Стенограмма заседания Совета Федерации
от 13.02.2002

Извлечение:

     Объявляется перерыв до 12 часов 30 минут.
     (После перерыва)
     Председательствует первый заместитель Председателя Совета Федерации В.П. ГОРЕГЛЯД
     Председательствующий. Уважаемые коллеги! Продолжаем работу. Сейчас по повестке дня и по Регламенту, который мы приняли, "правительственный час". Рассматриваем вопрос "Информация Правительства Российской Федерации о принятых в 2001 году и принимаемых в 2002 году мерах по реализации Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Федерального закона "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" и Федерального закона "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне", о финансировании указанных законов, а также соответствующих федеральных целевых программ в части субъектов Российской Федерации, подвергшихся радиационному загрязнению".
     По этому вопросу на заседание приглашены Министр труда и социального развития Российской Федерации Починок Александр Петрович (он находится здесь), заместитель Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Герасимова Надежда Васильевна (она тоже здесь) и заместитель Министра финансов Российской Федерации Голикова Татьяна Алексеевна (ее пока нет).
     Слово предоставляется заместителю Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Герасимовой Надежде Васильевне. Пожалуйста, Надежда Васильевна. (Шум в зале.)
     Герасимова Н.В. Уважаемые члены Совета Федерации! Я хотела остановиться на основных задачах министерства по чрезвычайным ситуациям в области преодоления последствий радиационных аварий и катастроф.
     Два основных вопроса, которые мы "ведем",- это организация разработки и обеспечение реализации федеральных целевых программ, направленных на радиационную, медицинскую и социальную, психологическую защиту граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие радиационных аварий, катастроф и испытаний ядерного оружия, а также разработка проектов законодательных и других нормативных актов в этой области. (Шум в зале.)
     Председательствующий. Уважаемые коллеги! В зале очень сильный шум. Прошу сосредоточиться на докладе. Пожалуйста, Надежда Васильевна.
     Герасимова Н.В. Вопросы обеспечения реализации законов Российской Федерации, связанных с социальной защитой пострадавшего населения, переданы в ведение Министерства труда и социального развития Российской Федерации в соответствии с постановлением Правительства от 22 февраля 1997 года № 193.
      На заседании комитета очень подробно и внимательно была рассмотрена тема финансирования федеральных целевых программ. Мы подготовили необходимые материалы для членов Совета Федерации по просьбе комитета. Весь мой доклад был построен на том, где и что было сделано, какие мероприятия были выполнены. Но я хочу сейчас остановиться и просить вас остановиться на тех проблемных вопросах, которые остались нерешенными, рассматривались на заседании комитета и требуют сегодня принятия решения Правительством Российской Федерации.
     Если говорить о федеральных целевых программах, то надо отметить следующие. Три так называемые программы, связанные с Чернобылем, - это защита территорий и населения, пострадавших от чернобыльской аварии, это "Жилье - ликвидаторам" и это "Дети Чернобыля". Две программы - это программа по "Маяку" и программа по Семипалатинску. И еще одна программа - это обеспечение жильем участников ликвидации.
     Надо сказать, что программа, касающаяся защиты населения, действует только в четырех областях - Тульской, Калужской, Брянской, Орловской, наиболее пострадавших от чернобыльской аварии. Программа "Дети Чернобыля" финансируется в 14 субъектах Российской Федерации. Программа по "Маяку" - в трех: Челябинской, Свердловской, Курганской областях. Программа по Семипалатинску - в Алтайском крае и Республике Алтай. И 85 субъектов Российской Федерации связаны с программой обеспечения жильем участников ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС.
     Хочу отметить, что в прошлом году практически были завершены почти все программы, кроме программы "Дети Чернобыля". Фактически финансирование этих программ (а их с 1992 года было принято 12) за эти годы было обеспечено на 7 процентов. Поэтому Правительством Российской Федерации в прошлом году была рассмотрена и принята единая программа, которая объединила программы о защите населения от последствий аварии на Чернобыльской АЭС, о защите населения от последствий деятельности и аварий на ПО "Маяк", по Семипалатинскому полигону.
     Таким образом, принята единая программа до 2010 года. Она представляет собой следующее. Около 95 процентов капитальных вложений направляется на достройку уже начатых объектов. Хочу вам сказать, что в этой программе, которая объединила все названные мною программы, записано, что ни один вновь начинаемый объект не включен в эти программы, а финансирование направлялось на завершение и ввод в эксплуатацию уже начатых объектов. Поэтому из 2541 миллиона объектов, строительство которых на 1 января 2002 года не завершено... Идет кривая: к 2011 году незавершенного строительства по этим объектам нет.
     Второй блок - это часть практических мероприятий, которые направлены на медицинскую помощь, социально-психологическую, научную работу, другие направления, связанные с работой с населением. Хотелось бы отметить, что в 2001 году впервые все программы были профинансированы на 100 процентов, обеспечены ввод в действие всех плановых объектов и снижение объемов незавершенного строительства. Полностью были профинансированы и практические мероприятия, а также мероприятия, связанные с капитальным строительством.
     В результате этой работы был обеспечен ввод в эксплуатацию планируемых объектов и снижен объем незавершенного строительства. В целом на каждый вложенный рубль было введено основных фондов на 1 рубль 63 копейки, введено 65 объектов, объем незавершенного строительства снижен на 400 млн. рублей.
     Конечно, наибольшую долю в этом плане внесла программа "Чернобыль", по которой эффективность ввода в действие основных фондов на каждый вложенный рубль составила 2 рубля 37 копеек.
     Подробно останавливаться на вводе объектов по областям, по территориям не буду. Но хочу сказать, что у нас остались нерешенными два вопроса. И на них остановлюсь более подробно.
     Я уже говорила, что существует программа обеспечения участников ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС жильем. Так вот, эта программа также завершена. Она была принята в 1995 году, планировалось обеспечить жильем 28 тысяч семей. Фактически обеспечено 14 тысяч семей, то есть 50 процентов. В то же время остались не обеспеченными жильем еще 26 727 семей.
     Кроме того, никаким образом не решались практические вопросы относительно граждан, которые переселились из радиоактивно загрязненных районов вследствие аварии- из Брянской, Калужской, Орловской, Тульской областей. Таких семей, не обеспеченных жильем, сегодня на учете 4791.
     По "Маяку" - 3571 семья, которые должны были в соответствии с законом получить жилье. И 1121 семья- это участники подразделения особого риска. Таким образом, в настоящий момент 36210 семей не обеспечены жильем. Сама программа в этом году разрабатывается как подпрограмма в программе "Жилище". И не могу не высказать свою озабоченность, поскольку на реализацию этой программы (для того чтобы обеспечить жильем людей, о которых я сказала, которых мы обязаны обеспечить жильем в соответствии с законами) должно быть выделено 12,2 млрд. рублей.
     Фактически выделенные Минэкономразвития России на эту программу до 2010 года прогнозные контрольные суммы составляют всего 1,2 млрд. рублей. Мы сможем обеспечить 10 процентов нуждающихся, а у нас из этого количества людей только 9 тысяч инвалидов. С такими контрольными цифрами просто невозможно согласиться, ежегодно надо выделять примерно 1,35 млрд. рублей для того, чтобы мы смогли обеспечить этих людей жильем до 2010 года. Почему я говорю именно об этом годе? Потому, что завершение основных мероприятий всех программ, связанных с радиационной безопасностью, подводится именно к этому году.
     Конечно, существуют долговременные проблемы, связанные с авариями. Это и мониторинг окружающей среды, и наблюдения за лесом, почвой, состоянием здоровья населения, но после 2010 года это будут уже немного другие программы. Какими они будут, станет известно тогда, когда прояснится ситуация с финансированием уже принятых программ.
     И другой вопрос, очень, считаю, важный для населения. Он связан с так называемыми детьми Чернобыля. Назову несколько цифр. Всего на территориях Брянской, Калужской, Орловской и Тульской областей проживают более 850 тысяч детей в возрасте до 18 лет (в том числе на загрязненных радиацией территориях - 272242 ребенка). Из них в Брянской области - 102110, Тульской - 120107, Калужской - 19800, Орловской - 30225 человек. На территориях, где плотность загрязнения превышает 5 кюри на кв. километр, проживают 63 тысячи детей.
     Медицина доказала достоверно: у наших детей продолжает выявляться рак щитовидной железы. Не буду останавливаться на мероприятиях, предпринятых в этом плане. Оказание медицинской помощи детям проводится по трехуровневой системе (районная, областная и федеральная). Федеральной системой охвачено 80 процентов детей, проживающих на самых загрязненных территориях (всего их 63 тысячи). Но программа завершается в 2002 году.
     Поэтому для того, чтобы завершить все начатые по этой программе объекты и продолжить оказание медицинской помощи, необходима разработка новой программы или продление прежней. Считаю, что сегодня эти два вопроса стоят перед нашим министерством особо остро. Конечно, мы по ним работаем совместно со всеми другими министерствами и ведомствами, а также с Правительством Российской Федерации. Но они должны быть решены в этом году, поскольку заканчивается срок действия всей программы.
     Несколько слов о той работе, которую мы провели в прошлом году с вашим участием. Были внесены изменения в закон о социальной защите граждан, пострадавших в результате аварии на Чернобыльской АЭС. Они связаны с возмещением вреда ликвидаторам последствий аварии. Хочу сказать, что, с нашей точки зрения, мы сделали очень хороший закон: была упорядочена система выплат, и 86 процентов ликвидаторов-инвалидов получили увеличенные пособия по возмещению причиненного вреда. Вы помните: инвалид I группы получает 5 тыс. рублей, инвалид II группы - 2,5 тысячи, инвалид III группы - 1250 рублей (это кроме пенсий). Среди инвалидов в Российской Федерации никто не получает больше ни по какому иному закону о возмещении причиненного вреда. Мы получаем много писем в адрес Правительства с благодарностью за то, что такая работа была проделана.
     В 2001 году был принят закон прямого действия, касающийся Семипалатинского ядерного полигона. Там конкретно указаны все виды социальных выплат и помощи. Считаю: это правильный закон. Например, закон по Чернобылю носил отсылочный характер. В законодательном плане эти основные, достаточно большие и трудные документы были приняты с большими дебатами.
     В этом году планируется рассмотреть в Государственной Думе (мы уже внесли такое предложение) закон о внесении изменений в закон о социальной защите. В нем убирается показатель плотности загрязнения территории (кюри на кв. километр) и предлагается применять дозовый подход в соответствии с законом о радиационной безопасности населения. Он был принят в 1986 году и с 2000 года вступил в действие. Суть в том, что, если человек получил дозу облучения более одного миллизиверта, он должен быть под соответствующим наблюдением, и ему предоставляется адекватная социальная помощь. По этому закону с завтрашнего дня начинается плотная работа в Государственной Думе.
     Вроде бы этот закон только меняет и устанавливает правовые отношения. Но если я так скажу, это будет неправда. В настоящий момент по поручению Правительства Министерством здравоохранения проводится работа во всех населенных пунктах по установлению дозы облучения, полученной в момент аварии на Чернобыльской АЭС и накопленной за 15 лет, чтобы определить меры социальной защиты для тех людей, которые в этом нуждаются.
     Эта работа очень сложная, она проводится вместе с субъектами Российской Федерации. Не везде мы получаем поддержку. Понятно, те мизерные доплаты, которые получает население за то, что проживает или в зоне социально-экономического развития, или в зоне с правом на отселение (то есть на загрязненной территории), могут быть отменены, если человек не получил дозу облучения, которая может повлиять на его здоровье. Эта работа будет завершена в третьем квартале 2002 года, после чего будут подготовлены предложения Правительства и представлена информация вам, уважаемые члены Совета Федерации.
     Председательствующий. Уважаемые коллеги! Объявляется запись желающих задать вопросы Надежде Васильевне. Олег Евгеньевич Пантелеев, пожалуйста, Ваш вопрос.
     Пантелеев О.Е., член Комитета Совета Федерации по делам Содружества Независимых Государств, представитель в Совете Федерации от администрации (правительства) Курганской области.
     Надежда Васильевна, за то, что в прошлом году мы приняли закон, всем нам большое спасибо. Но все-таки как нам быть с судебными решениями по тем чернобыльцам, которые хотят получить деньги? В частности, в Курганской области сейчас не выплачено более 3 миллионов. Как бы сейчас они снова не начали голодовки. Мы это уже проходили. Как этот вопрос все-таки решать?
     Герасимова Н.В. Будет неэтично, если на этот вопрос, на который должен ответить представитель Министерства труда и социального развития, буду отвечать я. Социальными выплатами наше министерство не занимается, и я сказала в начале своего выступления, что в 1997 году эти функции контроля за социальными выплатами были переданы Минтруду. Думаю, Александр Петрович Починок ответит Вам.
     Председательствующий. Сергей Павлович Опёнышев, Ваш вопрос.
     Опёнышев С.П. Уважаемая Надежда Васильевна! Мы знаем, что на Семипалатинском полигоне было произведено три взрыва. На сегодняшний день социальные выплаты производятся только пострадавшим от взрыва, который был произведен в 1949 году. Проводятся ли какие-то исследования по двум другим взрывам?
     Герасимова Н.В. Там было произведено не три крупных взрыва, а 128 взрывов, они все изучены. Закон о социальной защите граждан, по которому производятся выплаты и на основании чего была сделана программа по Семипалатинску, касается только двух взрывов - 1949 года (наиболее значимый) и 1962 года.
     Вся информация по взрывам сегодня рассекречена, ею можно пользоваться. Еще два года назад специальным решением Правительства Российской Федерации были выделены денежные средства для группы ученых, которые произвели обследование. Скажу вам откровенно: по расчетам 10 тысяч человек дополнительно должны получать социальные выплаты. То есть надо вносить изменения в перечень населенных пунктов - эта работа сделана. Материалы мы подготовили и направили в Правительство.
     Председательствующий. Павел Александрович Меркулов, пожалуйста.
     Меркулов П.А., представитель в Совете Федерации от правительства Орловской области.
     Надежда Васильевна, у меня к Вам несколько вопросов. Я из Орловской области. По распоряжению Правительства от 13 ноября 2001 года № 1499 Минздрав начал работу по уточнению доз облучения населения, однако в Орловской области эти дозы посчитать невозможно, так как раньше область практически не была обследована так, как были обследованы в Советском Союзе Брянская область и Украина. То есть на дозы радиоактивного йода-131 и цезия-137.
     Сегодня область занимает первое место среди "чернобыльских" регионов по раку щитовидной железы и другим онкологическим заболеваниям. Вопрос следующий. Был запрос почетного Председателя Совета Федерации Егора Семеновича Строева Правительству Российской Федерации о проведении дообследования Орловской области. Будет ли оно проведено по этим показателям? Это первое.
     Второе. Почему Правительство Российской Федерации не исполняет вступившие в силу решения судов, по возвращению городу Болхову и 149 населенным пунктам статуса зоны радиоактивного загрязнения с правом на отселение и выплате сумм возмещения вреда инвалидам и ликвидаторам? И почему не возвращается статус зон радиоактивного загрязнения населенным пунктам, ошибочно пропущенным в распоряжении Правительства № 237 от 1991 года и в постановлении Правительства от 18 декабря 1997 года? При обследовании они были включены, потом они были пропущены.
     Третье. Когда окончательно будет решен вопрос по безвозмездной передаче объектов незавершенного строительства МЧС России? Почему задаю этот вопрос? Два года назад Министерство имущественных отношений Российской Федерации поднимало этот вопрос, нас собирали, чтобы решить, на каких условиях передать объекты незавершенного строительства. Они не законсервированы, разрушаются. Высказывались предложения регионов передать эти объекты на безвозмездной основе. Однако потом появляется решение передать на возмездной основе. Во-первых, их сначала надо хотя бы законсервировать, на это деньги нужны. Во-вторых, ряд объектов необходимо просто снести, на это тоже деньги нужны. Говорить о том, чтобы передать их на возмездной основе, по-моему, глупо. Но вопрос есть вопрос. И четвертое. Финансирование целевой программы "Дети Чернобыля" не обеспечивает потребности области, особенно в строительстве объектов здравоохранения и оснащении существующих лечебно-профилактических учреждений современным оборудованием. В связи с этим у меня такой вопрос. Будет ли проведена индексация программы "Дети Чернобыля" и вообще всех этих чернобыльских программ?
     Герасимова Н.В. По первому вопросу, связанному с дообследованием населенных пунктов Орловской области. Наверное, Вы правильно говорите, поскольку по Орловской области было предложено дообследовать ряд населенных пунктов. Из всех областей мы получили предложения о дообследовании 328 населенных пунктов (это желание администрации территорий), а из Орловской - 143.
     Имеется поручение Правительства Российской Федерации. До третьего квартала этого года эту работу должны завершить Минздрав и Росгидромет, потому что без обследования населенных пунктов не может быть решен вопрос, какую дозу облучения конкретный человек получил. Эта работа сейчас проводится. По сообщению Гидромета, не решены в настоящий момент вопросы примерно по 192 спорным населенным пунктам.
     Второй вопрос. Вы спрашиваете, почему мы не выполняем решение судебных органов по возвращению статуса зон радиоактивного загрязнения тем населенным пунктам, который был снят постановлением № 1582, и тем населенным пунктам, которые были пропущены. При вторичной проверке данных для включения в новое распоряжение местные администрации достоверно подтвердили 30 населенных пунктов. В них люди должны получать компенсации, но сегодня не получают, поскольку не принят новый перечень населенных пунктов. 22 населенных пункта, которые проверены, вообще не подлежат рассмотрению, здесь нужно отменять решение судебных органов. Правительством неоднократно рассматривался этот вопрос, в том числе Валентиной Ивановной Матвиенко. Надо дообследовать все населенные пункты по предложению руководителей территорий и тогда уже принимать однозначное решение, которое мы и готовим к рассмотрению в четвертом квартале 2002 года.
     Теперь по программе "Дети Чернобыля". Вопрос сейчас в том, будет ли она вообще существовать, потому что в этом году она заканчивает свое действие. Нужно разрабатывать новую программу. На чем мы и настаиваем. Относительно еще одного вопроса - по смертности. Хочу привести для членов Совета Федерации некоторые цифры- правда, они за 2000 год. Средняя смертность на 1000 человек в Российской Федерации составляет 15,4 человека. В Орловской области - 17,4, в Брянской и Калужской областях - 17,9, а в Тульской области - 21 человек на 1000. Тульская область меньше загрязнена, чем Брянская, но там показатель 21, а в Брянской - 17,9. И еще раз подтверждаю, что медицинские обследования выявили сегодня заболеваемость раком щитовидной железы у детей, связанную с радиационным воздействием чернобыльской аварии. У ликвидаторов тоже есть рак щитовидной железы, лейкозы, но медицина не отмечает значительного роста заболеваемости и смертности среди этой группы населения.
     Председательствующий. Виктор Евграфович Шудегов, Ваш вопрос.
     Шудегов В.Е., первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии, представитель в Совете Федерации от Правительства Удмуртской Республики.
     Надежда Васильевна, есть ли сегодня в России объективные методики точного определения дозы облучения? Дело в том, что, когда я работал заместителем председателя правительства по социальным вопросам, ко мне часто обращались люди, у которых на руках были справки, где была указана доза облучения, в два, в три и более раз превышающая смертельную. Как могли они получить такие справки?
     Герасимова Н.В. Дело в том, что два закона, о которых я говорила- по Семипалатинскому полигону и "Маяку",- вообще основаны на дозах облучения, они давным-давно существуют, действуют.
     Да, методики есть, они утверждены установленным порядком, их можно взять в Минздраве. Справки, о которых Вы говорите, это, скорее всего, вопрос, связанный с Семипалатинским полигоном. К сожалению, идет дикий поток писем депутатам, в правительственные и другие федеральные органы о том, что на Семипалатинском полигоне Республика Казахстан выдает немыслимые справки, на основании которых люди пытаются обращаться за социальной защитой в Российскую Федерацию. Но этот вопрос у нас трактуется однозначно: у нас есть закон, есть перечень населенных пунктов, которые подверглись радиационному воздействию двух взрывов - 1949 и 1962 годов. Это населенные пункты и Казахстана (полностью), и Алтайского края, поэтому все люди в Российской Федерации получают социальные выплаты по этому закону. Методика, которая действует сегодня в Казахстане, абсолютно отличается от российской по десяти показателям. Эти показатели можно будет привести для того, чтобы вы могли правильно толковать справки, которые привозят из Казахстана.
     Председательствующий. Анатолий Тихонович Васьков, пожалуйста.
     Васьков А.Т., первый заместитель председателя Комиссии Совета Федерации по естественным монополиям, представитель в Совете Федерации от администрации Тульской области.
     Уважаемый Валерий Павлович, уважаемая Надежда Васильевна! На заседании Комитета по социальной политике мы рассматривали все вопросы "правительственного часа". Хочу задать два вопроса.
     Первый вопрос. Будет ли осуществлен Правительством Российской Федерации перевод "чернобыльского" законодательства на дозовые критерии?
     И второй вопрос. Будет ли осуществлен пересмотр Правительством Российской Федерации границ зон радиоактивного загрязнения?
     Герасимова Н.В. По первому вопросу. Правительством Российской Федерации "чернобыльский" закон не может быть переведен на дозовые критерии. Это может быть сделано только законодателем. И такие материалы сегодня рассматриваются в Государственной Думе. В четверг там заседание комитета по данному вопросу.
     Необходимость того закона, который мы сейчас готовим, не подлежит сомнению, потому что члены Совета Федерации еще в 1996 году одобрили закон о радиационной безопасности населения Российской Федерации. Это только подтверждает те документы и положения, которые были приняты.
     А вот потом, после принятия этого закона, надо проводить большую работу с населением. И надо говорить населению истину. Я понимаю, что отобрать у человека 1000 рублей, 700 рублей, которые мы ему доплачиваем за то, что он живет в загрязненной зоне... Это мизер, но для него это много значит. Мы сейчас занимаемся социально-психологической реабилитацией людей. Создалась такая ситуация, когда люди, что бы у них ни заболело, считают, что это связано с радиацией, хотя, возможно, у кого-то конкретно такой связи заболевания с радиацией и нет.
     То есть право законодателя - сказать всем правду в глаза. Если не будет принят этот закон и не учтут эти предложения, губернатор имеет право рассмотреть перечни населенных пунктов на своей территории по степени полученного населением облучения. Есть соответствующие методики, можно совместно с учеными разобраться с этим в каждом регионе. Смотреть надо внимательно, чтобы не допускать ошибок.
     В то же время, если будет установлена значительная численность населения, которая действительно не получила дозу облучения, достаточную для того, чтобы ее контролировать, то законодатель вправе принять какие-то дополнительные льготы (дальнейшее обследование этих людей, мониторинг и так далее, предоставление других социальных выплат и льгот). Этот вопрос очень большой, объемный. Его рассмотрение запланировано на 2002 год, и мы только начинаем эту работу. Это то, что касается вопроса по дозе облучения. Повторите второй вопрос, пожалуйста.
     Васьков А.Т. Будут ли пересмотрены границы радиоактивной зоны?
     Герасимова Н.В. Границы радиоактивной зоны не подлежат пересмотру, потому что эта работа завершена. Издан атлас, с которым могу всех ознакомить. Там полностью указана эта зона не только на территории Российской Федерации, но и в Европе. Все земли, накрытые чернобыльской аварией, были изучены. В результате издали такой документ. Другое дело, что бывает так: в одном населенном пункте радиации нет, а на соседнем поле она порой зашкаливает за 40 кюри. Есть такие пятна и прочие аномалии (если Вы об этом говорите). Естественно, таковые могут быть в каждом населенном пункте, но они точно определены. Ведь на местах были разные ситуации: где-то стог стоял, где-то ложбина была или что-то еще. Атлас был готов уже два года назад. Он не секретный, его можно получить и по нему работать.
     Председательствующий. Владимир Сергеевич Германенко, пожалуйста.
     Германенко В.С., член Комитета Совета Федерации по бюджету, представитель в Совете Федерации от администрации Алтайского края. Уважаемая Надежда Васильевна! В России все знают, сколько усилий прилагает министерство по реализации радиационных программ. Спасибо Вам за это, но так как Вы сегодня представляете Правительство Российской Федерации, хочу задать два вопроса.
     Собирается ли Правительство исправить серьезные недоработки, допущенные при принятии закона и программы по защите населения от вредного воздействия в части защиты интересов инвалидов, ставших таковыми в результате заболеваний, связанных с влиянием испытаний на Семипалатинском полигоне, а также медицинской и социально-психологической реабилитации потомков граждан, подвергшихся радиационному воздействию? Факт такого влияния на внуков и правнуков научно доказан.
     Не считаете ли Вы возможным заполнить этот пробел при подготовке проекта постановления Правительства, касающегося реализации указанного федерального закона, по которому ваше министерство назначено ответственным? Срок представления этого документа - 15 марта этого года. Это первый вопрос.
     И второй вопрос. Вы говорили, что есть методика определения дозового влияния на территории Семипалатинского полигона, но нет утвержденных Правительством критериев. Еще в 1998 году во исполнение указания Президента и Председателя Правительства Российской Федерации министерство внесло такие критерии в Правительство, но до сих пор этот документ оттуда не вышел. В результате население подает иски в суды, которые выносят решение в поддержку даже требований, относящихся к тому времени, когда взрывы не производились. Это издержки того, что нет указанных критериев. Какова судьба этого документа и что Вы намерены предпринять, чтобы все-таки такие критерии утвердить?
     Герасимова Н.В. Отвечаю на первый вопрос, связанный с инвалидами. Много раз рассматривались подобные предложения, поступившие от различных структур и депутатов, но в свое время мы приняли такое совместное решение. Оно может быть и изменено.
     Германенко В.С. Но руки выкрутили, конечно...
     Герасимова Н.В. Со дня аварии прошло 55 лет. И поэтому тем, кому было тогда по 20 лет, сегодня уже за 70. Все они уже давным-давно инвалиды по старости, но это не связано с заболеваниями, полученными вследствие испытаний на Семипалатинском полигоне. Я излагаю точку зрения структур, отвечающих за поддержание здоровья населения. Скажем, таково их отношение к этому вопросу. Поэтому у нас нет инвалидов ни на комбинате "Маяк", ни в районе Семипалатинска. Инвалиды есть только в Чернобыльской зоне. Можно еще раз рассмотреть этот вопрос, посмотреть, сколько таких инвалидов, что они собой представляют. Мы готовы поработать.
     Германенко В.С. Давайте в правительственном документе это предусмотрим.
     Герасимова Н.В. По второму вопросу - по критериям. Вы соединили критерии с методикой. Так вот, методика есть. А мы рассматривали вопросы относительно упорядочения закона по Семипалатинску, потому что в законе, который сейчас действует, не стояла запятая. Вы занимаетесь судами. Один населенный пункт, взрывы в 1949 и в 1962 годах, бесконечные проблемы. Те люди, которые не жили в 1949 году в этом населенном пункте, требуют компенсации, потому что в 1962году...
     Такие критерии мы готовили, обращались с ними в Правительство. Я, например, считаю, что их надо поддержать. Думаю, это будет второй этап работы с законодателями. Прошу даже сделать запись: вернуться к рассмотрению этих критериев.
     Германенко В.С. А все-таки относительно инвалидов и потомков. Про потомков Вы не сказали.
     Герасимова Н.В. Потомки в законе есть, второе и третье поколения.
     Германенко В.С. Все-таки можно в постановлении Правительства по реализации этого закона, которое сейчас готовится, конкретизировать эти вопросы?
     Герасимова Н.В. Хорошо, давайте вернемся. 15 марта мы должны будем дать свои предложения. Я с учетом ваших предложений посмотрю. Но потомки в законе есть.
     Председательствующий. Валерий Васильевич Сударенков, пожалуйста, Ваш вопрос.
     Сударенков В.В. Уважаемая Надежда Васильевна! Завтра международная миссия ООН будет представлять доклад о новой стратегии решения чернобыльской проблемы. Вы, наверное, в курсе дела. Наша просьба: позитивно отнестись к этому докладу и сделать то, что там предлагается. Это первое.
     И второе. Подписан, вернее, подготовлен российско-белорусский документ по чернобыльским проблемам. Все согласовано. Просьба ускорить продвижение этого документа.
     Герасимова Н.В. По программе Союзного государства хочу вас проинформировать, что эта программа менялась практически в течение двух лет. Прошлый год у нас выпал, не было финансирования по одной причине: поменялась методика принятия программ.
     В настоящий момент эта программа находится в Правительстве. В ближайшие дни на заседании Правительства (не знаю, до конца февраля или в начале марта) она будет рассмотрена. В проект постановления она занесена. В бюджет на 2002 год все контрольные цифры занесены. То есть, думаю, с марта начнется финансирование этой программы.
     Председательствующий. Борис Георгиевич Преображенский, пожалуйста.
     Преображенский Б.Г. Уважаемая Надежда Васильевна! Согласно справке министерства Российской Федерации по чрезвычайным ситуациям все мероприятия, предусмотренные федеральными целевыми программами, в том числе программой "Жилье ликвидаторам", профинансированы в полном объеме. Это замечательно. Воронежской области в целях улучшения жилищных условий семьям чернобыльцев предоставлено 19 квартир. Но если учесть, что в Воронежской области в улучшении жилищных условий нуждаются 634 семьи, то при сохранении данных темпов строительства жилья потребуется 33 года. Что предполагается предпринять? Какие меры могут быть предложены министерством для сокращения сроков предоставления жилья?
     Герасимова Н.В. Вы абсолютно правильно говорите. Я как раз останавливалась на этом больном вопросе и называла цифры: сейчас 36 610 семей нуждаются в улучшении жилья, это семьи ликвидаторов, это ветераны подразделений риска, это переселенцы с "Маяка" и Чернобыля. У нас была такая практика. Мы с субъектами Российской Федерации договаривались о том, что 50 процентов финансирует федеральный бюджет, 50 процентов - субъекты Российской Федерации. Кстати, многие даже больше финансируют.
     Но мы с вами ничего (я, например) не можем сделать, если в Российской Федерации не будет бюджета, если не будет источников финансирования этой инвестиционной программы, если она не будет выделена в приоритетные программы. Нам просто стыдно.
     Если исходить из тех контрольных цифр, которые я назвала, мы сможем обеспечить жильем 3400 семей ликвидаторов только за восемь лет, а инвалидов - за девять лет. То есть люди вообще никогда не получат жилья. Тогда надо прямо сказать, что мы не можем выполнить этот закон. И надо его изымать из законодательных актов. А если выполнять закон, то необходимо обеспечивать финансирование в пределах тех лимитов, которые нужны. Ежегодно необходимо 1350 миллионов, чтобы в течение восьми лет "закрыть" эту очередь.
     Председательствующий. Евгений Александрович Елисеев, Ваш вопрос.
     Елисеев Е.А., член Комиссии Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности, представитель в Совете Федерации от правительства Челябинской области.
     Уважаемый Валерий Павлович, уважаемая Надежда Васильевна! У меня вопрос по закону и по целевой программе, касающимся производственного объединения "Маяк". Возможно ли увеличение для областей Уральского федерального округа (в данном случае Челябинской, Курганской, Свердловской) финансирования хотя бы в два раза? Суммы небольшие, на Челябинскую область предусмотрено выделение 41 млн. рублей. Необходимо хотя бы 100 миллионов на каждую область, чтобы решить частично те проблемы, которые возникают в связи с реализацией закона, касающегося "Маяка". Это первое.
     И второе. Вы представляете Правительство Российской Федерации. Скажите, пожалуйста, возможно ли, на Ваш взгляд, надеяться на поддержку проекта федерального закона о внесении дополнений и изменений в существующий Федеральный закон "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча"? Дополнения и изменения касаются двух новых категорий местных жителей, получивших 70 миллизивертов (или 7 бэр) и 350 миллизивертов с низкими дозами облучения.
     Здесь денег потребуется тоже немного- всего 9,2 млн. рублей в год для Челябинской области. Прибавляются около 5 тысяч человек к имеющимся уже 26 тысячам жителей, проживающих в Уральском федеральном округе. Я говорю об этом только потому, что ежегодно из-за того, что мы не решаем те задачи, которые обязаны решать, более 10 тысяч получают дозу облучения. То есть в свое время было 25 тысяч человек, которые облучились, но ежегодно к ним прибавляется дополнительно 10 тысяч человек. Вот о чем идет речь.
     Герасимова Н.В. Отвечаю на первый вопрос - об увеличении финансирования. Это возможно сделать с помощью поправок к бюджету, когда в Государственной Думе будет приниматься бюджет на 2003 год, поскольку все лимиты определяются в соответствии с программой, которая утверждена Правительством. У депутатов есть такой опыт, когда по программе "Дети Чернобыля" почти вдвое увеличивалось финансирование. То есть оно будет увеличено за счет той же самой программы и будет сокращено, например, в 2010 году.
     По второму вопросу. Вчера в Челябинске было выездное заседание межведомственной комиссии, которое вел Илья Иосифович Клебанов. На нем я отчитывалась по финансированию программы, касающейся "Маяка". И в предложениях записано Ваше предложение о том, чтобы рассмотреть внесение поправок в закон, касающихся тех, кто получил дозу облучения более 70 и 350 миллизивертов. Такое поручение есть. По моей информации, депутат Госдумы Михаил Игнатьевич Гришанков завтра вносит этот законопроект, и он будет рассматриваться на заседании комитета.
     Председательствующий. Евгений Никитович Трофимов, Ваш вопрос.
     Трофимов Е.Н., член Комитета Совета Федерации по социальной политике, представитель в Совете Федерации от Государственного Совета Республики Коми.
     Надежда Васильевна, размер субсидий для строительства или приобретения жилья рассчитывается исходя из стоимости одного квадратного метра, которую ежеквартально устанавливает Госстрой России. На четвертый квартал 2001 года постановлением Госстроя России от 31 августа 2001 года № 106 стоимость одного квадратного метра жилья для расчетов субсидий (в частности, в Республике Коми, которую я представляю) была установлена в размере 6 тыс. рублей. В то время как реальная стоимость на первичном рынке - 7,5 тыс. рублей, на вторичном рынке - 7,1.
     Как Вы считаете, может быть, устанавливать стоимость одного квадратного метра жилья с учетом реальных цен, сложившихся на рынке? Или разрешить субъектам Российской Федерации производить расчеты выделяемых субсидий исходя из реальной сложившейся стоимости жилья? В противном случае даже эти незначительные суммы не будут освоены.
     Герасимова Н.В. Действительно, имеется такая проблема. Мы ее рассматривали в Госстрое России. Правда, если говорить о нашем министерстве, то мы получаем сертификаты в соответствии с теми нормативами, о которых Вы говорите. Вопросы решаем и не возвращаем сертификаты.
     О чем говорит средняя стоимость квадратного метра, рассчитанная Госстроем? В Московской области 12 тыс. рублей стоит квадратный метр. И в городе, например, Люберцы, и в подмосковной деревне. Когда мы спрашивали Госстрой: "Скажите, пожалуйста, а не будет ли нарушением, если в Красноярском крае при стоимости квадратного метра жилья 6 тыс. рублей можно купить дом в деревне дешевле?" Они отвечают: "Если даже купят за 6 тыс. рублей (хотя там таких цен за квадратный метр не существует, от силы 1 тыс. рублей), то мы примем к оплате, это не является нарушением". Учитывая ваши предложения, может быть, мы еще раз обратимся в Госстрой, чтобы он дал право субъектам Российской Федерации определять средние цены на покупку жилья по своим территориям. Скажем, в городе 10 тыс. рублей за метр, на селе- 3 тысячи, а в среднем - 6-7 тысяч.
     Мы имели заверения Госстроя, что при утверждении новой программы по жилью будет изменена средняя стоимость квадратного метра по территориям.
     Трофимов Е.Н. Вы с такими инициативами будете выходить?
     Герасимова Н.В. Да, мы будем выходить.
     Трофимов Е.Н. Все-таки цены, которые определяет Госстрой, запаздывают. В регионы они приходят достаточно поздно, когда реальные цены уже подскочили.
     Председательствующий. Последний вопрос. Ефим Львович Керпельман, пожалуйста.
     Керпельман Е.Л., председатель Комиссии Совета Федерации по делам молодежи и спорту, представитель в Совете Федерации от Государственной Думы Ямало-Ненецкого автономного округа.
     Уважаемая Надежда Васильевна! В 60-х-80-х годах на Новой Земле проводились испытания ядерного оружия. В настоящее время производятся запуски космических кораблей с космодрома Плесецк. Первые и вторые ступени ракет падают на территории ряда северных субъектов Российской Федерации. Занимается ли ваше министерство изучением последствий этих взрывов и влияния падения ракет на экологию Крайнего Севера?
     Герасимова Н.В. Нет, не занимается. Мы такого поручения не имеем.
     Председательствующий. Слово предоставляется Министру труда и социального развития Российской Федерации Александру Петровичу Починку.
     Починок А.П. Добрый день! Для меня осталась только часть рассматриваемых вопросов. Поэтому постараюсь коротко рассказать о сложившейся ситуации.
     Количество граждан в России, подвергшихся в той или иной мере радиационному воздействию, около 2 миллионов человек. На загрязненных территориях (из числа этих 2 миллионов) проживают где-то 1,7 миллиона человек.
     Около 100 тысяч человек - это пострадавшие на "Маяке" и на Семипалатинском полигоне. Инвалидов-чернобыльцев сейчас - 44,5тысячи человек. Наибольший интерес по письмам и обращениям, которые приходят, проявляется к этим инвалидам-чернобыльцам.
     3021 семья получает льготы для семей, потерявших кормильцев. Если мы посмотрим федеральный бюджет на 2002 год, то мы увидим, что из общей суммы 8,7 млрд. рублей (а это максимальная сумма за последние годы) на выплату ежемесячных компенсаций инвалидам по возмещению вреда здоровью было предусмотрено 1,77 млрд. рублей, 370 миллионов на выплаты по возмещению вреда здоровью по решениям судов.
     Мы уверены, что имеющихся в бюджете на 2002 год средств хватит для того, чтобы произвести эти выплаты в полном объеме по закону и компенсировать выплаты по решениям судов, вступившим в силу.
     Понятно, что этот вопрос вызывает очень большой общественный резонанс. Поэтому еще раз напомню, как складывалась ситуация и чем была обусловлена позиция Правительства.
     Вы помните, что сначала чернобыльцам выплачивалась пенсия по инвалидности. Она исчислялась исходя из чернобыльского заработка с учетом процента утери трудоспособности. К 1995 году дифференциация была примерно 1:100, а в тогдашних ценах - от 200 тыс. рублей до 20 с небольшим млн. рублей. Поэтому в 1995 году предусмотрели отдельно пенсию по старости, инвалидности на общих условиях (причем возраст был снижен на 10 лет, и огромное количество людей стало ее получать) и выплаты по возмещению вреда. Они должны были выплачиваться исходя из чего? Да, человек работал, потерял трудоспособность, у него нет возможности зарабатывать деньги, поэтому ему предусматривается данная выплата.
     Что получилось? К прошлой заработной плате стал насчитываться коэффициент 6, который совершенно не должен был насчитываться, а потом... Понимаете, всегда из лучших побуждений принимается решение, которое приводит к обратным последствиям по сравнению с ожидаемыми.
     Для того чтобы учесть ситуацию, когда человек не был полный календарный месяц на ликвидации последствий, было принято решение превращать выплаты за несколько дней в месячные и учитывать их как условный заработок человека, если бы он проработал месяц.
     Вы прекрасно понимаете, что в самом лучшем положении оказались те, кто проработал несколько дней, получил выплаты, сконцентрированные в эти несколько дней. Им это переводят в месяцы, и получаются фантастические заработные платы, которые никто в то время на территории СССР не имел и даже теоретически не мог иметь.
     Принятие этих двух мер привело к тому, что в письме к вам Генеральная прокуратура даже назвала эту отрасль права "эклектическим законодательством". Я просто цитирую то, что написал Генеральный прокурор. В этом письме, написанном в 2000 году, прокуратура отмечает, что в силу механического применения норм возникла ситуация, при которой во многих случаях суммы возмещения вреда инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы, установленные судами, значительно превышают разумные пределы. Дифференциация опять увеличилась до 100 с лишним раз. Солдаты и вообще все те, кто получал минимальную зарплату или денежные выплаты за Чернобыль, получали минимальные, совершенно мизерные средства- менее 600-700 рублей. Максимальные выплаты были 20, 30, 40 тыс. рублей.
     Именно поэтому мы подготовили проект закона и был принят федеральный закон, который установил совершенно другой порядок: фиксированные ежемесячные компенсации в зависимости от групп инвалидности. Для I, II, III групп - 5 тысяч, 2,5 тысячи, 1 тыс. рублей.
     Причем, чтобы не затронуть интересы тех, у кого компенсации были больше, потолок права на сохранение лимитов прежних размеров выплат был поднят до 10 тыс. рублей. Это максимальные размеры компенсаций, выплат по всем видам, которые предусмотрены нашим законодательством.
     Хотя мы при этом говорили, что компенсация должна быть исчислена в соответствии с нормальной методикой обязательного социального страхования. Она отработана, это методика определения выплат при несчастных случаях на производстве не по условному заработку, а по реальному заработку. И эта норма была распространена на военных пенсионеров.
     И если мы посмотрим "эксплуатацию" закона, то увидим, что средний размер ежемесячной выплаты вырос с 1300 до 2400 рублей (имею в виду средний размер выплат). Думаю, после того как накопившаяся задолженность по судебным решениям будет погашена (а это будет в нынешнем году), то острота проблемы существенно снизится. Хотя я подтверждаю, что мы действительно продолжаем оспаривать ряд решений судов и доходим до суда высшей инстанции. Почему?
     Потому, что суды по-прежнему пробуют оценивать заработок в сумме 20, 30, 40 тыс. рублей в месяц. Подчеркиваю: имеется в виду 1986год. Но так невозможно осовременивать. Средняя зарплата по стране сейчас 3500-3700 рублей (если брать последние месяцы), а по искам, которые у нас есть (5 тысяч исков сейчас рассматривается в суде), требуются выплаты выше 50 тыс. рублей в месяц. Это совершенно неподъемные суммы. Мы можем дать перечни, состав дел, показать, что, как, зачем, почему. Но в любом случае (еще раз подтверждаю) мы выполняем окончательное решение суда, вступившее в силу. Верховный Суд своими решениями в 1999-2000 годах подтверждал соответствие норм постановлений министерства труда действующему законодательству. Заранее отвечаю на возможный вопрос: письмо заместителя Председателя Верховного Суда Жуйкова, которое было написано в 1998 году, не является официальной позицией Верховного Суда Российской Федерации, он на этот счет многократно высказывался.
     Сейчас идет проверка законности судебных решений в 21 регионе Российской Федерации. Генеральная прокуратура неоднократно докладывала вам о том, как этот процесс проходит.
     Сейчас в Конституционном Суде рассматривается вопрос о конституционности новых законодательных норм, регулирующих возмещение вреда. На 26 февраля назначены слушания. Думаю, Конституционный Суд вынесет решение, и это решение мы будем очень строго выполнять. С нашей точки зрения, все необходимые законодательные решения приняты, и речь идет об их выполнении.
     Заранее оговорю возникшую проблему: по 958 искам (это самые последние иски) суды требуют индексации сумм возмещения вреда пропорционально темпам роста МРОТ. Мы будем продолжать работу по этим искам. Верховный Суд рекомендовал судам низшей инстанции приостановить производство по этим искам в связи с рассмотрением вопроса в Конституционном Суде. В чем проблема?
     Дело в том, что законодатель высказался однозначно: минимум оплаты труда не является регулятором индексации социальных выплат и пособий, его рост не соответствует темпу инфляции. Мы его действительно приводим в соответствие с нынешними реалиями, за короткий срок повысили с 83 рублей 49 копеек до 300, а сейчас до 450 рублей.
     Если мы в этой пропорции будем индексировать социальные выплаты всех видов, выплаты по возмещению вреда, то получим суммы, превосходящие всякое вероятие. Такая же позиция у нас и по выплатам по возмещению вреда, связанным с травмами на производстве. Надеюсь, Конституционный Суд по этому вопросу также выскажется.
     Обращаю ваше внимание, что из "чернобыльского" закона, как я уже говорил, норма об условном месячном заработке изъята, поэтому мы продолжаем приводить в соответствие с реальной ситуацией, с реальными заработками граждан. Вот такая, если очень коротко, ситуация.
     Председательствующий. Есть вопросы к Александру Петровичу Починку? Нет. Значит, доклад был достаточно исчерпывающим.
     Предоставляю слово первому заместителю председателя Комитета Совета Федерации по социальной политике, представителю в Совете Федерации от Брянской областной Думы Валентине Сергеевне Деминой.
     Демина В.С. Уважаемые члены Совета Федерации, уважаемые приглашенные! Более 15 лет прошло со времени аварии на Чернобыльской АЭС. В результате этой крупнейшей техногенной катастрофы от радиоактивного загрязнения пострадали обширные территории Российской Федерации. Непоправимый вред был нанесен здоровью миллионов людей, проживающих в Брянской, Калужской, Тульской, Орловской и других областях Российской Федерации, которые фактически превратились в зоны экологического бедствия. В Российской Федерации радиоактивному загрязнению подверглась территория свыше 57 тыс. кв. километров. Пострадали в результате аварии 2,3 миллиона человек. Последствия ядерной катастрофы в сферах экологии, социально-психологической и медицинской не преодолены до сих пор. Закон о социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, единая государственная программа по защите населения Российской Федерации от воздействия последствий чернобыльской катастрофы на 1992-1995 годы и на период до 2000 года были призваны обеспечить нормальную жизнедеятельность населения на загрязненных территориях, повысить уровень жизни, обеспечить там опережающий рост системы здравоохранения, экологически оздоровить эти земли, компенсировать экономический ущерб, нанесенный хозяйству пострадавших районов.
     Несмотря на то что проблема преодоления последствий такой крупномасштабной радиационной аварии объективно носит долговременный характер, в последние годы наблюдается тенденция к сворачиванию объема работ по ликвидации последствий аварии, занижению уровня негативных последствий чернобыльской катастрофы. Затраты на реализацию мероприятий, предусмотренных этими целевыми программами для территорий, подвергшихся воздействию радиации, за 1992-2000 годы профинансированы всего лишь на 8,4 процента. И только в 2001 году суммы, выделенные в законе о федеральном бюджете на выплату компенсаций, предусмотренных Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", были профинансированы полностью.
     Однако надо отметить, что объемы финансирования федеральных целевых программ из года в год сокращаются, и эти средства крайне недостаточны, поскольку обеспеченность населения загрязненных территорий учреждениями образования, здравоохранения, объектами социальной сферы, жилищного, коммунального и производственного назначения ниже среднероссийского уровня.
     Медицинское оборудование там изношено. Устаревшие рентгеновские аппараты облучают пациентов дополнительно. Остро стоит проблема обеспечения пострадавшего населения лекарствами. На загрязненных территориях растет смертность. В течение последних десяти лет показатель заболеваемости раком щитовидной железы превышает таковой по России в целом более чем в два раза. На Брянскую область приходится 65 процентов всех детей в стране с заболеванием щитовидной железы. Общие показатели заболеваемости злокачественными новообразованиями на этих территориях на 10-15 процентов выше средних показателей по России. Но, несмотря на такую серьезную ситуацию, проблемы заболевания раком щитовидной железы никогда не обсуждались всерьез. Более того, специализированная диспансеризация основной части населения была проведена только в первые годы после аварии. В последующие годы работа по оказанию медицинской помощи проживающему на загрязненных территориях населению велась в условиях крайне ограниченного финансирования.
     Такому состоянию здоровья жителей и России в целом, и Брянской области не отвечают нынешние темпы развития материально-технической базы учреждений здравоохранения и их реконструкции. Объем обследования населения в рамках предусмотренной законодательством специализированной диспансеризации ежегодно составляет 50-60 процентов от необходимого, а в отдельных районах- не более 30 процентов. Более того, в 1998 году приказом Минздрава России вообще была отменена оплата работ по проведению такой диспансеризации.
     На фоне указанного состояния здоровья населения до настоящего времени (в нарушение требований "чернобыльского" закона) на федеральном уровне не разработана специальная базовая программа обязательного медицинского страхования пострадавших граждан.
     Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 мая 1995 года утверждена федеральная целевая программа по обеспечению жильем участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС на 1995-1997 годы, она продлена постановлением Правительства Российской Федерации на 2000-2001 годы.
     Только на территории Брянской области проживают 3125 участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Согласно проведенному анализу основных демографических показателей их здоровья отмечается ряд неблагоприятных изменений в сторону увеличения заболеваемости, инвалидности и смертности. Число инвалидов по состоянию на 1 марта 2001 года составило 719 человек. В улучшении жилищных условий нуждаются 635 семей, в том числе семьи 174 инвалидов. На это требуется 185 млн. рублей. Всего же за 1995-2000 годы улучшили свои жилищные условия лишь 234 семьи участников ликвидации последствий катастрофы, включая инвалидов-ликвидаторов.
     На реализацию мероприятий программы в 2001 году было выделено и профинансировано 7784 тыс. рублей, в том числе 3400 тысяч из областного бюджета. На 2002 год запланировано 7800 тыс. рублей, при этом 50 процентов - из областного бюджета.
     Как в целом по России финансируется данная программа, вы слышали из доклада Надежды Васильевны (это 5 процентов от расчетной годовой потребности). При таких темпах финансирования выполнение данной программы растянется на многие годы и большинство нуждающихся, возможно, жилья не дождутся.
     Часто можно услышать, что по истечении ряда лет радиационная обстановка в загрязненных районах не может ухудшаться. С этим можно согласиться при одном условии: если государство будет обеспечивать должный уровень защитных мер. Но надо быть объективными и признаться в том, что за 15 лет, прошедших со дня катастрофы, должной защиты от пагубного воздействия на человека последствий катастрофы население не получило. В 1995 году было последнее обследование населения в зонах радиационного воздействия, в 1996 году обследование не проводилось по причине отсутствия средств на цели мониторинга.
     В этих условиях было принято постановление Правительства Российской Федерации об утверждении перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, которым в Брянской области исключено из зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом 356 населенных пунктов. Это лишило льгот 92 тысячи человек. Аналогичная ситуация и в других регионах. Между тем выборочные обследования радиационной обстановки, проведенные в 1998-2000 годах в 165 населенных пунктах области, показали, что в половине из них плотность загрязнения почв цезием-137 превышает официальные данные.
     Отсутствие объективных данных об уровне загрязнения территорий приводит к многочисленным обращениям жителей пострадавших районов в судебные органы, которые, включая Президиум Верховного Суда Российской Федерации, признали неправомерность принятия нового перечня населенных пунктов, находящихся в зоне радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
     По результатам уточнения радиационной обстановки направлены предложения в министерство по чрезвычайным ситуациям о внесении изменений в постановление Правительства № 1582 по населенным пунктам. Однако до настоящего времени они не рассмотрены, ответа не получено. В рамках программы "Дети Чернобыля" начаты работы строительных комплексов, в которые включены объекты жилья, образования, культуры, физкультурно-оздоровительные сооружения. Как стало известно, программа "Дети Чернобыля" с 2003 года фактически упраздняется как целевая. Не планируется ее ввести и в виде самостоятельной подпрограммы в федеральную целевую программу "Дети России" на период 2003-2006 годов. В связи с критическим состоянием здоровья детей в регионах, пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС, нельзя согласиться с предложением МЧС России разработать вместо программы "Дети Чернобыля" план мероприятий в качестве дополнения к федеральной целевой программе по преодолению последствий радиационной аварии на период до 2010 года. В заключение хочу еще раз подчеркнуть, что целью государственной политики на ближайшее десятилетие должны стать обеспечение радиационной, медицинской, социальной защиты и реабилитации граждан, подвергшихся аварийному облучению, разработка и реализация мер, направленных на эффективное решение вопросов реабилитации пострадавших территорий, возвращение радиоактивно загрязненных территорий к нормальным условиям проживания и хозяйственной деятельности.
     По данному вопросу Комитет по социальной политике разработал проект обращения к Председателю Правительства Российской Федерации. Документ у вас имеется. Мы просим его принять.
     Председательствующий. Уважаемые коллеги! На экране монитора- фамилии трех желающих выступить. Хочу уточнить: у вас предложения по проекту обращения?
     Из зала. Да.
     Председательствующий. Тогда такое предложение: предоставить слово для выступления по проекту обращения председателю Комитета по социальной политике, а затем в процессе обсуждения проекта вы выступите. Не будет возражений?
     Из зала. Нет.
     Председательствующий. Слово - председателю Комитета по социальной политике, представителю в Совете Федерации от Правительства Республики Хакасия Петренко Валентине Александровне.
     Петренко В.А. Уважаемые коллеги! Комитетом по социальной политике данный вопрос рассматривался достаточно глубоко. Запрошены дополнительные материалы по рассматриваемому вопросу, которые сегодня имеются у вас в папках. Намечена программа мер по работе с каждым министерством на перспективу в связи с высказанными предложениями. Поэтому есть такое предложение.
     Сегодня принять Обращение Совета Федерации и в нем сакцентировать внимание прежде всего на тех проблемах, которые не решаются сегодня достаточно серьезно. Их несколько. Это проблема, о которой уже говорили,- программа "Дети Чернобыля", это вопрос, который связан с лечебными, лечебно-профилактическими учреждениями, и это вопрос, который связан с жильем.
     Предлагаю прекратить прения и принять Обращение к Председателю Правительства Российской Федерации Касьянову в связи с ситуацией, сложившейся в ходе выполнения федеральных целевых программ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
     Председательствующий. Анатолий Тихонович Васьков, пожалуйста.
     Васьков А.Т. Уважаемый Валерий Павлович! Есть дополнение к данному проекту обращения. Предлагаю передать это комитету, чтобы подредактировать текст и затем принять в целом.
     Председательствующий. Виктору Алексеевичу Озерову слово.
     Озеров В.А. Уважаемый Валерий Павлович, уважаемые коллеги! Нам только сегодня раздали новый текст Регламента, который мы приняли. Статья 78 определяет порядок проведения "правительственного часа". Я просил бы председательствующего впредь строго руководствоваться этой статьей.
     Председательствующий. Евгений Александрович Елисеев, пожалуйста.
     Елисеев Е.А. Уважаемый Валерий Павлович, уважаемые коллеги! Я ознакомился с текстом проекта обращения. Действительно, здесь достаточно четко сформулированы те положения, которые касаются проблемы ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.
     Но мне представляется не совсем правомерным то, что мы за кадром оставляем проблемы, связанные с "Маяком" и Семипалатинским полигоном. Предлагаю, чтобы эти позиции нашли отражение в данном Обращении. Иначе будет нелогично. Мы обсуждаем и Чернобыль, и "Маяк", и Семипалатинск, а Обращение принимаем только по Чернобылю.
     Председательствующий. Пожалуйста, Петр Станиславович Волостригов.
     Волостригов П.С. Валерий Павлович, я согласен с коллегой Озеровым. У нас в Регламенте не предусмотрено никаких содокладов в рамках "правительственного часа". Давайте перейдем к обсуждению вопросов повестки дня.
     Председательствующий. Коллеги, у вас имеется проект обращения Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации к Председателю Правительства Российской Федерации. Поступило предложение принять документ за основу.
     Кто за то, чтобы принять это Обращение за основу? Прошу голосовать.
     Результаты голосования (13 час. 49 мин.)
     За 122 68,5%
     Против 0 0,0%
     Воздержалось 1 0,6%
     Голосовало 123
     Не голосовало 55
     Решение: принято
     Обращение принимается за основу.

     Уважаемые коллеги! В ходе дискуссии поступили предложения доработать Обращение, но они не оформлены письменно. Давайте предоставим нашим коллегам возможность поработать, пусть они представят свои предложения в профильный комитет - по социальной политике. А после перерыва вернемся к этому вопросу, обсудим и примем обращение в целом.
     Возражения есть? Нет.