В марте месяце состоялся съезд Союза Чернобыль России, который утвердил отчет о работе Центрального Совета и основные направления деятельности на 2003-2006 годы.
К сожалению, по болезни мне не удалось присутствовать на съезде, но я внимательно изучил аудиозапись и утвержденные документы, которые вызвали у меня чувство ностальгии по партийным съездам и некоторого недоумения. Хотел бы поделиться некоторыми сомнениями.
Во-первых, вызывает недоумение редакция Основных направлений. По моему мнению, Союз создавался с целью социальной защиты пострадавших вследствие радиационных аварий и катастроф (смотри Устав). И именно эта цель должна быть первой и основной в деятельности Союза. А сохранение и укрепление организационного единства являются не целью, а важным средством для достижения основной цели.
Как наиболее эффективно защитить интересы пострадавших?
Основная стратегическая задача (без обсуждения наших возможностей влиять на принятие решений) - принятие новой редакции Закона, которая жестко даст определения, закрепит права граждан, ликвидирует возможность трактовки положений. Задача близка к недостижимому идеалу, но к ней необходимо стремиться. Действующая редакция Закона противоречит иным законам, противоречива внутри и позволяет множественные толкования.
Необходимо представлять, что при этом существует реальная возможность потерять часть льгот. С этим надо смириться, но при этом знать, какие льготы можно "сдать", а за какие необходимо держаться зубами. Для этого и существуют согласительные комиссии, работа с депутатами на местах, Конституционный Суд, в конце концов. Но для этого необходимо провести, в первую очередь, не пресс-конференцию, не круглый стол, а свое совещание, на котором выработать позицию общероссийской общественной организации. Принципиальная позиция должна быть утверждена, может быть, даже не Центральным Советом, а внеочередным съездом. На сегодняшний день отсутствует не только утвержденная, но и какая-либо позиция организации.
Сегодня мы решаем частные задачи, практически безропотно наблюдаем, как по кусочкам отгрызают наши льготы. Самое страшное, что сегодня сделала Государственная Дума, может быть и скорее всего даже не понимая своих действий, но с подачи Правительства она изменила концепцию Закона. Если такой концептуальный подход законодателей оставить без последствий, то в дальнейшем безболезненно можно отрезать практически все.
Для этого необходимо, утвердив концептуальный подход, готовить свои предложения по новой редакции Закона и обосновывать их. В редакции Закона должна быть предусмотрена статья о внесении изменений и дополнений в иные законодательные акты в связи с принятием новой редакции. На основе концепции и предложений активно работать с депутатами: Президиуму - с фракциями, членам ЦС - на местах.
Стратегические задачи первого уровня.
Согласовать юридическую практику в регионах. Пусть даже не все суды будут выиграны, но очень важен подход к доказательной базе. Если проанализировать судебные решения, которые имеют место в регионах, то напрашивается вывод, что мы сами сдаем позиции, не оговорив условия почетной капитуляции. Чем это чревато? Раньше или позже, но состоится Пленум Верховного Суда. Мне довелось, по поручению Президиума, принять участие в его работе. Со всей ответственностью заявляю, что обсуждение вопросов на Пленуме и в редакционной комиссии отличается от того решения, которое многие читали в Постановлении №35. На сайте СЧР была опубликована постановляющая часть Постановления Конституционного Суда РФ. Желающие могут сравнить оглашенное решение и решение, опубликованное в официальной печати. Любой может заметить, что внесены достаточно серьезные правки, в том числе и дополнительный абзац. При таком откровенном пренебрежении законом и нашем разнобое, кто может гарантировать, что новый Пленум Верховного Суда не придумает очередной повод отменить принятые положительные решения? Лично я в этом не уверен.
Тактическая задача - обязать Президиум СЧР ходатайствовать перед Верховным Судом РФ об участии представителя СЧР в заседании Пленума. Нельзя допустить обсуждения очень важной проблемы без изложения нашей точки зрения. К сожалению, данный вопрос не обсуждался на Центральном Совете и, соответственно, не вошел в решения ЦС.
Тактическая задача - собрать совещание руководителей юридических служб для разработки единого подхода различным категориям дел и для разработки обоснования концептуального подхода к новой редакции Закона.
Информационное обеспечение. Сегодня, как и вчера, самым дорогим товаром является информация. К сожалению, мне было отказано в инициативе организовать дискуссионный клуб на сайте СЧР. Объяснение следующее: сайт официальный и публикует только официальные документы. Очень хорошо, что публикуются официальные документы, но таких государственных органов у нас хватает, достаточно подписаться на "Российскую газету", которая действительно является официальным органом. А где обсуждать наболевшие вопросы, предложения? Можно предъявлять претензии к сайту Панова-Коваленко (home.onego.ru/panov), но в информационно-дискуссионном плане он значительно интереснее. Можно по разному относиться к Е.Финкову (rrpoi@narod.ru), нелегкий у человека характер, но его информация, его размышления для думающего человека весьма и весьма полезны. Если не нагнетать истерику и не переходить на оскорбления, которые доложен изымать Администратор Сети, такой дискуссионный клуб более информативен и полезен, чем многие заседания ЦС.
Укреплять организационную дисциплину. Никому не нужны отчеты "для галочки". Каждый руководитель должен понимать, что, если от него требуют какую-либо информацию, эта информация нужна для оперативной работы. При этом информация не должна касаться только членов организации. Является человек членом организации или нет, но льготы и компенсации он получает по закону и при подготовке расчетов, обоснований должны быть учтены все пострадавшие.
Неоднократно обсуждался на ЦС вопрос направления жалоб и обращений в федеральные органы власти и Верховный Суд только по согласованию с Президиумом. А воз и ныне там. Надо признать активную работу Псковской региональной организации. Но насколько необходимо обжаловать Постановления и Разъяснения Министерства труда? Действительно, многие положения откровенно жульнические. Но обратите внимание, что наши "благодетели" не противоречат Закону. Они просто выдергивают отдельные положения и предложения Закона без связи со смыслом статей. Но при этом буква закона соблюдена и Верховный Суд благополучно отклоняет исковые требования. Министерство размахивает судебным решением, рассылает его по регионам со своими комментариями, что данное решение подтверждает их правоту. Действительно, даже в отрицательных решениях можно извлечь рациональное зерно, но, может быть, проще заранее проговорить, чего больше в иске, вреда или пользы? С этой точки зрения я за жесткую организационную дисциплину. Что позволено физическому лицу, не всегда позволено общественной организации. Одно дело, когда Шенкарев получал одобрение своим творениям от Ивана Ивановича, но совсем другое, когда от общественной организации. В этой ситуации должен реагировать ЦС и высказывать свое отношение к таким организациям.
В то же время мне непонятно понятие "дисциплинарных взысканий" и "положение о порядке приостановления полномочий руководителей вышестоящими органами Организации". Любое региональное отделение является самостоятельным юридическим лицом и общественной организацией. Какие дисциплинарные взыскания может предложить уважаемый ЦС? Депремировать, лишить сладкого на обед или высечь шпицрутенами? Заработную плату мы региональным руководителям не платим, премии не выдаем, на работе в ЦС СЧР они не числятся. И за какие решения или действия могут налагаться дисциплинарные взыскания? За несогласие с "имеется мнение"? Так мы все свободные, взрослые и имеем право на свое мнение. Если руководитель нарушил решение ЦС, Совет имеет право высказать свое мнение по отношению к организации и ее руководителю, направить это мнение в регион, опубликовать его в печати, но никак не применять "меры дисциплинарного взыскания". Меры публичного воздействия возможны, но не более того. Даже приостановить его полномочия ЦС не имеет право, поскольку руководитель избран в своем регионе общественностью. ЦС имеет право только обратиться к своему региональному отделению с просьбой или рекомендацией о смене руководителя, но не более того. В то же время поддерживаю усиление полномочий контрольно-ревизионной комиссии. Вот если комиссия установит, что в региональной организации увлеклись коммерцией в ущерб работе с пострадавшими, тогда комиссия вправе ставить вопрос перед ЦС о ликвидации Отделения как такового. И на это мы имеем право, пусть называются как угодно, и тогда занимаются чем угодно.
Категорически возражаю против развития основ уставной деятельности путем привлечения достойных и активных граждан, особенно если таковое направление фигурирует как одно из основных в деятельности общероссийской организации. Рискую быть в очередной раз обруганным, но считаю необходимым честно заявить, что наша организация с каждым годом деградирует, как на общероссийском, так и на региональном уровне. Мы потеряли нравственные ориентиры, которые так красиво прописаны в руководящих документах. Раньше мы были равны. Мы гордо декларировали, что заботимся обо всех пострадавших. И мы действительно заботились обо всех. Но мы забыли о стратегии движения и занялись решением частных проблем. Эта работа обязательно нужна, но как прикладная часть. Но жизнь заставила людей изменить жизненные ориентиры. Люди забыли, что не только Союз должен о них заботиться, но и они о Союзе. Забыли, что в организациях работают такие же, как они сами. Мы превратились в союз потребителей. Сегодня мне все должны, а я никому не должен. Чем дальше 1986 год, тем больше героев, закрывавших собственной грудью дыру в четвертом блоке. И плевать на всех, мы ликвидировали самую крупную техногенную катастрофу, мы спасли мир. А теперь дайте мне лекарство от жадности и побольше. В Санкт-Петербурге удалось пробить региональный закон о реализации программы "Жилье - ликвидаторам". Помощники были в каждом районе, составляли и проверяли списки очередников, помогали на приеме. За последние три года выделено более 300 квартир и где теперь эти помощники? Решили свою родную проблему и организация стала не нужна, до следующей надобности. Мы навлекли на себя самые резкие высказывания, когда стали просить инвалидов перечислить на счет организации процент средств, полученных по судебному решению, которое мы же в интересах инвалида выиграли. Ни копейки не брали в руки, только по квитанции и насчет для любого контроля. Это вызвало бурю негодования в Интернете. Как только нас не называли: и жуликами, и хапугами. Но ведь в Уставе записано, что член организации должен помогать организации и морально, и, между прочим, материально. Почему люди должны тратить свое время на решение ваших проблем, а вы, при этом, ничего не должны? При этом те члены организации совершенно не интересуются, за счет чего оплачивается помещение, ремонтируется оборудование, покупаются расходные материалы. Можно только поворчать, почему органы исполнительной власти (!) дали вам помещение в таком неудобном месте, мне добираться неудобно. А между прочим, после получения денег за суды по коэффициенту "6" сдали деньги только процентов 30% из тех, для кого суды выиграли. А когда встал вопрос по судам по индексации, народ резко вспомнил, что они забыли сдать деньги. Я уверен, что, получив задолженность, они опять забудут об организации. До следующей надобности. Даже членские взносы (не бог весть какая сумма - 120 рублей в год) собрать - целая проблема. Потому что мы нужны только тогда, когда человеку плохо и нужна помощь. Или что-то можно урвать.
В свое время, когда мы занимались гуманитарной помощью, один человек громко возмущался и грозился жаловаться во все инстанции, потому что пригласили за гуманитарной помощью, а дают какую-то дрянь ношеную. Я считаю, что не надо гнаться за количеством. Если ты хочешь чувствовать плечо товарища, ты будешь членом нашей организации. Если у тебя есть Бог в сердце и силы - ты будешь работать в нашей организации. Если у тебя рубль в душе - ты придешь просить, но не наш товарищ, тебе не место в организации. Пусть нас будет не много, но мы будем вместе. Мне очень приятно, когда в приемные дни приходят люди просто поговорить, поделиться новостями, когда мы вместе отмечаем дни рождения. Не приносят бутылку в пакетике, а сидят с нами за столом. Но таких людей, к сожалению, все меньше, в том числе и по объективным причинам. Бог забирает лучших.
Красивые слова написаны в Основных направлениях и о здоровом образе жизни, о базовых ценностях, об общероссийских ценностях. Но оставим это словоблудие политикам, у нас есть более насущные проблемы и у нас свои взаимоотношения с Государством. Значительно более важно, с моей точки зрения, выделить стратегические задачи, не обозначенные как таковые в Основных направлениях.
Специальная базовая программа медицинского обеспечения. Медицинское обеспечение было основной задачей Союза еще в период его становления. Потом эту проблему заслонили другие, жилищные, социальные. Сейчас проблема опять становится ведущей, требующей отдельного внимания. К сожалению, данная проблема рассматривается только с точки зрения "дай", при этом мы ничего не предлагаем, никаких путей решения. При этом по-прежнему выделяются немалые средства на исследования, защищаются кандидатские и докторские диссертации. А дальше? Дальше сообщается, что у чернобыльцев усиленное вымывание кальция из организма, за счет чего ранее и тяжелое течение остеопороза, артритов, исчезают и деформируются межпозвоночные диски. Вывод? Остеохандрозные и остеопорозные явления с Чернобылем не связаны, лечению не подлежат. Присвоить звание кандидата наук (доктора наук), диссертацию на вечное хранение и на этом все.
Мы, кроме всего прочего, еще и граждане России, на нас распространяется обязательное медицинское страхование. Идет его реорганизация - давайте учтем специальные группы населения, в том числе чернобыльцев, а специальная программа - в дополнение, из затрат вычесть. Кроме того, медицинское обеспечение - обязательное условие возмещения вреда, обязанность Государства.
Программа трудоустройства. Действительно, наши организации не могут, в основном, существовать без производственно-хозяйственной деятельности. Особенно в депрессивных регионах нет средств для поддержки общественных объединений. Не везде есть понимание проблем, а на членские взносы дай Бог закупить расходные материалы. Поэтому и необходимо предусмотреть в планируемой смете расходов поддержку и развитие предприятий в регионах. Только заявки и предложения регионами должны подаваться не по принципу "хочу", а с бизнес-планом, расчетом окупаемости. И выделенные средства должны возвращаться.
Но не это главное. Материальная помощь должна быть сведена к минимуму, в основном для вдов на похороны. А остальные должны работать и зарабатывать. В Санкт-Петербурге работает на нашем предприятии инвалид 1 группы. Работу ему привозят на дом, а потом забирают. Простая работа, можно заниматься даже лежа, но человек занят, он работает и не чувствует себя брошенным.
Так что производственная деятельность нужна еще и потому (а может быть и в первую очередь), что бы наши товарищи не чувствовали себя ущербными.
Вызывает недоумение очередное желание СЧР, не внеся ни копейки в развитие предприятий, не оказав никакой помощи, СЧР рвется осуществлять контрольные функции. Налоговая, Фонды, все проверяют. Теперь еще одна напасть.
Все остальное, в том числе и международная деятельность, для региональных организаций вторичны. Бесспорно, эта работа нужна, но для общероссийской организации. Если заниматься гуманитарной помощью, то для производства и медицинское оборудование. А просроченные продукты и ношеное барахло - не для нас. И отдыхать в Испании или Швеции хорошо. Но лечить надо в России.
В заключение хотелось бы сказать следующее.
Мы - общественная организация, созданная для оказания помощи пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и иных радиационных аварий и катастроф. В первом Уставе было четко указано, что мы являемся неполитической организацией. Кто бы ни был у власти - проблема остается. В нашей организации разные люди, с разными воззрениями, разных вероисповеданий, разными идеалами. Мы можем и должны сотрудничать хоть с чертом, если это необходимо для работы. Но мы не имеем права (в том числе и в соответствии с Законом) принимать политические решения, решать за всех. Мы очень хотим контролировать и руководить. Но, не имея на то права с точки зрения законодательства, мы можем просить, достигать соглашения и по-джентельменски его соблюдать. Вот когда все руководители будут на окладе с записью в трудовой книжке, тогда извольте. А пока мы можем и должны доказывать свою точку зрения, а выполнять наши указания и приходить к нам люди будут, если мы докажем свою дееспособность и нас будут уважать.
Очень обидно, что на заседаниях ЦС мы прекратили обсуждение стратегических направлений, позиций. Мы превратили ЦС в клуб встреч, заседание Политбюро, а полезная информация проходит только вечером, по комнатам
Кто-то может сказать, что не предложил меня В.Л. Гришин вновь на должность вице-президента, теперь Великин обижается и критикует. Меня обидела форма, но не содержание. Действительно, Гришину нужен юридически грамотный помощник под рукой, в Москве. Но вице-президентом должен быть человек, которого избирают, поскольку он определяет юридическую политику Союза. А избираемый вице-президент как партия: какую программу одобрят, такую партию и выберут А исполнять может и наемный работник. Все то, что изложено в настоящей статье, я хотел изложить на съезде и неоднократно излагал на Президиуме.
С уважением,
Председатель ЛРО СЧР
А. Великин
Комментарий администрации сайта:
Данная статья это личная точка зрения Алесандра Великина - и ее публикация на сайте не означает, что администрация сайта во всем разделяют точку зрения изложенную в статье.
По поводу информационности, то по нашему мнению предъявлять претензии к сайту, в части дисскусии, не корректно! На сайте публикуются все материалы присылаемые нам, в частности неоднократно призывал к дисскусии в своих статьях Михаил Ойсбойт.
И свои соображения, насчет дисскусий на сайте, Александр Великин ранее не выражал.
Что касается сайта СЧР, то имея деньги, Гришин может купить себе имя первого домена (что влетает не в копеечки, а в приличную сумму, на которые можно оказать помощь остронуждающимся), нанять себе вэб-мастера, чтобы сделать себе сайт, и грудь колесом, весь в медалях упакованный (хотел я его одеть в трусы ниже пояса в кирзачах на ногах, да время терять неохота), а потом сделать сайт, перефразируя старую рекламу: - А еще громче можешь? - А ещё крупнее шрифт поставить можешь? Так как надо занять объем места - публиковать то нечего!!! И не пущать туда ни для какой дисскусии. И сделать для несведующих пакость, прописав в тегах файлов - закачивать сайт при помощи телепорта запрещено! Чтобы чернобыльцы не закачивали себе сайт, а потом спокойно его просмотреть. А это уже, извините, не свободный доступ к информации! Наивные люди, кто это прописал!!! Тот же телепорт дает возможность обозвать себя хоть чем, и спокойно скачать сайт целиком. Еще бы пароль себе поставили, и платный просмотр пустой комнаты - 2 номера "РЧ" за пол-года!