их действия в части прекращения предоставления льгот по оплате за пользование отоплением, водопроводом, газом и электроэнергией членам семей граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие Чернобыльской катастрофы в размере 50% и возложении обязанности на МУП "ГЕРЦ,", ЗАО "ДагестанРегионГаз" и ОАО "Дагестанская энергосбытовая компания" произвести с января 2005 года перерасчет платежей с учетом льготы и в дальнейшем принимать оплату за коммунальные услуги с учетом 50 процентной скидки членам семей указанной категории граждан.
В обоснование иска в заявлении сделана ссылка на то, что ответчики трактуют норму пункта 3 статьи 14 Закона РФ от 15 мая 1991 года №1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в редакции Федерального закона от 22.08.2004г №122-ФЗ, как отменяющую льготы для членов семей при по оплате жилищно-коммунальных услуг -отопление, водопровод, газ, электричество и др., неправильно.
В судебном заседании представитель истца по доверенности Абдулгапуров P.M. исковые требования по изложенным в заявлении основаниям поддержал.
Представители ответчиков по доверенности- МУП "ГЕРЦ" Исмаилова Н.М., ЗАО "Дагестанрегионгаз" Вагабова Р.К., ОАО "Дагестанская энергосбытовая компания" Гасанова С.Э, УСЗН г. Махачкалы Магомедов Р.С. исковые требования не признали и считали, что с момента вступления в действие Федерального закона от 22.08.2004г №122-ФЗ, изложившего пункт 3 статьи 14 Закона РФ от 15 мая 1991 года №1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в новой редакции, льгота в виде 50 процентной оплаты за коммунальные услуги (пользование отоплением, водопроводом, газом и электроэнергией) предоставляется только самому гражданину, подвергшемуся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и эта скидка на членов его семьи не распространяется.
Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
До внесения Федеральным Законом №122 от 22.08.04 изменений пункт 4 статьи 14 Закона РФ от 15.05.1991 г. №1244-1"О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" имел следующее содержание: "гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 настоящего Закона, гарантируется: плата занимаемой общей площади в домах государственного и муниципального фондов, а также в приватизированных жилых помещениях (в пределах норм, предусмотренных действующим законодательством), в том числе и членам их семей, проживающим с ними, в размере 50% квартирной платы, исчисленной по ставкам, установленным для рабочих и служащих, а также предоставление скидки в размере 50% с установленной платы за пользование телефоном, радио, коллективными телевизионными антеннами (кроме спутниковых) и за их установку, за пользование отоплением, водопроводом, газом и электроэнергией, а проживающих в домах, не имеющих центрального отопления, -предоставление скидки в размере 50% со стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, включая транспортные расходы."
Федеральным Законом №122 от 22.08.2004 названная норма изложена в следующей редакции: "гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 настоящего Закона, гарантируется: оплата в размере 50 % занимаемой общей площади в домах государственного и муниципальных фондов, а также в приватизированных жилых помещениях в пределах норм, предусмотренных действующим законодательством), в том числе и членам их семей, проживающим с ними; оплата в размере 50% за пользование отоплением, водопроводом, газом и электроэнергией, а проживающих в домах, не имеющих центрального отопления, -предоставление скидки в размере 50% со стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, включая транспортные расходы".
Представители ответчиков, обосновывая свою позицию, сослались на то, что наличие знака препинания в виде точки с запятой (;) после слов "членам их семей, проживающих с ними" предопределяет предоставление льготы членам семей чернобыльцев только в части оплаты занимаемой общей площади. В остальной же части льготы распространяются только на самих граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Указанная позиция ответчиков заслуживает внимания. Действительно, из буквального толкования п.3 ст. 14 Закона РФ №122-1 в редакции ФЗ-122 от 22.08.2004 с учетом примененного знака препинания в виде точки с запятой (;) следует, что новая редакция названного пункта разделяет предоставление льгот в части оплаты занимаемой площади (чернобыльцам и членам их семей) и льгот за пользование отоплением, водопроводом, газом и электроэнергией (только чернобыльцам).
Вместе с тем, суд учитывает положения Конституции РФ, а также цели и задачи, для реализации которых принимался ФЗ-122 от 22.08.04.
Конституция РФ провозглашает Российскую Федерацию демократическим правовым государством, в котором человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а их защита - обязанностью государства.
Закрепив самостоятельность судебной ветви власти, Конституция возложила на суды обязанность по обеспечению защиты прав и свобод человека и гражданина от любых посягательств, от кого бы они не исходили, в том числе и от государства в лице его органов и должностных лиц (ст. ст. 10, 18,46).
Верховенство Конституции и федеральных законов на всей территории Российской Федерации образуют одну из основ ее конституционного строя.
Согласно неоднократно высказанной правовой позиции Конституционного Суда РФ федеральный законодатель вправе, как следует из статей 71 (пункты "в", "е", "з"), 39, 40, ч.3, ст. 55 Конституции РФ, исходя из признаваемых и защищаемых Конституцией РФ ценностей, вносить изменения в ранее установленные правила предоставления льгот и компенсаций. Однако при внесении таких изменений должно быть обеспечено соблюдение положений Конституции РФ, закрепляющих, что Россия является демократическим правовым социальным государством, в котором человек, его права и свободы, являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина- обязанностью государства. Должен также соблюдаться принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм.
В соответствии со ст.55 Конституции РФ не должны издаваться законы, отменяющие и умаляющие права и свободы человека и гражданина. Такие права и свободы могут быть ограничены Федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Как указано в преамбуле ФЗ от 22.08.04 №122-ФЗ, указанный федеральный закон принимается в целях защиты прав и свобод граждан Российской Федерации. В этом федеральном законе решаются также задачи обеспечения конституционного принципа равенства прав и свобод человека и гражданина, повышения материального благосостояния граждан, обеспечения экономической безопасности государства и приведения системы социальной защиты граждан, которые пользуются льготами и социальными гарантиями и которым предоставляются компенсации; в соответствии с принципом разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, а также принципами правового государства с социально ориентированной рыночной экономикой.
При переходе к системе социальной защите граждан, основанной на положениях названного федерального закона, Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования должны при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств; реализовывать принцип доверия граждан к закону и. действиям государства путем достижения стабильности правового регулирования.
Нормы указанного федерального закона должны реализовываться в соответствии с положениями, закрепленными в его преамбуле, и не могут использоваться для умаления прав и законных интересов человека и гражданина.
Действие федерального закона № 122 от 22.08.04 направлено на предоставление денежной компенсации взамен льгот и социальных гарантий, предусмотренных действующим законодательством.
Так как в данном законе членам семей чернобыльцев и приравненных к ним граждан, не предусмотрена компенсация взамен ранее предоставленных льгот по оплате коммунальных услуг, толкование оспариваемого пункта, как прекращение с 01.01.05 предоставления льгот членам семей указанной выше категории граждан, нарушает права и законные интересы членов семей данной категории граждан, и означает отказ государства от выполнения ранее принятых на себя обязательств, что противоречит Конституции РФ.
С учетом выше изложенного к спорным правоотношениям суд применяет напрямую упомянутые положения Конституции Российской Федерации, как Закона, имеющего высшую юридическую силу, и приходит к выводу о необходимости признать за членами семей граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, льгот по оплате в размере 50% за пользование отоплением, водопроводом, газом, электроэнергией по Закону РФ от 15.05.1991г. № 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в редакции закона от 22.08.04 №122-ФЗ.
Из объяснений сторон следует, что оспариваемая льгота фактически предоставлялась по декабрь 2005 года.
В связи с этим в тех случаях, когда с января 2006 года, оплата за коммунальные услуги принята без учета льготы, ответчикам надлежит произвести соответствующий перерасчет.
Согласно ст. 15 Закона РФ от 15.05.1991г. № 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" документами, дающими право на меры социальной поддержки, являются удостоверения инвалидов и участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС и нагрудные знаки. Соответствующие льготы должны предоставляться с момента их предъявления.
Поскольку оспариваемая льгота затрагивает не только интересы членов семей граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие Чернобыльской катастрофы, но и непосредственно самих названных граждан, как глав семей, суд приходит к выводу о том, что местной общественной организации "Союз Чернобыль" имела право обратиться в суд с указанными исковыми требованиями для защиты прав неопределенного круга граждан данной категории и членов их семей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Признать противоправными действия МУП "ГЕРЦ", ЗАО "Дагестан Регион Газ", ОАО "Дагестанская энергосбытовая компания" и УСЗН г. Махачкалы в части непредставления льгот по оплате за пользование отоплением, водопроводом, газом и электроэнергией членам семей граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие Чернобыльской катастрофы в размере 50% в соответствии с пунктом 3 Статьи 14 Закона РФ от 15.05.91. №1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в редакции закона от 22.08.04 №122-ФЗ.
Обязать МУП "ГЕРЦ,", ЗАО "Дагестанрегионгаз" и ОАО "Дагестанская энергосбытовая компания" производить расчеты по оплате за пользование отоплением, водопроводом, газом и электроэнергией членам семей граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие Чернобыльской катастрофы с предоставлением скидки в размере 50% в соответствии с пунктом 3 статьи 14 Закона РФ от 15.05.91. № 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в редакции закона от 22.08.04 №122-ФЗ с момента предъявления соответствующих удостоверений инвалидов или участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС и с января 2006 года произвести перерасчет соответствующих сумм названных коммунальных платежей.
Мотивированное решение составлено 17 октября 2006 года
Решение может быть обжаловано в Верховный суд РД в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения.
Решение вступило в законную силу 15.12.2006г.
|