Анализ изменений в предоставление компенсации по ВВЗ
семьям погибших или умерших чернобыльцев
Последний абзац статьи 14 "чернобыльского" Закона распространил определенные льготы и компенсации, предусмотренные ст. 14 (в т.ч. п. 25 данной статьи), на семьи граждан-кормильцев, погибших в результате катастрофы на ЧАЭС, и на семьи умерших граждан-чернобыльцев, указанных в п.1 и п. 2 ст. 13 "чернобыльского" Закона.
В связи с ведением Федеральным Законом от 12.02.2001 г. № 5-ФЗ изменений в пункт 25 ст. 14 чернобыльского Закона, компенсация по ВВЗ установлена в твердом размере.
Одновременно был данный пункт дополнен вторым абзацем:
"В случае смерти граждан, ставших инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, право на ежемесячную денежную компенсацию, предусмотренную пунктом 25 части первой настоящей статьи, распространяется на нетрудоспособных членов семьи, находившихся на иждивении указанных граждан. Размер компенсации, приходящейся на всех иждивенцев, определяется как разность между всем размером ежемесячной денежной компенсации и частью, приходившейся на самого кормильца. Для определения размера компенсации, приходящейся на каждого иждивенца, имеющего данное право, размер компенсации, приходящейся на всех указанных иждивенцев, делится на их число.".
Кроме того частью 2 статьи 2 ФЗ от 12.02.2001 года установлено:
"Семьям, потерявшим кормильца из числа граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, выплачивается ежемесячная денежная сумма, определенная в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний для исчисления размера ежемесячной страховой выплаты, но не превышающая максимального размера ежемесячной страховой выплаты, установленного федеральным законом о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на очередной финансовый год.".
Таким образом, в первом дополнении говориться про членов семьи умершего инвалида-чернобыльца (п. 2 ст. 13), а в ч. 2 ст. 2 - про членов семьи погибшего и умершего "заболевшего" чернобыльца (п. 1 ст. 13).
Введение данных дополнений вызывает ряд вопросов-замечаний.
Не могу знать цели законодателя, вводившего эти дополнения, наверное, снизить объем льгот, но где-то обманули себя, где-то нарушили Конституцию РФ. Смотри ниже выводы.
Вывод из толкования данных норм можно сказать следующее:
1. нетрудоспособные члены семьи, находившиеся на иждивении умерших инвалидов-чернобыльцев:
если получают компенсацию в твердом размере - то получают часть компенсации, установленную во втором абзаце п. 25 ст. 14 Закона;
если получают компенсацию по "старым" правилам, а также члены семьи, для которых умерших был кормильцем - то имеют право на получение части компенсации основываясь на последнем абзаце ст. 14 Закона
2. члены семьи, умерших "заболевших" - чернобыльцев:
если подпадают под категорию лиц, указанных в ст. 7 ФЗ Об обязательном социальном страховании на производстве .., - то получают часть компенсации за вычетом из общей суммы не только доли самого умершего, но и нетрудоспособного иждивенца, не подпадающего под категории ст. 7 данного федерального закона;
остальные члены семьи, для которых чернобылец был кормильцем - имеют право на получение части компенсации основываясь на последнем абзаце ст. 14 Закона.
То есть здесь они хотели установить порядок определения размеров компенсации на каждого члена семьи и определить субъектов получения компенсации, но оставив в прежнем виде последний абзац ст. 14, по сути, ввели диспропорцию по отношению к членам семьи умершего чернобыльца-"заболевшего" в части определения размера.
3. Теперь посмотрим как отразилась на членах семьи чернобыльца часть 2 ст. 2 ФЗ от 12.02.2001 г.
По данной норме ежемесячная денежная сумма должна определяться согласно законодательству РФ об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний для исчисления размера ежемесячной страховой выплаты (- это в редакции ФЗ от 26.04.2004 г. № 31-ФЗ, до этого также отсылала к "трудовым" правилам возмещения вреда, - но это не суть).
На период введения в действие (15.02.2001 г.) ФЗ от 12.02.2001 г. "трудовыми" правилами возмещения вреда при исполнении трудовых обязанностей являлся ФЗ об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Согласно п. 8 ст. 12 данного Закона и действующего в редакции на тот период (!!!) лицам, имеющим право на получение страховых выплат в случае смерти застрахованного, размер ежемесячной страховой выплаты исчислялся не только из его среднего месячного заработка, но и из получаемых им при жизни пенсии, пожизненного содержания и других подобных выплат.
ФЗ от 07.07.2003 г. № 118-ФЗ была изменена данная редакция пункта 8 ст. 12 - было исключено указание на включение "получаемых при жизни пенсии и других подобных выплат", теперь размер возмещения определяется только из среднемесячного заработка.
То есть размер денежной суммы для членов семьи, погибшего или умершего чернобыльца-"заболевшего" значительно меньше, чем до 10.07.2003 г. (даты вступления в силу ФЗ от 07.07.003 года).
Таким образом, законодатель уменьшил объем предоставляемых гарантий членам семей.
Хотя в решениях Конституционного Суда говориться о недопустимости снижения объема гарантий и возмещения чернобыльцам, считаю снижение объема возмещения для членов его семьи также является неконституционным ввиду нарушения п. 2 ст. 55 Конституции РФ.
Кроме того, ст. 1089 ГК РФ устанавливает порядок определения размера возмещения для членов семьи исходя из учета получаемой пенсии (подобных выплат), то есть члены семьи чернобыльца поставлены в неравное положение с членами семьи умершего, получавшего возмещение вреда здоровью по ГК РФ (что является нарушением ст. 19 Конституции РФ).
Боле того, трудовое законодательство отмежевалось от гражданского закнодательства, поскольку, по сути, должно предоставлять большую защиту работнику, чем гражданское.
Таким образом, объем возмещения вреда для работника (его семьи) должен быть на уровне возмещения по ГК или больше, но никак не меньше.
(То есть имеется повод членам семьи какого-либо работника обратиться также в Конституционный Суд РФ на ФЗ от 07.07.2003 г.).
Справедливости надо отметить, что Правила возмещения вреда работодателями (от 1992 г.) также не предусматривали учет пенсии умершего. Но ведь Правила были приняты до ГК РФ!
Безусловно, если членам семьи умершего чернобыльца-"заболевшего" исчислять сумму страхового возмещения учитывая получаемые им пенсии, то это приведет к неравенству с членами семьи-умершего инвалида, что вряд ли соответствует последнему абзацу ст. 14 и конституционному принципу равенства, поскольку каких-либо обоснованных критериев разграничения чернобыльцев (их членов семьи), между указанными в п. 1 ст. 13 и указанными в п. 2 ст. 13 нет.
Но здесь необходимо исходить из следующего.
Поскольку ГК РФ объем возмещения для нетрудоспособных иждивенцев умершего кормильца установил исходя из дополнительного учета пенсий, то и остальным категориям тех же членов семьи (чернобыльцев, "трудовых" людей) должен быть установлен такой же объем.
Даже если объем возмещения по "чернобыльскому" Закону будет меньше, то нужно исходить из того, что это часть компенсации; нетрудоспособные иждивенцы умершего инвалида-чернобыльца или "заболевшего" -чернобыльца должны иметь право на дополнительное возмещение по ГК РФ (нужно это четко прописать в чернобыльском Законе!).
Вообще по уму, нужно было во второй части ст. 2 ФЗ от 12.02.2001 года определить лишь порядок расчета приходящейся на каждого части компенсации, независимо формы получения компенсации - в твердом размере или по "старым" правилам (по примеру второго абзаца п. 25 ст. 14); при этом не вводить категорию "нетрудоспособных иждивенцев".
Второй абзац п. 25 надо исключить.
В последнем абзаце вместо "семьи, потерявшие кормильца .." указать, как в ст. 1088 ГК РФ "распространяются на лиц, понесшим ущерб в результате смерти кормильца".
Также внести дополнение в статью 2 ФЗ от 12.02.2001 г. о том, что нетрудоспособные члены иждивенцы умерших имеют право на получение дополнительного возмещения по ГК РФ.
Кстати говоря, подтверждением того, что установленная п. 25 ст. 14 чернобыльского Закона компенсация по ВВЗ, не является идентичной возмещению вреда по "трудовым" правилам или возмещением вреда здоровью по ГК РФ, говорит тот факт, что ФЗ от 12.02.2001 были введены указанные мной выше дополнения (Это еще один довод для иска о назначении ВВЗ по ГК РФ)!
Так что коллеги, члены семей умерших чернобыльцев, а также члены семей работников обращаться надо в суды. Опять власть обокрала вас!
С уважением Денис Козырев!