КАЛИНИНГРАДСКИЙ СОЮЗ “ЧЕРНОБЫЛЬ”
№ 72 14 августа 2000 г.
Начальнику Управления конституционных основ трудового законодательства и социальной защиты Конституционного суда Российской Федерации государственному советнику юстиции I класса Р. И. ИВАНОВОЙ.

Уважаемая Розалия Ивановна!
      Совет Калининградского областного Союза “Чернобыль” убедительно просит Вас в связи с тем, что возникают разночтения в толковании Постановления Конституционного суда № 18-П от 01.12.1997 года, разъяснить, признал ли Конституционный суд РФ неконституционными нормы, содержащиеся в абзаце третьем пункта 2 статьи 29 Закона “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС” № 179-ФЗ от 24.11.1995г. в целом, или же только в части, касающейся лиц, получающих пенсию за выслугу лет в соответствии с Законом РФ “О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей”. В частности, имеют ли право, в соответствии с правовыми установками Конституционного суда, наряду с получением возмещения вреда получать две пенсии — по возрасту и инвалидности инвалиды Чернобыля из числа военнообязанных, призванных на специальные учебные и поверочные сборы, направленные и командированные для работы по ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС, а также их семьи по случаю потери кормильца вследствие чернобыльской катастрофы.
С искренним уважением председатель Калининградского областного Союза “Чернобыль”
М.ОЙСБОЙТ.

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. СЕКРЕТАРИАТ
№ 7301 22 сентября 2000 г.
Председателю Калининградского областного Союза “Чернобыль” ОЙСБОЙТУ М. И.
Уважаемый Михаил Израильевич!
      Ваше обращение от 14 августа 2000 года № 72 в соответствии со статьями 40 и 111 Федерального конституционного закона “О Конституционном суде Российской Федерации” рассмотрено в секретариате суда.
      Вы просите разъяснить, имеют ли право участники ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС на основании постановления Конституционного суда Российской Федерации от 1 декабря 1997 года, наряду с возмещением вреда, получать две пенсии: по старости и по инвалидности, их семьи — по случаю потери кормильца.
      Как Вам известно, постановлением Конституционного суда Российской Федерации от 1 декабря 1997 года положение абзаца четвертого подпункта 1 пункта 23 статьи 1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года “О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “ О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС” в части, касающейся лишения военнослужащих, получающих пенсию за выслугу лет, увеличенную для инвалидов первой и второй групп на сумму трех, а для инвалидов третьей группы — на сумму полутора минимальных размеров пенсии по возрасту, права на возмещение вреда вследствие чернобыльской катастрофы, признано не соответствующим Конституции Российской Федерации.
      Согласно части второй статьи 87 Федерального конституционного закона “О Конституционном суде Российской Федерации” названное постановление является основанием для отмены в установленном порядке положений, носящих дискриминационный характер в отношении указанных Вами категорий граждан. Такие акты в этой части не подлежат применению судами и другими правоприменительными органами.
      Таким образом, эти граждане в случае отказа в назначении пенсий вправе обратиться в суд общей юрисдикции.
      Кроме того, Вами не представлены официальные документы, подтверждающие применение либо возможность применения обжалуемых норм Закона при разрешении конкретных дел (статьи 96 и 97 Федерального конституционного закона “О Конституционном суде Российской Федерации”).
      С учетом изложенного на основании части второй статьи 40, статей 96 и 97 Федерального конституционного закона “О Конституционном суде Российской Федерации” Ваше обращение не отвечает требованиям настоящего Закона, в соответствии с которым рассмотрение обращения может быть признано допустимым.
      Начальник Управления конституционных основ трудового законодательства и социальной защиты Конституционного суда РФ
Р. И.ИВАНОВА.

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 сентября 2000 г.
      Ленинградский районный суд Калининградской области в составе председательствующего судьи Браташа С. С. при секретаре Сергейчук М. В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по жалобе Калининградского областного отделения Общероссийской общественной организации инвалидов Союз “Чернобыль” России на бездействие Министерства труда и социального развития РФ и управления по труду и социальному развитию администрации Калининградской области,
УСТАНОВИЛ:
      Калининградское областное отделение Общественной организации инвалидов Союз “Чернобыль” России обратилось в суд с жалобой, в которой указало, что Министерством труда и социального развития РФ и управлением по труду и социальному развитию администрации Калининградской области не приняты в пределах их компетенции нормативные правовые акты, в соответствии, с которыми граждане из числа военнообязанных, призванных на спецсборы и направленных на работы по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и исполнявших при этом обязанности военной службы, получали бы две пенсии: по инвалидности и по старости, независимо от выплаты им сумм возмещения вреда, в связи, с чем просит суд обязать указанные государственные органы принять соответствующие нормативные правовые акты.
      В судебном заседании представитель Калининградского областного отделения Общероссийской организации инвалидов Союз “Чернобыль” России — его председатель Ойсбойт М. И. доводы и требования жалобы подтвердил полностью.
      Министерство труда и социального развития РФ о месте и времени разбирательства дела извещено надлежащим образом; представило в суд письменное заявление, в котором просит рассмотреть дело без участия его представителя, и указало, что не признает жалобу по тем основаниям, что Государственной Думой Федерального Собрания РФ до настоящего времени не внесены изменения в Закон РФ “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС”, как этого требовало Постановление Конституционного суда РФ от 1 декабря 1997 года; что дополнительное финансирование расходов на указанные в жалобе цели в бюджете на 1999 и 2000 годы не было предусмотрено, а бюджетным законодательством РФ установлено, что законодательные и иные нормативные правовые акты, не обеспеченные источниками финансирования в федеральном бюджете на текущий год, не подлежат исполнению на основании ст. 129 закона РФ № 227-ФЗ от 31.12.99 г.
      Представитель управления по труду и социальному развитию администрации Калининградской области Толкачева Т. Г. жалобу не признала, ссылаясь на те же основания и отсутствие соответствующей законодательной базы; вместе с тем она пояснила, что управление по труду и -социальному развитию администрации Калининградской области давало устные разъяснения входящим в его структуру территориальным подразделениям о назначении и выплате указанной категории граждан пенсий по старости и по инвалидности.
      Заслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к выводу, что жалоба подлежит удовлетворению в силу следующих юридически значимых обстоятельств.
      Конституционный суд РФ Постановлением от 1 декабря 1997 года признал не соответствующими Конституции РФ положения абзаца 4 подпункта 1 пункта 23 статьи 1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года “О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС” (соответственно абзац 3 пункта 2 статьи 29 Закона РФ “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС” в редакции от 24 ноября 1995 года), согласно которому военнообязанным, призванным на специальные учебные и поверочные сборы, направленным и командированным для работы по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и при этом исполнявшим обязанности военной службы, при получении ими пенсий по инвалидности и по старости выплата сумм возмещения вреда не производилась, т.к. Конституционный суд РФ признал право указанной категории граждан на получение двух пенсий — по старости и по инвалидности независимо от выплат сумм в возмещение вреда. Этим же Постановлением было установлено, что признанные не соответствующими Конституции РФ положения утрачивают силу по истечении шести месяцев с момента провозглашения настоящего Постановления.
      Федеральному Собранию РФ надлежало в течение шести месяцев с момента провозглашения Постановления Конституционного суда РФ от 1 декабря 1997 года внести изменения в Закон РФ от 18 июня 1992 года “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС” в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 года, вытекающие из указанного Постановления Конституционного суда РФ.
      Решением Верховного суда РФ от 26 декабря 1997 года пункт 4 Разъяснения Министерства труда и социального развития РФ от 9 октября 1996 года № 1 “О порядке выплаты денежных сумм в возмещение вреда в размере заработка (или соответствующей его части) в зависимости от степени утраты трудоспособности гражданином, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы”, утвержденного постановлением Министерства труда и социального развития РФ № 3 от 9 октября 1996 года, которым было установлено, что указанной категории граждан может выплачиваться только одна пенсия (по старости или по инвалидности) и сумма возмещения вреда, признан недействительным и указанный пункт отменен постановлением Министерства труда и социального развития РФ № 6 от 10 февраля 1998 года.
      В настоящее время отсутствуют нормативные правовые акты, которые препятствовали бы реализации указанной категории граждан принадлежащего им права на получение двух пенсий (по инвалидности и по старости) и выплату сумм возмещения вреда. Это право предоставлено им с 1 июня 1998 года на основании Постановления Конституционного суда РФ от 1 декабря 1997 года, которое в соответствии с частями 1 и 2 статьи 79 Федерального конституционного закона “О Конституционном суде Российской Федерации” является окончательным, не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно после его провозглашения и действует непосредственно.
      Следовательно, Министерство труда и социального развития РФ и управление по труду и социальному развитию администрации Калининградской области, как органы исполнительной власти, в силу требований частей 1 и 2 статьи 15, статьи 125 Конституции РФ, обязаны, вне зависимости от внесения или невнесения изменений в Закон РФ “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС” в редакции от 24 ноября 1995 года, исполнить Постановление Конституционного суда РФ от 1 декабря 1997 года и в пределах предоставленной им компетенции принять нормативные акты, на основании которых указанной категории граждан была бы обеспечена практическая возможность получать одновременно две пенсии (по старости и по инвалидности) и выплату сумм возмещения вреда.
      Поскольку Министерство труда и социального развития РФ и управление по труду и социальному развитию администрации Калининградской области таких действий не осуществили, то суд считает жалобу Калининградского областного отделения Общероссийской общественной организации Союз “Чернобыль” России обоснованной и правомерной, так как бездействие данных государственных органов создало препятствие на осуществление указанной категорией граждан их права на одновременное получение пенсий по инвалидности и по старости, а также на выплату им сумм возмещения вреда.
      Что касается ссылки Министерства труда и социального развития РФ на статью 129 Закона РФ “О федеральном бюджете на 2000 год”, то она не может быть признана состоятельной, поскольку указанным законом предусмотрено выделение денежных средств по нескольким целевым федеральным программам, непосредственно связанным с социальной защитой граждан, ставших инвалидами вследствие катастрфы на Чернобыльской АЭС, и защитой населения от последствий этой катастрофы (п.п. 1.1.3; 1.2; 1.3; 6.1 Приложения № 4).
      На основании изложенного, руководствуясь ст. 239-6, 239-7, 203 ГПК РСФСР, суд
РЕШИЛ:
      Жалобу Калининградского областного отделения общероссийской Общественной организации инвалидов Союз “Чернобыль” России удовлетворить.
      Обязать Министерство труда и социального развития РФ в установленном законом порядке принять соответствующий нормативный правовой акт либо внести изменения и дополнения в действующие нормативные правовые акты, указав в них о праве граждан из числа военнообязанных, призванных на специальные учебные и поверочные сборы, направленных и командированных для работы по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, и при этом исполнявших обязанности военной службы (служебные обязанности), на получение одновременно пенсий по инвалидности и по старости независимо от выплаты им денежных сумм возмещения вреда.
      Обязать управление по труду и социальному развитию администрации Калининградской области издать в пределах своей компетенции нормативный правовой акт, обязывающий соответствующие структурные подразделения управления назначать и выплачивать гражданам из числа военнообязанных, призванных на специальные учебные и поверочные сборы, направленных и командированных для работы по ликвидации-последствии катастрофы на Чернобыльской АЭС, и при этом исполнявших обязанности военной службы (служебные обязанности), пенсий по инвалидности и по старости независимо от выплаты им денежных сумм возмещения вреда.
      Решение может быть обжаловано и опротестовано в Калининградский областной суд в течение 10 дней, начиная с 25 сентября 2000 года, через Ленинградский районный суд г. Калининграда.
Федеральный судья С. БРАТАШ.
Решение вступило в законную силу 06.10.2000 г.
Опубликовано в газете "Российский Чернобыль" № 41 2 - 8 ноября 2000 г.
Резюме:
      Молодец Михил! Спасибо! Хорошая, сплочённая организация, хороший председатель. Ребята не заставили бегать по судам одиночек, а приняли единое решение подать иск, касающийся всех. Но этот же иск к Минтруду, должны были подать от имени Союза "Чернобыль" России В. Гришин, А.Великин, которые молчали три года, пока не нашлись нормальные люди в районе России.
      А В.Гришин, только размахивает флагом и раздувает щёки и будет говорить, что это заслуга ЦС Союза "Чернобыль" России, от их работы на местах. В это же время он выступает перед депутатами Госдумы от имени Союза "Чернобыль" России и просит депутатов принять поправки к закону, внесённые депутатом, некой Ивановой. Эти поправки опять же вносят ограничения на размер ВВЗ, и противоречат Постановлению Конституционного суда РФ, Конституции РФ и Гражданскому кодексу РФ. Тем самым, своим призывом, В. Гришин создаёт предпосылки по обращению чернобыльцев в суды.
       Эти поправки были поддержаны внеочередным съездом Союза "Чернобыль" России? В какое время проходил этот съезд? Съезд делегировал полномочия В. Гришину выступить перед депутами Госдумы от имени Союза "Чернобыль" России?
       Депутаты могли понять, что он выступает от всех чернобыльцев России, и высказывет их мнение! Но это далеко не так! В субъектах федерации чернобыльцы имеют свои мнения о поправках к закону.
      Данный сайт независимый, и я высказываю своё мнение, которое может отличаться от вашего. Г. Панов.