судья - Бубырь А.А.
кас. инст.: Брик Г.С. - предс.
Каткова Н.Л. - докл., Лепёхина Н.В.

№ 4-г-126/2006

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

" 2 " ноября 2006 года

г. Липецк


             Президиум Липецкого областного суда в составе:
Председательствующего

Маркова И.И.,

членов президиума:

Ситникова Ю.В., Бирюковой Н.К., Степановой В.В., Фоминой Н.В.,

 

 

     Рассмотрев гражданское дело по надзорной жалобе представителя ОАО "Липецкая, энергосбытовая компания" на решение Октябрьского районного суда г. Липецка от 31 августа 2005 года и определение судебной коллегии по гражданским делам Липецкого областного суда от 03 октября 2005 года по искам прокурора Добринского и Задонского районов Липецкой области в интересах неопределенного круга лиц к ОАО "Липецкая энергосбытовая компания" о признании противоправными действия ОАО "Липецкая энергосбытовая компания" по не предоставлению с 1.01.2005г. льгот по оплате потребляемой электроэнергии членам семей граждан, подвергшихся воздействию радиации следствие аварии на Чернобыльской АЭС и возложении обязанности о предоставлении указанных льгот, вынесенное для рассмотрения по существу в президиум Липецкого областного суда определением судьи Верховного Суда Российской Федерации Кеба Ю.Г. от 9 октября 2006 года,

У С Т А Н О В И Л:

     Прокуроры Добринского и Задонского районов Липецкой области в интересах неопределенного круга лиц - членов семей ряда категорий граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие Чернобыльской катастрофы, обратился в суд с иском к ОАО "Липецкая энергосбытовая компания" о признании противоправными действия ОАО "Липецкая энергосбытовая компания" по не предоставлению с 1 января 2005 года льгот по оплате потребляемой электроэнергии членам семей граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и возложении на них обязанности по предоставлению указанной льготы, ссылаясь на то, что в нарушение действующего законодательства ответчик с 1 января 2005 года отказывается предоставлять льготу по оплате .стоимости потребляемой электроэнергии в размере 50% названным категориям граждан.
     Ответчик ОАО "Липецкая энергосбытовая компания" иск не признал. Решением Октябрьского районного суда г. Липецка от 31 августа 2005 года исковые требования удовлетворены. Суд признал противоправными действия ОАО "Липецкая энергосбытовая компания" в части не предоставления с 1 января 2005 года членам семей граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, льготы по оплате стоимости потребляемой электроэнергии в размере 50%, предусмотренной пунктом 3 статьи 14 Закона РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ, а также обязал ответчика производить расчеты за потребляемую электроэнергию с учетом указанной льготы.
     Определением судебной коллегии по гражданским делам Липецкого областного суда от 03 октября 2005 года решение суда оставлено без изменения.
     В надзорной жалобе представитель ОАО "Липецкая энергосбытовая компания" Коновалов А.Н. просит судебные постановления, состоявшиеся по делу, отменить и принять новое судебное постановление, которым в удовлетворении иска отказать, полагая, что выводы судебных инстанций основаны на неправильном толковании норм материального права, что является существенным нарушением, поскольку привело к неправильному разрешению спора.
     Определением Судьи Верховного Суда РФ от 6 сентября 2006 года дело истребовано в Верховный Суд РФ-Определением от 9 октября 2006 года дело с надзорной жалобой передано для рассмотрения в президиум Липецкого областного суда.
     Заслушав доклад судьи Курдюковой Н.А., представителя ОАО "Липецкая энергосбытовая компания" - Коновалова А.Н., поддержавшего жалобу и просившего отменить состоявшиеся судебные постановления, представителей Липецкой областной организации Союз "Чернобыль" России, просивших судебные постановления по делу оставить без изменения, а надзорную жалобу оставить без удовлетворения, мнение прокурора Пантюшина И.С., полагавшего судебные решения правильными, президиум находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
     Согласно пунктам 1 и 2 части 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" к лицам, подвергшимся воздействию радиации на Чернобыльской АЭС, на которых распространяется действие настоящего закона, относятся граждане, получившие или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания, а также инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы.
     В силу пункта 4 части 1 статьи 14 данного Закона (в редакции от 24 ноября 1995 года) вышеуказанным категориям граждан гарантировались следующие льготы: оплата занимаемой общей площади в домах государственного и муниципального фондов, а также в приватизированных жилых помещениях (в пределах норм, предусмотренных действующим законодательством), в том числе и членам их семей, проживающим с ними, в размере 50 процентов квартирной платы, исчисленной по ставкам, установленным для рабочих и служащих, а также предоставление скидки в размере 50 процентов с установленной платы за пользование телефоном, радио, коллективными телевизионными антеннами (кроме спутниковых), и за их установку, за пользование отоплением, водопроводом, газом н электроэнергией, а проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, предоставление скидки в размере 50 процентов со стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, включая транспортные расходы.
     Судом установлено, что до 1 января 2005 года льготы по оплате потребляемой электроэнергии гражданам, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и совместно проживающим членам их семей предоставлялись. Указанные обстоятельства никем из сторон не оспаривались.
     Судом было также установлено, что до 1 января 2005 года орган социальной защиты населения согласно договоров компенсировал энергоснабжающей организации расходы понесённые ими на предоставление льгот по оплате потребляемой электроэнергии не только на носителей этих льгот, но и на членов их семей, в том числе и чернобыльцев.
     Судом было установлено, что ОАО "Липецкая энергосбытовая компания" с 1.01.2005 года льготы по оплате потребляемой электроэнергии членам семьи граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, проживающим с ними, не предоставляет, со ссылкой на то, что законом это не предусмотрено.
     Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-Ф3 "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах органов законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" статья 14 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" изложена в новой редакции.
     Согласно пункту 3 части 1 вышеназванной статьи, гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания а также инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы гарантируется оплата в размере 50 процентов занимаемой общей площади в домах государственного и муниципального фондов и в приватизированных помещениях (в пределах норм, предусмотренных законодательством Российской Федерации), в том числе и членам их семей, проживающим с ними; оплата в размере 50 процентов за пользование отоплением водопроводом, газом и электроэнергией, а проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, - предоставление скидки в размере 50 процентов со стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, включая транспортные расходы.
     В надзорной жалобе представитель ОАО "Липецкая энергосбытовая компания" Коновалов А.Н. указывает, что судом были допущены существенные нарушения норм материального права, выразившиеся в неправильном толковании закона.
     Президиум находит доводы надзорной жалобы не состоятельными по следующим основаниям.
     Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, исходил из того, что действия ОАО "Липецкая энергосбытовая компания" по прекращению с 1 января 2005 года предоставления льгот по оплате потребляемой электроэнергии членам семей граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, противоречат положениям ст.ст. 1, 2, 7, 18, 55 Конституции РФ, а также преамбуле Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ, из которой следует, что действие закона направлено на выплату денежной компенсации взамен льгот и социальных гарантий, установленных действующим законодательством. Поскольку в данном законе членам семей чернобыльцев не предусмотрена компенсация взамен ранее предоставляемых льгот по оплате потребляемой электроэнергии, то такое толкование п.3 ст.14 указанного закона ответчиком, как основание для прекращения предоставления указанным гражданам ранее предоставляемых льгот по оплате потребляемой электроэнергии, правомерно расценены судом как нарушение прав и законных интересов членов семей указанной категории граждан.
     При этом суд обоснованно принял во внимание правовую позицию Конституционного Суда, изложенную в Постановлении от 24 мая 2001 года № 8-П по делу о проверке конституционности положений статей 1 и 2 Федерального закона "О жилищных субсидиях граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" и Определении от 4 декабря 2003 года № 423-0 "По запросу Конституционного Суда Республики Татарстан о проверке конституционности подпункта 9 пункта 1 статьи 14 ФЗ "О ветеранах", согласно которой федеральный законодатель вправе вносить изменения в ранее установленные правила предоставления льгот и компенсаций, но при условии, что при внесении таких изменений должен соблюдаться принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм.
     С данными выводами суда правомерно согласилась кассационная инстанция.
     Выводы судебных инстанций о правомерности предоставления льгот в виде скидки в размере 50 процентов от платы за жилье и пользование коммунальными услугами не только гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь, другие заболевания, а также инвалидам вследствие Чернобыльской катастрофы, но и членам их семей свидетельствуют и иные обстоятельства.
     В частности указанные обстоятельства подтверждаются федеральным законодательством о бюджете.
     Так статьей 47 Федерального Закона "О федеральном бюджете на 2006 год" установлены субвенции, выделяемые из Фонда компенсации на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, предусмотренные в соответствующих федеральных законах, в том числе и Чернобыльском, в размере 58 925 078,6 тыс. рублей. Данная сумма существенно превышает аналогичную субвенцию, выделенную на 2005 год (26 670 000,0 тыс. рублей).
     Выделялись средства из федерального бюджета на указанные цели и по субъектам РФ Фондом компенсаций РФ, на который законодателем возложена указанная обязанность.
     Так субвенции на возмещение льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг для Липецкой области выделались согласно Федерального Закона№ 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2003г." в размере 9950,0 тыс. руб.; согласно Федерального Закона № 136-Ф3 "О Федеральном бюджете на 2004 год" в размере 11949 тыс. руб.; согласно Федерального Закона № 173-Ф3 "О Федеральном бюджете на 2005 г." в размере 194853 тыс. руб.; согласно Федерального Закона № 189-ФЗ "О Федеральном бюджете на 2006 г." в размере 479323,5 тыс. руб.
     Из указанного следует, что субвенции государства с принятием закона № 122-ФЗ не только не уменьшились, а, напротив, увеличились значительно опережая темп инфляции в стране.
     В то время как, из объема предоставляемых льгот в 2005 году гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, членам их семей, а также гражданам, приравненным к ним в части оказания мер социальной поддержки в соответствии с редакцией Закона № 122-ФЗ были исключены оплата за установку и пользование телефоном, радио, телевизионной антенной. Льготы по оплате занимаемой площади и услуг ЖКХ реабилитированным жертвам политических репрессий и членам их семей были отнесены к ведению бюджетов субъектов РФ.
     Следовательно, законодатель, устанавливая правовую норму в части предоставления льгот по жилищно-коммунальным услугам, в том числе и членам семьи, утверждал и увеличивал в Федеральном бюджете соответствующие средства на возмещение расходов по оплате льгот за коммунальные услуги и на членов семьи носителей льгот. Указанное также свидетельствует о том, что государство не отказывалось и не отменяло льготы в части оплаты за коммунальные услуги членам семьи граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
     Данные правовые положения и были приняты судебными инстанциями при постановке судебных постановлений по делу.
     В соответствии со статьей 387 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права.
     Таких нарушений судебными инстанциями при рассмотрении дела допущено не было, а поэтому президиум не усматривает достаточных и законных оснований к отмене состоявшихся по делу судебных постановлений.
     Доводы надзорной жалобы, направленные на иную оценку доказательств по делу, данных судом первой и второй инстанций, или иное толкование закона, в силу закона не являются бесспорным основанием для отмены этих судебных постановлений судом надзорной инстанции.
     На основании изложенного, руководствуясь ст. 390 ГПК РФ, президиум

ПОСТАНОВИЛ:

     Решение Октябрьского районного суда г. Липецка от 31 августа 2005 года и определение судебной коллегии по гражданским делам Липецкого областного суда от 03 октября 2005 года - оставить без изменения, а надзорную жалобу ОАО "Липецкая энергосбытовая компания" - без удовлетворения.


Председательствующий:


И.И. Марков