Сергей из Москвы (фамилию не назвал)
представляет свои мысли по поводу природы и сути пенсии в размере возмещения фактического ущерба, которая выплачивалась инвалидам-чернобыльцам до 2.03.1996г.

     Основным аргументом при перерасчёте выплат инвалидам-чернобыльцам после вступления в силу Федеральных Законов от 25 ноября 1995 года 179 и 180 ФЗ в меньшую сторону являлось утверждение представителей органов соцзащиты, что получаемая до 2 марта 1996 года выплата, пенсия по инвалидности в размере фактического ущерба, являлась пенсией, а никак не ущербом здоровью.
     Однако, пенсия по инвалидности в размере фактического ущерба, в том виде в котором она была введена и применялась, не была собственно пенсией и таковой не являлась по следующим основаниям:

  1. Ни в одной статье Закона РФ от 20 ноября 1990 года О государственных пенсиях в РФ, действовавшего до момента прекращения получения нами пенсии по инвалидности в размере фактического ущерба, по 01 марта 1996 года, нет такого понятия как пенсия по инвалидности в размере фактического ущерба;

  2. Выплата, названная в Чернобыльском Законе пенсией по инвалидности в размере фактического ущерба, была по сути неким гибридом и регламентировалась как Чернобыльским Законом, так и, как было в нём сказано, пенсионным законодательством, чего на самом деле не было. Ни одна из пенсий, перечисленных в Законе О государственных пенсиях в РСФСР не регламентировалась таким образом;

  3. Исчисление пенсии по инвалидности в размере возмещения фактического ущерба велось в соответствии с действующим законодательством, касающимся норм возмещения вреда при исполнении трудовых обязанностей, а именно, Чернобыльским законом и в соответствии со ст.ст.12, 13, 14, 15 Правил возмещения вреда. Исчисление ни одной из перечисленных в Законе о государственных пенсиях в РФ пенсий никогда так не проводилось и не проводится;

  4. На протяжении всего времени получения пенсии по инвалидности в размере фактического ущерба с момента её начисления и по 01 марта 1996 года она индексировалась в соответствии с повышением в централизованном порядке минимального размера оплаты труда, то есть в соответствии со ст.11 Правил возмещения вреда, статьёй ГК РФ, Постановлениями Минтруда, зарегистрированными в Минюсте. Ни одна из государственных пенсий никогда не индексировалась с увеличением минимального размера оплаты труда. Как известно, пенсии увеличивались и увеличиваются с увеличением минимального размера пенсии.

  5. Верховный Суд РФ в связи с увеличением стоимости жизни на основании Постановления ВС РФ от 24 декабря 1992 года 1214-1 удовлетворил требования исков инвалидов-чернобыльцев по увеличению причитающихся им выплат в 2,5 раза, а, затем, в 6 раз, вместо 2,5, для тех граждан, которые получали зарплату до 01 января 1992 года, по аналогии с исками, касающихся сумм возмещения вреда для лиц пострадавших при исполнении трудовых обязанностей, п.25 ст.14 Чернобыльского Закона в редакции 179-ФЗ от 24 ноября 1995 года. Перерасчитанные таким образом пенсии по инвалидности в возмещении фактического ущерба, по аналогии с суммами возмещения вреда, служили основой для выплат по судебным решениям недовыплаченных сумм. Иными словами, Верховный Суд РФ провёл аналогию и воспринимал эти выплаты идентичными;

  6. В п.10 Констатирующей части Постановления КС РФ от 01 декабря 1997 года провозглашено, что до внесения изменений в пункт 1 части 1 статьи 29 пенсия по инвалидности выполняла не свойственные ей функции, так как она фактически являлась выплатой, возмещающей вред;

  7. Исходя из вышесказанного, пенсия по инвалидности в размере возмещения фактического ущерба пенсией не являлась ни по сути, ни по существу, ни по начислению, ни по индексации, ни по регламентирующего её законодательству, а являлась некой выплатой, названной пенсией, аналогичной ущербу здоровья и фактически являвшейся таковой.

      Представители Комитета Соцзащиты в судебном заседании не могли представить ни одного аргумента, опровергающего эти положения. Ни на одном судебном заседании не видел настолько растерянных лиц этих представителей.