ПЕРИОД ПОЛУРАСПАДА.
Период полураспада большинства элементов, по которым определяется степень радиоактивного заражения местности в районах пострадавших от чернобыльской катастрофы, несоизмеримо больше человеческой жизни. Это означает, что через половину этого срока, уровень радиации снизиться вдвое. Вроде всё понятно, но как в мультфильме про 48 попугаев, не впечатляет. Хочется взять другой эталон измерения. А, что, если этим эталоном будет человеческая память. Измеряют же чукчи расстояние выкуренными трубками. Итак, события, люди с их судьбами живут, пока существуют в памяти других людей, об этом знает каждый. А вот о свойствах этой памяти задумывался наверное не всякий. Из всего многообразия этих свойств, рассмотрим только два. Первое свойство-это забывать всё негативное. А второе свойство, забывать вообще всё. В народном фольклоре такой человек называется Иван, не помнящий родства. Примером второго свойства памяти, может служить Советский период нашей истории, когда, скажем от войны 1812 года в памяти остался только поручик Ржевский. Вот об этом, втором свойстве, полураспада памяти и пойдёт, к сожалению речь.
Ликвидация аварии на Чернобыльской АЭС, де юре, бала актом принуждения, лиц в ней участвующих, причём актом уголовно наказуемым, а де факто, оказалась работой энтузиастов-добровольцев. Вот уж точно, нет пределов в познании русской души. При этом, тогда точно, а теперь наверняка, никто из ликвидаторов не обиделся бы, если его ратный труд, был бы забыт. Но случилась беда, 45- 50 тысяч из 600- 1млн. человек, принимавших участие в ликвидации аварии, стали инвалидами, и процесс продолжается во всё убыстряющемся темпе. ( в разных источниках, эти цифры разные). А тут смена общественной формации, которая продолжается и сегодня, под аккомпанемент "бюджетных войн" и в условиях полураспада памяти чиновников. Как известно, вначале было слово. Таким словом, была произнесенная вскоре после трагедии, М.С. Горбачевым фраза: "мы найдем способ отметить труд ликвидаторов". Вскоре появились постановления Верховного Совета, Совета Министров и ВЦСПС, о мерах по улучшению, и социальному обеспечению. Выпущенный в 1993 сборник таких нормативных актов, насчитывал около двухсот страниц. Все эти разрозненные, и порой противоречивые законодательные акты вобрал в себя закон 3061-1, названный в последствии базовым. Менялись президенты, сменился общественный строй, а закон не потерял своей сути, заключающейся в том, что, работнику возмещался тот заработок, который он определенно мог иметь, не случись Чернобыльской катастрофы. Были правда отдельные попытки, со стороны социальных чиновников заявить, что мол пусть вам платят те, кто Вас туда посылал, как это часто заявляют "афганцам". Но государство честно взяло на себя всю ответственность за ненадлежащее использование атомной энергии. По этому поводу дважды высказался Конституционный Суд РФ (в 1997 и 2002 годах), назвав гражданско-правовую обязанность государства возмещать вред гражданам потерявшим здоровье в чернобыле, как длящуюся конституционно-правовую обязанностью государства, наделив её, тем самым, наивысшей юридической значимостью. Был создан Государственный Комитет РФ по социальной защите граждан и реабилитации территорий, пострадавших от Чернобыльской и других радиационных катастроф, знаменитый ГОСКОМЧЕРНОБЫЛЬ. Обладая полномочиями Союзного министерства, этот комитет аккумулировал в себе колоссальные средства. Достаточно вспомнить неиссякаемый поток зарубежных пожертвований, и проводимый по ЦТ суточный телемарафон, принесший пожертвований не сумму, около двух миллионов рублей. (это было то самое время, когда пенсия составляла 120 рублей). По оценкам некоторых специалистов, всех этих средств, хватило бы на то, чтобы каждому пострадавшему от Чернобыльской трагедии построить по добротному особняку. Казалось бы можно поставить жирную точку, и приступить к реализации программ "дети Чернобыля", Вдовы Чернобыля", "Жильё для пострадавших в Чернобыле" и других провозглашенных программ. Благо, и деньги и законодательная база позволяли. Но к сожалению в нашем Отечестве, всякое внезапное скопление больших средств, как и спиртосодержащих жидкостей, моментально превращает их в скоропортящийся товар. Госкомчернобыль распался, а куча денег, превратилась в маленькие карманные кучки.
На сегодняшний день, все программы свернуты, а памяти социальных чиновников хватило ровно на 10 лет. К 1996 году, вместо ликвидации последствий крупнейшей в истории человечества катастрофы, все сила были брошены на ликвидацию ликвидаторов. Первым шагом такой ликвидации послужило протокольное решение у Первого заместителя правительства РФ В.В.Илюшина от 15.10.96 года. Из этого документа, на полном серьёзе, следовало, что ввиду плохой наполняемости бюджета, вместо выплаты возмещения вреда из расчёта утерянного среднего заработка, следует выплачивать по семь минимальных размеров оплаты труда, что на то время составляло мизерную сумму. Правовой нигилизм, этого решения, имел далеко идущие последствия. Вскоре, постановлением Верховного суда РФ (№ ГКПИ 96-343 от 21.01.97) это решение было отменено, но выплаты возобновились только в феврале 1997 года. Таким образом порядка 50 тысяч инвалидов-чернобыльцев по всей России, в течении девяти месяцев были оставлены без средств к существованию. Путем длительных судебных разбирательств, деньги были возвращены, а вот признавать свою вину за это, социальные чиновники категорически отказались. Что послужило поводом коллективного обращения в Страсбургский суд по правам человека. Ибо нет прокурора в своем отечестве! Но об этом позже. Нельзя утверждать наверняка, но очевидно произошло следующее: Когда Верховный Суд отменил протокольное решение у Первого зама правительства, то понадобилось единовременно выплатить задолженность за девять месяцев пятидесяти тысячам чернобыльцев. О такой сумме надо докладывать на правительстве, но за это в то время, можно было лишиться кресла. У Минтруда образовался долг, который как наследство потихоньку передавался от министра к министру, и каждый министр придумывал что ни будь новое, чтобы этот долг уменьшить.
Так через год, принимается пресловутое постановление № 1582, согласно которому 1 тыс.334 посёлков и деревень исключались из перечня "пунктов, имеющих льготный статус в связи с радиационным загрязнением вследствие Чернобыльской катастрофы". Иными словами радиационное загрязнение местности ликвидировалось в министерских кабинетах. Судебные разбирательства в этом случае ни к чему не привели. Ни решение Клинцовского районного суда Брянской области 1998 года, ни определение Брянского областного суда того же года, признавшие действия Правительства незаконными и ущемляющие права почти 100 тысяч человек, ни одного населенного пункта в "чернобыльский" список не возвратили. Их осталось только 984.
Если все социальные министры, как то потихоньку ликвидировали задолженность, то нынешний, довел ситуацию до такого состояния, когда судебные исполнительные листы, стали складываться в коробки от ксероксов, а для их хранения была отведена специальная комната в Минтруде. От отчаянья, А.П.Починок, отбросив все условности обратился к председателю верховного суда Лебедеву В.М.
(письмо № 748-АП от 17.09.02г.), сообщая следующее: "По информации, поступившей в Минтруд России из 39 субъектов Российской Федерации, за 8 месяцев 2002 года инвалидами-чернобыльцами подано в суды 2595 заявлений, содержащих требования к федеральному бюджету… на общую сумму 241,617 млн. рублей. На сегодняшний день из них уже рассмотрено и удовлетворено судами 80 процентов от числа поданных. А к настоящему времени в суды подано ещё 334 новых иска об индексации сумм возмещения вреда, на исполнение которых, в случае их удовлетворения потребуется выделить из федерального бюджета 27,7 млн. рублей. По сведениям органов соцзащиты населения, судами решения по указанным вопросам продолжают приниматься с грубыми нарушениями действующего законодательства, в том числе и основанными на ошибочном понимании Постановления Конституционного суда Российской федерации от 19 июня 2002г.
№ 11-П" (полный текст письма, можно найти не сайте
www.fontanka.ru) Получается, что группка отщепенцев в количестве 2995 человек и примкнувших к ним ещё 344 чел. из 39 субъектов РФ, войдя в сговор с местными судами в 80 процентах случаев, ошибочно оказались правыми. Заканчивается
письмо со спокойной циничностью:
Буду очень признателен Вам, уважаемый Вячеслав Михайлович, за рассмотрение вышеуказанной информации… Это позволит снизить количество необоснованных решений, избежать расходов федерального бюджета, а так же исключить случаи несвоевременного исполнения судебных решений и предотвратить тем самым обращения граждан по этой причине а Европейский Суд по правам человека". Очевидно ещё не забыв свою работу в качестве главного налоговика г-н Министр пытается договориться с главным судьёй.
Этот поток исполнительных листов, обусловлен тем, что не смотря на все дефолты, индексация выплат чернобыльцам с 1997 года ещё не производилась. (более подробно об этом написано в
№ 45 от 06.11.02 в "Литературной газете") А тем временем ликвидация ликвидаторов продолжалась. С 1996 года и по сей день многими министерствами и ведомствами, каждый год издавалось в среднем 3-6 руководящих документа, регламентирующего размер и методику исполнения государством своих длящихся конституционно-правовых обязанностей. Находились и проводники таких идей. Многие наверно помнят бывшего депутата Госдумы от того самого - максимально "загрязнённого"- 65-го округа, Олега Шенкарёва, назвавшего "чернобыльский" закон (179-ФЗ) самым дорогим и запутанным в мире. Одним из разработчиков этого закона являлся сам Олег Шинкарёв, избранный благодаря активной работе над этим законом, депутатом Госдумы. К сожалению проводником таких идей является и организация "Союзчернобыль", финансируемая частично из казны, частично из средств МЧС РФ. Закон на самом деле, из- за большого количества подзаконных актов, стал запутанным, а из за почти стопроцентной отмены этих актов и назначении в связи с этим судебных штрафных санкций в виде пени, крайне дорогим. В судебной практике имел место аналогичный случай, когда один вполне дееспособный гражданин, убив топором всех своих родственников, на суде просил снисхождения, как круглый сирота. Потерпев фиаско в такой правонарушительной деятельности, было принято решение изменить запутанный и дорогой закон, на дешёвый и простой. Застрельщиком в этом деле опять стал г-н Министр, а проводником идеи, "Союзчернобыль", известный по прошлым делам, Олег Шенкарев и депутат Госдумы П.П.Рогонов. Дело продвигалось плохо, да тут как назло в Москву, пешим маршем пришли из Тулы, доведенные до отчаянья проектом этого закона, шахтеры чернобыльцы и сложили свои ордена у памятника Г.К.Жукова. Пришлось почти на месяц отложить слушанья в Думе. Но после вмешательства, нашего Всероссийского социального старосты В.И.Матвиенко, дело пошло, и 12 февраля 2001 года появился знаменитый закон 5-ФЗ, который через 14 месяцев Конституционным Судом РФ, был признан наполовину не конституционным, на что В.И.Матвиенко на страницах "Общей газеты" заметила: "Чернобыльцы наконец довылись до Конституционного Суда.
Продолжая своё "вытьё", чернобыльцы, защищая свои права обратились в Европейский Суд по правам человека (г.Страсбург). Поводом обращения послужило нежелание государства признавать свою вину за то, что оставило всех инвалидов России этой категории на девять месяцев без средств к существованию. По нашим меркам это вытьё, а по международным, в соответствии с Европейской Конвенцией о защите прав человека и основных свобод было нарушено: статья № 2 "право на жизнь", статья № 1 протокола № 1 "беспрепятственное пользование своим имуществом", статья 6 п.1 "справедливое судебное разбирательство дела в разумный срок". Совокупность таких нарушений предполагает наложение серьёзных штрафных санкций на государство нарушитель. Порядка 80 дел Москвичей чернобыльцев, в данный момент, находиться на рассмотрении в Страсбурге. Интересна позиция нашего государства в этой ситуации. Как только пришло известие из Европейского Суда, о приемлемости первой группы дел к разбирательству, со стороны нашего государства было предпринято два действия. Прокуратура г. Москвы истребовала из районных судов дела трехлетней давности, и отменила принятые в них решения. При этом спешка была такой, что отмена коснулась даже тех дел, в которых заявители, никуда не обращались, вместе с тем, не все обратившиеся в Страсбург, были "облагодетельствованы" прокуратурой г. Москвы. Вполне понятно, что целью этих действий, была ликвидация предмета судебного разбирательства.
По иронии судьбы, отменять эти решения было поручено тем же судьям, Мосгорсуда, которые в течении трех лет, трижды принимали решения, признанные прокуратурой г. Москвы противозаконными. Стыдно говорить так про свою Родину, но эти действия напоминали действия нашкодившего ребенка. Второй шаг со стороны нашего государства, был не такой уж безобидный. Представителем от России, с участием "государевых" чиновников, дела были представлены в ином свете, что в корне всё меняло. Не вдаваясь в тонкости, скажу лишь, что выплаты чернобыльцам, были названы социальными, носящие внутригосударственный характер, и как следствие не приемлемые, для рассмотрения Страсбургским судом. За этими Русскими нужен глаз да глаз. В настоящее время статус кво восстановлен, и дела Москвичей, скоро будут рассмотрены. Это в будущем, что касается прошлого, то у многих еще свежо в памяти дело А.Бурдова от 7 мая 2002 года. Напомню лишь, что за просрочку выплат в два года, по решению местного суда, государство обязано заплатить ему 3000 евро. 15 мая 2002 года "Российская газета" озаглавила статью по этому поводу "Страсбургский суд поможет Российскому", а несколькими днями раньше судья Конституционного Суда Т.Морщакова в интервью, прозвучавшем не радиостанции "Эхо Москвы" в программе "Рикошет" сообщила, что не считает это позором для России. Невольно напрашивается вопрос, что же тогда считать позором? И чем заморские судьи лучше наших. А может мы продолжаем жить, как персонажи песни про зайцев из кинофильма "Бриллиантовая рука"? Многолетнее противостояние между гражданами пострадавшими от аварии и государством основано на одном постулате: Чернобыльцам по ошибке много дали, с одной стороны жалко, с другой стороны страшно, а ну, как и другие захотят, а потом и все остальные. Дальше в этой "логической цепочке", идут рассуждения о бюджете страны, с крайне малым коэффициентом линейного "растяжения", о необходимости жить по средствам и т.д. и т.п. Представим ситуацию, что Вы подарив кому то на день рожденья подарок, на следующий день просите его вернуть, предлагая в замен другой, убеждая, что он то же достаточно ценный. Нелепость такой ситуации на бытовом уровне, очевидна. Тогда почему она приемлема в отношениях между гражданином и государством, тем более, что возмещенный заработок, это не подарок, а конституционный долг государства. Выходит дело, одна сторона должна жить по законам, а другая по понятиям. Разве не по понятиям, поняв, что скоро могут прислать замену, А.П.Починок обращается к председателю ВС РФ, с просьбой собрать пленум и разъяснить областным, а те в свою очередь районным судьям, как надо судить по понятиям, экономя деньги на больных людях? Разве не по понятиям в думу вброшен очередной прожект, с мудреным названием "дозовая концепция", которой якобы пользуются всё прогрессивное человечество. Применение дозовой концепции позволит перевести половину территории из зараженной в чистую, одним росчерком пера, что приведет к снижению объёма финансирования с 2 миллиардов рублей, до 200 миллионов. Суть новой концепции проста. Фактором, определяющим принадлежность территории к той или иной зоне, становиться не уровень загрязнения почвы цезием-137, а среднегодовая доза облучения, получаемая местными жителями. Раздавать справки в деревне о среднегодовой дозе, будут чиновники, конечно на это будут привлечены самые честные, но у нас всегда была проблема с бланками. Несмотря на то, что дозовая концепция вызывает резкое неприятие в четырёх Российских областях - Брянской, Орловской, Калужской, и Тульской, законопроект уже принят в первом чтении, и до конца 2002 года может быть принят окончательно, если всем миром не воспрепятствовать этому. В случае удачного применения этой концепции по территориальному признаку, она вскоре без сомнения будет применена и к ликвидаторам-инвалидам. Нехватку в теоретиках, вроде Олега Шенкарёва, который смог бы научно обосновать необходимость применения этой теории, надо полагать не будет.
Лукавство подобных проектах, состоит в том, что, если бы действительно их целью было улучшение жизни пострадавших, не надо было бы строить сложные концептуальные конструкции. Закон не запрещает всем ветвям власти своим распоряжением, временно или постоянно увеличивать размер каких угодно выплат, любой категории граждан. Если не пройдет эта концепция, на подходе уже следующая. Так в конце ноября 2002 года в недрах Минтруда собираются специалисты, для обсуждения новой теоретической разработки по введению так называемого социального паспорта инвалида. Необходимо выяснить, каковы доходы инвалида, и оказать ему адресную индивидуальную помощь. Намеренья благие, но из жизненного опыта мы все знаем, куда ведет дорога, вымощенная этими намереньями. Тайный смысл новой теории состоит в том, чтобы узаконить заглядывание в карманы инвалидов. Большинство чиновников, до сих пор не могут успокоиться от того, что отдельные инвалиды (по данным Минтруда их количество от 300 до 500 человек) получают больше министерских чиновников. Не исключение и В.И.Матвиенко, сказавшая как-то с экрана ТV: "пока я вице-премъер, я не допущу, чтобы какой от чернобылец получал больше меня". При этом, "предметом зависти" стали 300-500 человек, которые и до аварии, имели заработки больше министра, это шахтеры, летчики, другие специалисты, выполнявшие специальные задания государства. Не вольно вспоминается библейское: "и живые позавидуют мёртвым". Чтобы окончательно разобраться в морально - этическом аспекте проблемы, наверное необходимо слегка погрузиться в теорию. Итак, из средней школы, всем известно, что атомный взрыв сопровождается взрывной волной, световым и тепловым излучением, проникающей радиацией, и радиоактивным загрязнением местности. На последнем факторе остановимся поподробнее. По мнению многих ученых, в Чернобыле произошел не тепловой, а атомный взрыв, при этом находящееся в реакторе топливо не успело прореагировать полностью и в атмосферу был выброшен весь спектр радиоактивных элементов, то есть заражение местности оказалось по оценке некоторых специалистов в 500 раз сильнее, чем в Хиросиме. Те ликвидаторы, которые принимали участие в ликвидации аварии в непосредственной близости от реактора в первые месяцы (пожарные, лётчики, бросавшие мешки с реагентами в жерло реактора, дозиметристы и т.д.), подверглись воздействию проникающей радиации, и сейчас они покоятся на Митинском кладбище столицы. Вечная им слава и память! Многие чиновники, чтобы блеснуть своей осведомленностью, спрашивают, а сколько БЭР Вы получили. Но дело совсем не в БЭРах. Тех, кто получил их сверх нормы, с нами уже нет, а кто эту норму не добрал, болеют не только и не столько от проникающей радиации сколько от загрязненной местности. При взрывном разрушении реактора, радиоактивные и не радиоактивные частицы, соединившись вместе образовали, так называемые радионуклиды, которые попали в организм человека , через воду, пищу и воздух, в неконтролируемом количестве. Если человечество победило чуму, оспу и наверно скоро победит рак и СПИД, то радионуклидное отравление победить нельзя даже теоретически. И наконец последний моральный аспект статуса чернобыльцев. Бытует такая расхожая фраза: а чем Вы лучше инвалидов войны, или людей пострадавших во всевозможных военных конфликтах и почему Ваша пенсия больше. В данном случае подобные сравнения не корректны, ввиду их разной правовой природы. Все перечисленные категории получают льготы и социальную помощь от государства за заслуги перед Отечеством. Чернобыльцы, же получают компенсацию за утерянный заработок и здоровье по вине государства. При этом и ликвидаторы, и жители определённых законом районов имеют один и тот же статус. То есть и те кто работал на станции, и те, кто просто сидел дома, вписаны в одну и ту же статью закона. Пожалуй впервые в новой истории нашего государства, произошло подобное событие, и надо постараться сохранить это, несмотря на полураспад чьей то памяти. Второго Чернобыля не будет, потому, что тушить будет некому, если чиновникам удастся ликвидировать ликвидаторов вместе с законодательной базой. Задача состоит не только в том, чтобы сохранить людей, сколько в том, чтобы сохранить эту самую законодательную базу на будущее. А вдруг понадобиться !
Не спрашивай по ком звонит колокол…
Владимир Худой
|