Липецкая Областная Организация инвалидов Союз "Чернобыль" России

ОБРАЩЕНИЕ
к Депутатам Государственной Думы РФ

      29.09.2003 г. Правительство Российской Федерации внесло в Государственную Думу РФ Проект Федерального Закона Российской Федерации "О внесении изменений и дополнений в статьи 5 и 15 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и в статью 2 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"

      К п.1 ст.1 и абз.3 ст.2 Проекта Федерального Закона "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".

      Проанализировав данный законопроект приходим к следующим выводам.
      Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", в соответствии с Конституцией РФ, гарантирует гражданам РФ, подвергшимся воздействию радиации, соответствующие выплаты и льготы за вред, причинённый Чернобыльской катастрофой.
      Законодатель, принимая увеличение соответствующих сумм возмещения вреда (в ред. Федерального Закона РФ от 12.02.2001 г. №5-ФЗ), относительно величины роста прожиточного минимума, в целом по Российской Федерации, не установил порядок и механизм такого увеличения, что привело к обращениям в Конституционный Суд Российской Федерации.
      Конституционный Суд РФ, проанализировав реальный уровень жизни, её стоимость и рост в субъектах Российской Федерации, признал несоответствующей Конституции РФ положение Закона, в части увеличения сумм возмещения вреда в зависимости от роста прожиточного минимума в целом по Российской Федерации.
      Постановлением Конституционного Суда РФ от 19 июня 2002 г. № 11-П определено, что гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, выплаты сумм возмещения вреда должны производиться с учётом их индексации в зависимости от роста прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации.
      Конституционный Суд РФ также постановил, что до внесения соответствующих изменений в действующее законодательство, суды общей юрисдикции вправе производить соответствующие выплаты сумм возмещения вреда здоровью в зависимости от роста величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации
      Правительству РФ, в порядке исполнения настоящего Постановления, не позднее 3 месяцев надлежит внести в Государственную Думу РФ проект соответствующего федерального закона.
      Такой подход Конституционного Суда РФ, полностью соответствует основным конституционным принципам защиты прав и свобод граждан, признание и обеспечение права на достойную жизнь.

      Через 15 месяцев, Правительство РФ вносит на рассмотрение Государственной Думы новый проект Чернобыльского Закона.

      Новый Законопроект полностью меняет принцип увеличения сумм возмещения вреда и устанавливают новый критерий индексации, исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
      Подобная трактовка Индексации, по нашему мнению, полностью противоречит основным конституционным принципам возмещения вреда и Постановлению Конституционного Суда РФ № 11-П.
      А именно:
      1. Увеличение сумм в возмещение вреда здоровью инвалидам в связи с аварией на Чернобыльской АЭС в зависимости от роста прожиточного минимума признано соответствующим Конституции РФ. Правительство РФ, ссылаясь на Постановление Конституционного Суда РФ (пояснительная записка к проекту Закона), вносит совершенно иной критерий индексации.
      2. Неконституционной признана норма "в целом по Российской Федерации". Правительство РФ вновь вносит положение "в целом по РФ", так как расчёт инфляции по субъектам Федерации на настоящее время законами или другими правовыми актами не предусмотрен.
      3. Конституционный Суд РФ признал не соответствующим Конституции РФ отсутствие в Законе № 5-ФЗ механизма порядка индексации. В данном законопроекте вновь прописано "в порядке, определяемом Правительством РФ". (см. п.2 ст.1 настоящего анализа). Порядок индексации не прилагается и не предлагается! Такое положение повлечёт за собой новую волну судебных дел, обращений в Верховный и Конституционный Суды РФ, нарастание социальной напряжённости в преддверии Президентских выборов 2004 года.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

      Рассматривая вопрос по действующим нормам увеличения сумм, относительно величины роста прожиточного минимума в субъекте РФ, Правительству Российской Федерации вполне можно было, за эти ТРИ года, с момента внесения законопроекта Федерального Закона №5-ФЗ, создать необходимый Механизм и Порядок индексации, в соответствии с нормами действующего законодательства РФ и решением Конституционного Суда РФ. Однако, вместо изучения ПМ в субъектах РФ, проведения соответствующего мониторинга и необходимых расчётов роста прожиточного минимума в регионах, постепенного внесения в федеральный бюджет необходимых дополнительных средств по погашению задолженностей, Правительство РФ упорно вело и ведёт борьбу с инвалидами-чернобыльцами в судебных инстанциях.
      В Российской Федерации проживает менее 50 тысяч инвалидов ЧАЭС (это население маленького провинциального городка). И используя "государственные механизмы" в качестве рычагов давления, государственные люди упорно препятствуют соблюдению основных конституционных норм, направленных на улучшение жизни населения, на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь.
      Подобный подход Правительства РФ к решению существующих проблем, наносит непоправимый вред, гражданам России, основам Конституционного строя, подрывают доверие к Власти.
       Судебная практика увеличения сумм возмещения вреда здоровью относительно величины роста прожиточного минимума в субъекте РФ, позволяет в полном объёме гарантировать гражданам, подвергшимся воздействию радиации, получение тех сумм, которые полностью защищены от роста цен и удорожания стоимости жизни в зависимости от проживания в различных регионах Российской Федерации.
      Такие выводы подтверждает Министр труда и социального развития РФ А.П. Починок. В своих высказываниях в Государственной Думе РФ 08 октября 2003 г. он подчёркивает: "…что московская семья отличается от ивановской, поскольку и прожиточные минимумы разные, и цены в магазинах. - У нас слишком большая страна, чтобы всех равнять под одну гребенку" (Парламентская Газета № 1316 за 09.10.2003г.).
      Учитывая вышеизложенное, а также основные конституционные принципы, такой законопроект должен быть отклонён.
      Правительству РФ необходимо разработать соответствующие нормы и механизмы, действительно согласующиеся с Постановлением Конституционного Суда РФ № 11-П.

Руководитель Правового Отдела ЛОО СЧР

Пантелеев С.Н.

Председатель Правления ЛОО СЧР

Барвинский М.Б.