ОБЩЕРОССИЙСКАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ИНВАЛИДОВ

СОЮЗ "ЧЕРНОБЫЛЬ" РОССИИ

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

ПО ВОПРОСАМ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ГРАЖДАН,

ПОДВЕРГШИХСЯ ВОЗДЕЙСТВИЮ РАДИАЦИИ

ВСЛЕДСТВИЕ КАТАСТРОФЫ НА ЧЕРНОБЫЛЬСКОЙ АЭС

 

2001 ГОД

 

 

КОНСУЛЬТАЦИЯ

По вопросам, поступающим из региональных организаций

ОООИ Союз "Чернобыль" России о реализации федерального закона от 12.02.01 №5-ФЗ

(по ежемесячным выплатам в возмещения вреда здоровью)

 

28 ноября 2001 года в г. Москве, в Министерстве труда и социального развития Российской Федерации состоялось совещание по вопросам социальной защиты граждан, пострадавших вследствие радиационных и других техногенных аварий и катастроф.

Участникам совещания были розданы Методические материалы по указанному вопросу. Основной интерес у нас вызвало то, что Методические материалы не сопровождались, как обычно, сопроводительным письмом за подписью заместителя министра. Кроме того, на заседании было откровенно заявлено, что существует Закон, а Министерство, в соответствии с Положением, дает разъяснения только по конкретным лицам. За все, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 07.08.96 №944 и пунктом 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 14.12.00 №35, отвечают органы социальной защиты населения на местах.

Таким образом, позиция Министерства труда состоит в следующем.

Министерство готово давать частные разъяснения в письменном виде и по телефону, но при этом Министерство ни за что не отвечает и ссылаться на мнение Министерства в судебных органах нельзя. Расходы на услуги представителя СЧР в суде и другие издержки ложатся на местные органы социальной защиты, выплаты обязывают производить за счет местных органов социальной защиты. Министерство труда и социальной защиты населения получает доплаты за повышенную ответственность работы и никакой ответственности за свою работу не несет.

В этой ситуации крайне необходимо наладить хороший контакт и взаимное понимание с органами социальной защиты населения на местах. В случае, если орган производит начисление в полном соответствии с Законом,  но это не нравиться Министерству, исковые требования, в случае отказа в приеме заявки, надлежит предъявлять к Министерству труда  и социального развития Российской Федерации, возлагая на него обязанность оплаты судебных расходов.

Особо необходимо отметить, что во многих регионах не созданы юридические службы, исковые требования заявляются неграмотно, что позволяет органам социальной защиты трактовать вынесенные отрицательные решения как победу над несправедливыми требованиями чернобыльцев.

В связи с изложенным, публикуем мнение вице-президента ОООИ СЧР по вопросам правовой защиты в содружестве с Калининградским, Кировским, Ленинградским, Санкт-Петербургским региональными отделениями.

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

По применению законодательства Российской Федерации

в борьбе с Министерством труда и социального развития Российской Федерации

 

Применяемые сокращения:

Закон ЧАЭС - Закон Российской Федерации от 16.06.92 №3061-1 в редакции от 24.11.95 №179-ФЗ;

Настоящий закон - федеральный закон от 12.02.01 №5-ФЗ;

СВВ - суммы возмещения вреда, исчисленные в соответствии с пунктом 25 ст. 14 Закона ЧАЭС;

КВВ - ежемесячная денежная компенсация в соответствии с настоящим законом;

Правила - Правила возмещения вреда от 24.11.95 №180-ФЗ;

Закон о социальном страховании - федеральный закон от 24.07.98 №125-ФЗ;

Порядок выплаты - Порядок, утвержденный постановлением Правительства от 21.08.01 №607.

 

Вопрос: Правомерно ли производить перерасчет ранее установленной по Закону ЧАЭС и сохраненной по выбору инвалида после 15.02.01 СВВ при предъявлении новых требований по вновь выявившимся обстоятельствам после вступления в силу настоящего Закона?

 

Мнение Минтруда:

В соответствии с настоящим Законом сохранению подлежит ранее установленная СВВ, исчисленная в соответствии с Законом ЧАЭС и выплачивавшаяся до вступления в силу настоящего Закона. Из ст. 2 настоящего Закона не вытекает оснований для перерасчета СВВ по другим причинам, кроме ежегодного повышения всех видов выплат в возмещение вреда инвалидам-чернобыльцам пропорционально росту величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации.

Мнение СЧР

"Статья 2. Гражданам, получавшим до вступления в силу настоящего Федерального закона возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, по их выбору выплачивается либо ежемесячная денежная компенсация, предусмотренная пунктом 25 части первой статьи 14 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", либо ранее установленная ежемесячная денежная сумма, определенная в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей, но не превышающая 10 000 рублей".

В соответствии с Законом ЧАЭС гражданин получал суммы возмещения вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. Государство признало свою ответственность, как работодателя, за причиненный ущерб (вред) при участии в работах по ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС. В соответствии со статьей 4 Гражданского Кодекса РФ закон не может иметь обратной силы. Таким образом, выплата КВВ, предусмотренная настоящим законом может быть применена без заявления гражданина только и исключительно к гражданам, в отношении которых установлена инвалидность в связи с катастрофой на ЧАЭС после 15.02.01.

 

Вопрос: Могут ли граждане, получавшие СВВ до 12.02.01, реализовать свое право выбора вида выплаты в возмещение вреда, предусмотренное частью первой ст. 2 настоящего Закона, несколько раз, либо такое право предоставлено единожды?

Мнение Минтруда:

Законом не предусмотрено, что право на такой выбор может реализовываться постоянно (многократно) после вступления в силу с 15.02.01 настоящего Закона. Для выбора более выгодного вида оплаты в возмещение вреда согласно настоящему Закону размер КВВ по группе инвалидности сравнивается в размером СВВ, исчисленным до вступления в силу настоящего Закона.

При изменении группы инвалидности настоящий Закон предусматривает выплату соответствующего группе инвалидности размера КВВ (орфография оригинала).

Мнение СЧР:

В соответствии со статьей 10 Гражданского процессуального кодекса РФ, в случае отсутствия закона, регулирующего спорное отношение, применяется закон, регулирующий сходные отношения.

В соответствии с Законом РФ "О государственных пенсиях в РФ" от 20.11.90 с изменениями и дополнениями, ограничений на переход с одного вида пенсии на другой не существует. Настоящий Закон также не устанавливает ограничений по переходу с одного вида выплат (СВВ) на другой (КВВ) и обратно. Что не запрещено, то разрешено.

 

Вопрос: В каком порядке будет исчисляться ежемесячная денежная выплата (по прежним нормам либо в твердых размерах) инвалидам, получавшим СВВ до 12.01.01 в случае изменения им группы инвалидности либо степени утраты трудоспособности?

Мнение Минтруда:

Из текста части первой ст. 2 настоящего Закона следует, что инвалидам, которым после вступления в силу настоящего Закона будет повышена группа инвалидности, уменьшен или увеличен процент утраты трудоспособности, предоставлено право выбора на оставление ранее установленной (на 15.02.01) и сохраненной ССВ или на назначение КВВ в твердом размере в зависимости от новой группы инвалидности.

При снижении группы инвалидности сохраненная СВВ пересматривается на КВВ по вновь установленной группе инвалидности, так как право на сохранение ранее получаемой (до 15.02.01)СВВ утрачивается.

Мнение СЧР:

Как видно из разъяснения Минтруда, если Вам надо платить больше, то можете оставаться на прежней выплате, а вот если надо платить меньше…

По нашему мнению, которое будет обосновано ниже, указанная выплата является только и исключительно возмещением вреда, причиненного здоровью гражданина при исполнении государственной обязанности по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.

В соответствии со статьей 1082 Гражданского Кодекса РФ определены различные способы возмещения вреда: лицо, ответственное за причинение вреда, обязано возместить вред в натуре (предоставить вещь того же рода и качества, исправить поврежденную вещь и т.п.) или возместить причиненные убытки.

Поскольку здоровье гражданина является нематериальным благом, не подлежащим оценке, статья 1085 указывает единственный способ возмещения вреда, причиненного повреждением здоровья: при причинении гражданину увечья или ином повреждении его здоровья возмещению подлежит утраченный потерпевшим заработок (доход), который он имел либо определенно мог иметь, а также дополнительно понесенные расходы, вызванные повреждением здоровья, в том числе расходы на лечение, дополнительное питание, приобретение лекарств, протезирование, посторонний уход, санаторно-курортное лечение, приобретение специальных транспортных средств, подготовку к другой профессии, если установлено, что потерпевший нуждается в этих видах помощи и ухода и не имеет права на их бесплатное получение.

Если государство, начиная с 15.02.01, намерено платить инвалиду вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС некую социальную выплату, это не освобождает его от обязанности возместить причиненный ущерб, который возможно получить в судебном порядке.

Если, начиная с 15.02.01, государство намерено платить семье умершего вследствие катастрофы на ЧАЭС некую социальную выплату, это не освобождает его от обязанности возместить причиненный ущерб, который возможно получить в судебном порядке.

Если государство, до 15.02.01 платило гражданину возмещение вреда, то, даже в случае изменения группы инвалидности либо процента потери трудоспособности, отказ от принятых на себя обязательств противоречит статьям 310 и 422 Гражданского Кодекса РФ.

 

Вопрос: Изменился ли состав льгот и компенсаций, предусмотренных ст. 14 для членов семей умерших инвалидов-чернобыльсцев в связи с тем, что частью второй п.25 ст.14 настоящего Закона выплата КВВ членам семей, потерявшим кормильца, предусмотрена только при установления факта иждивения? Предусмотрено ли настоящим Законом для выплаты КВВ членам семьи умершего инвалида установление причиной связи смерти инвалида с чернобыльской катастрофой?

Мнение Минтруда:

Выплаты в возмещение вреда членам семей, потерявшим кормильца из числа инвалидов-чернобыльцев как ранее так и теперь производятся только нетрудоспособным членам семьи, бывшим на его иждивении. Определение причинной связи смерти инвалида ЧАЭС не требуется.

При этом, на основании ст. 39 Закона ЧАЭС заключение межведомственного экспертного совета о причинной связи смерти в случае гибели инвалида по причине, не связанной с чернобыльской аварией, требуется.

Мнение СЧР:

Выплаты в возмещение вреда членам семей, потерявшим кормильца из числа инвалидов-чернобыльцев как ранее так и теперь производятся только нетрудоспособным членам семьи, бывшим на его иждивении. Определение причинной связи смерти инвалида ЧАЭС не требуется.

В соответствии с частью второй статьи 2 настоящего Закона:

"Семьям, потерявшим кормильца из числа граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, выплачивается ежемесячная денежная сумма, определенная в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей, но не превышающая 10 000 рублей".

Поскольку инвалид вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС не перестает быть гражданином, в случае установления причинной связи его смерти с катастрофой на Чернобыльской АЭС, члены семьи, находившиеся на его иждивении, имею право на получение сумм возмещения вреда (СВВ).

Необходимо принять во внимание, что бездарная формулировка части второй п.25 ст.14 закона ЧАЭС исключает право на получение всех льгот и компенсаций семьи умерших, если не доказан факт иждивения.

 

Вопрос: Настоящим Законом предусмотрено право на КВВ в случае смерти инвалида ЧАЭС нетрудоспособным членам семьи, находившимся на иждивении умершего. Сохранилось ли такое право за членами семьи, ставшими нетрудоспособными в течение 5 лет со дня его смерти, по настоящему Закону?

Следует ли при определении размера этих выплат членам семьи умершего инвалида учитывать трудоспособных членов семьи, находившихся на иждивении, но не имеющих право на возмещение вреда на момент смерти кормильца?

Мнение Минтруда:

Порядок назначения данной выплаты, предусматриваемый ныне действующей редакцией п.25 ст. 14 изменен в сравнении с ранее действовавшим законодательством. Согласно ст. 1 настоящего Закона трудоспособные члены семьи умершего инвалида в расчет доли не входят. Круг нетрудоспособных членов семьи, бывших на иждивении инвалида ЧАЭС определяется на момент смерти. На основании ст. 1 настоящего Закона и пункта 3 Порядка выплаты при определении размера выплаты, приходящейся на каждого иждивенца, размер компенсации по группе инвалидности умершего делится за вычетом доли умершего на число нетрудоспособных иждивенцев.

Мнение СЧР:

При рассмотрении данного вопроса очень хочется переименовать Министерство социальной защиты в Министерство защиты бюджета.

Новая формулировка пункта 25 статьи 14 Закона ЧАЭС, также как и Порядок, посвящены выплате ежемесячной денежной компенсации (КВВ).

Напоминаю формулировку части второй статьи 2 настоящего Закона:

"Семьям, потерявшим кормильца из числа граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, выплачивается ежемесячная денежная сумма, определенная в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей, но не превышающая 10 000 рублей".

Таким образом, семьи граждан, умерших вследствие катастрофы на ЧАЭС, как инвалидов, так и не успевших стать оными, должны получать суммы возмещения вреда в связи со смертью кормильца определенныя в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей. (см. Закон о социальном страховании).

Пункт 2 статьи 7 Закона о социальном страховании однозначно указывает на право получения СВВ в течение пяти лет со дня смерти.

 

Вопрос: С какого срока назначаются выплаты КВВ инвалидам вследствие катастрофы на ЧАЭС при первичном назначении или пересмотре размера выплаты по другой группе инвалидности после 15.02.01?

Мнение Минтруда:

При первоочередном назначении КВВ инвалидам и нетрудоспособным иждивенцам умершего инвалида-чернобыльца потерявшим кормильца из числа инвалидов-чернобыльцев (текст оригинала) выплата в возмещение вреда производится со дня подачи заявления со всеми необходимыми документами (п.7 Порядка выплаты). При этом следует иметь в виду, что частью второй ст. 15 граждане, указанные в п.п. 1 и 2 ст. 13 Закона ЧАЭС, право на льготы и компенсации приобретают с момента предъявления удостоверения инвалида. В соответствии с тем же пунктом Порядка выплаты при пересмотре размера КВВ в связи с изменением группы инвалидности и в других, предусмотренных законодательством случаях, она выплачивается с 1-го числа следующего за месяцем подачи заявления со всеми необходимыми документами.

Мнение СЧР:

Как это ни прискорбно, придется согласиться с данной позицией, поскольку она соответствует Закону. Однако необходимо принять во внимание следующее.

Определением судебной коллегии Верховного Суда РФ от 7 апреля 1998 г. "Реализация льгот и получение компенсации начинается со дня предъявления удостоверения участника ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС. Если же удостоверение участника ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС не выдано по не зависящим от заявителя причинам и этот факт установлен судом, льготы и компенсация могут быть определены судом со дня обращения за выдачей удостоверения". Текст определения опубликован в Бюллетене Верховного Суда Российской Федерации, 1998 г., N 9, ст. 2

 

Вопрос: Какая категория лиц, исходя из положений ст. 13 Закона ЧАЭС относится к членам семьи граждан, потерявших кормильца из числа погибших в результате катастрофы на ЧАЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, указанным в части второй настоящего Закона?

Мнение Минтруда:

Ст.13 Закона ЧАЭС выделяет инвалидов из числа других категорий пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы граждан. Льготы им и членам их семей, в т.ч. по выплате КВВ (СВВ в случае их сохранения), определены п.25 ст. 14 в редакции настоящего Закона. Частью второй ст. 2 настоящего Закона не определено, что в качестве условия ее распространения необходимо наличие инвалидности у граждан, умерших вследствие заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой. Из этого вытекает, что к семьям, указанным в части второй ст. 2 настоящего Закона относятся лица, потерявшие кормильца из числа указанных в ней граждан, смерть которых наступила вследствие заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, и которым при жизни не была установлена инвалидность. Данная связь, как и причинная связь заболеваний других категорий чернобыльцев с последствиями чернобыльской катастрофы должна быть установлена в соответствии со ст. 24 Закона ЧАЭС межведомственными экспертными советами или военно-врачебными комиссиями.

Мнение СЧР:

Осмелюсь повторить формулировку части второй ст. 2 настоящего Закона:

"Семьям, потерявшим кормильца из числа граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, выплачивается ежемесячная денежная сумма, определенная в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей, но не превышающая 10 000 рублей".

В полном соответствии с указанной формулировкой, право на СВВ имеют нетрудоспособные члены семьи любого гражданина, в отношении которого экспертным советом установлена причинная связь смерти с чернобыльской катастрофой либо с участием в работах по ликвидации последствий катастрофы. При этом не имеет никакого значения, был ли гражданин инвалидом, ликвидатором определенного года  или отселенным. Военно-врачебным комиссиям не дано право устанавливать причинную связь смерти с работами на ЧАЭС.

 

Вопрос: В каком порядке назначается ежемесячная денежная сумма в возмещение вреда в соответствии с частью второй ст.2 настоящего Закона?

Мнение Минтруда:

Семьям, потерявшим кормильца из числа граждан, предусмотренных частью второй ст. 2 настоящего Закона, выплачивается ежемесячная денежная сумма в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей, но не превышающая 10000 рублей. Право на возмещение вреда имеют нетрудоспособные члены семьи, состоявшие на иждивении умершего или получавшие ко дню его смерти от него содержание.

Мнение СЧР:

Совпадает.

 

Вопрос: В какие сроки назначаются СВВ членам семей умерших участников ликвидации аварии на ЧАЭС ("ликвидаторов"), в т.ч. имевшим инвалидность от общего заболевания в случае установления причинной связи их смерти с ликвидацией аварии на ЧАЭС и в какие сроки?

Мнение Минтруда:

При предоставлении необходимых документов выплаты СВВ назначаются с момента обращения, но не ранее даты вступления в силу настоящего Закона.

Мнение СЧР:

В соответствии с частью второй статьи 14 Закона ЧАЭС "льготы и компенсации, предусмотренные пунктами 3, 4, 12-15, 19-23, 25 части первой настоящей статьи, распространяются на семьи граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, а также на семьи умерших инвалидов, на которых распространялись льготы, указанные в настоящей статье.

При представлении необходимых документов, выплаты СВВ назначаются с момента обращения.

 

Вопрос: Каков порядок исчисления выплат СВВ гражданам, имеющим право на их получение в соответствии с частью второй настоящего Закона?

Мнение Минтруда:

Данный порядок определен ст. 12 Федерального закона о социальном страховании. В частности, из данной статьи следует, что при определении размера выплат в возмещение вреда членам семей умерших вследствие чернобыльской катастрофы "ликвидаторов" принимается средний заработок кормильца за 12 месячный период перед смертью (страховой случай) или окончанием трудовой деятельности. Данная сумма делится на всех иждивенцев - членов семьи умершего кормильца, включая трудоспособных, не имеющих права на эту выплату. Соответствующая доля (часть) выплачивается только нетрудоспособным иждивенцам. Индексация прошлого заработка производится на коэффициенты МРОТ, установленные постановлением Верховного Совета РСФСР от 24.12.92 №4214-1 с учетом требований ст.4 Федерального закона от 19.06.00 №82-ФЗ с даты его принятия. Данный вопрос применительно к выплате СВВ изложен в разъяснении Минтруда России №6, утвержденном постановлением Минтруда России от 02.06.01 №43 с изменениями, внесенными постановлением Минтруда России от 18.05.01 №42.

Мнение СЧР:

В соответствии с пунктом 8 статьи 12 федерального закона о социальном страховании лицам, имеющим право на получение страховых выплат в случае смерти застрахованного, размер ежемесячной страховой выплаты исчисляется исходя из его среднего месячного заработка, получаемых им при жизни пенсии, пожизненного содержания и других подобных выплат за вычетом долей, приходящихся на него самого и трудоспособных лиц, не имеющих право на получение страховых выплат. Для определения размера ежемесячных страховых выплат каждому лицу, имеющему право на их получение, общий размер указанных выплат делится на число лиц, имеющих право на получение страховых выплат в случае смерти застрахованного.

Принимая во внимание, что страховым случаем, в соответствии с решением межведомственного экспертного совета является участие в работах по ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС, при расчете может быть принят заработок за время участия в указанных работах.

Индексация прошлого заработка производится на коэффициенты МРОТ, установленные постановлением Верховного Совета РСФСР от 24.12.92 №4214-1 с учетом требований ст.1 и 3 Федерального закона от 19.06.00 №82-ФЗ с даты его опубликования 21.06.00 и по дату опубликования настоящего Закона 15.02.01.

 

Вопрос: Что входит в состав доходов умершего вследствие чернобыльской катастрофы, не ставшего при жизни инвалидом вследствие аварии на ЧАЭС (так в оригинале) при определении возмещения вреда членам семьи, потерявшим кормильца (заработок по основной работе, дополнительный заработок, пенсия, пожизненное содержание и т.п.)?

Мнение Минтруда:

Состав доходов умершего кормильца регулируется ст. 12 Федерального закона "от 24.07.98 №125-ФЗ. Порядок определения состава доходов умершего, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей (в нашем случае "ликвидатора") при исчислении возмещения вреда членам семьи разработан Фондом социального страхования России по реализации указанного закона.

Мнение СЧР:

Смотри мнение СЧР по предыдущему пункту.

 

Вопрос: Входит ли в число недополученных денежных компенсаций, предусмотренных к выплате в 2001-2003 годах суммы, установленные решениями судов?

Мнение Минтруда:

Состав недополученных денежных компенсаций установлен настоящим законом на основании Постановления Конституционного Суда РФ от 01.12.97. В указанном Постановлении и соответственно настоящем Законе суммы, установленные решениями судов к данным недополученным компенсациям не отнесены.

Мнение СЧР:

В дополнение к мнению Минтруда необходимо отметить, что, в соответствии со статьей 13  Гражданского процессуального кодекса, вступившие в законную силу судебные акты мировых судей и федеральных судов общей юрисдикции являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации. Неисполнение указанных судебных актов влекут ответственность, предусмотренную федеральным законом.

 

Вопрос: Кто производит выплаты в размере 250 руб. "ликвидаторам" 1986-87 гг., имеющим степень утраты трудоспособности при наличии заключения межведомственного совета о причинной связи заболевания, приведшего к снижению трудоспособности с чернобыльской катастрофой?

Мнение Минтруда:

Указанная компенсация выплачивается работающим "ликвидаторам" по месту работы с последующим возмещением средств из федерального бюджета. Неработающим - органами социальной защиты по месту жительства гражданина на основании специального решения администрации (см. постановление Правительства РФ от 24.04.96 №506)

 

Вопрос: Есть ли различия в определении состава членов семьи умершего инвалида или "ликвидатора", а так же права на перерасчет впоследствии этих выплат в связи с изменением числа членов семьи?

Мнение Минтруда:

Да, различия есть. При определении состава членов семей, потерявших кормильца из числа инвалидов, не учитываются трудоспособные граждане, бывшие на иждивении умершего, в то время как право на выплаты в возмещение вреда и сотав членов семей умерших вследствие чернобыльской аварии граждан из числа указанных в части второй ст. 2 настоящего Закона определяется по нормам ст. 12 Федерального закона от 24.07.98 №125-ФЗ, по которым учитываются так же трудоспособные члены семьи, бывшие на иждивении умершего (при расчете доли).

Мнение СЧР:

Различие в определении состава семьи имеет место только в случае смерти инвалида вследствие катастрофы на ЧАЭС, в отношении которого НЕ установлена причинная связь смерти с работами на Чернобыльской АЭС. В остальных случаях применяются нормы ст. 12 закона о социальном страховании.

 

            Вопрос: Имеет ли право на СВВ по ст.2 настоящего Закона и с какого срока супруга умершего в 1995 году "ликвидатора", если на момент смерти она имела право на пенсию по возрасту, но продолжала работать? В настоящее время не работает.

            Мнение Минтруда:

            Да, имеет право по настоящему Закону с момента предоставления документов об установлении факта нахождения супруги на иждивении "ликвидатора" и заключения межведомственного экспертного совета о причинной связи.

            Мнение СЧР:

С 24.11.95 вступили в действие Правила возмещения вреда в редакции федерального закона №180-ФЗ. В соответствии со статьей 1088 Гражданского Кодекса РФ и статьей 26 Правил, право на возмещение вреда имеют нетрудоспособные граждане, состоявшие на иждивении умершего, или имевшие ко дню его смерти право на получение от него содержания. При этом вред возмещается женщинам старше пятидесяти пяти лет и мужчинам старше шестидесяти лет - пожизненно.

 

 

            Вопрос: Предоставлено ли право семьям, потерявшим кормильца из числа инвалидов, указанных в п.3 ст.29 настоящего Закона, право на одновременное получение двух пенсий и выплат в возмещение вреда предусмотренной п.25 ст.14 настоящего Закона..

            Мнение Минтруда:

            Право на получение двух пенсий членам семей, потерявшим кормильца из числа инвалидов, указанных в п.3 ст.29 в редакции настоящего Закона отнесено к компетенции пенсионного законодательства. Условия связи пенсионного обеспечения с выплатой КВВ настоящим Законом не предусмотрены.

            Мнение СЧР:

 

 

            Вопрос: Категория инвалидов из числа военнообязанных, призванных на специальные военные сборы имеют две различные записи о причине инвалидности вследствие аварии на ЧАЭС:

            -"увечье связано с исполнением иных обязанностей военной службы при ликвидации аварии на ЧАЭС";

            -"увечье связано с аварией на ЧАЭС".

Имеют ли право эти категории граждан на получение двух пенсий  и КВВ в соответствии  с п.2 части первой ст.29 настоящего Закона?

            Мнение Минтруда:

            Право на получение двух пенсий (по старости и инвалидности) одновременно с получением КВВ, предусмотренную п.25 ст.14 настоящего Закона, установлено для граждан из числа военнообязанных, призванных на специальные военные сборы для ликвидации последствий аварии и при этом, исполнявших обязанности военной службы, ставших инвалидами вследствие чернобыльской катастрофыв порядке, установленном законодательством Российской Федерации для граждан, ставших инвалидами вследствиевоенной травмы, т.е. такое право на основании п.10 ст.1 настоящего Закона предоставлено гражданам, имеющим причину инвалидности как увечье., связанное с исполнением иных обязанностей военной службы, полученное вследствие чернобыльской катастрофы.

            Мнение СЧР:

 

 

            Вопрос: С какого срока назначается выплата второй пенсии в соответствии со ст.29 в редакции настоящего Закона и какой категории инвалидов -чернобыльцев она установлена ? Выплачивается ли вторая пенсия, если инвалиду-чернобыльцу сохраняется размер выплат СВВ, установленный до вступления в силу настоящего Закона?

            Мнение Минтруда:

            Право на получение двух пенсий в соответствии с п.10. ст.1 установлено настоящим Законом с 15.02.2001. Настоящим Законом не предусмотрен возврат недополученных пенсий (ст.3). В соответствии с п.10 ст.1 настоящего Закона вторая пенсия выплачивается инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы из числа граждан, призывавшихся на специальные военные сборы на ликвидацию аварии на ЧАЭС, которым также предоставлено право на ежемесячные компенсации в возмещение вреда (КВВ) на основании п.25 ст.14 настоящего Закона.

            Мнение СЧР:

 

 

            Вопрос: Как индексировался прошлый заработок для исчисления сумм в возмещение вреда инвалидам-чернобыльцам в связи с введением в действие Федерального Закона от 19.06.2000 № 82 ФЗ " О минимальном размере оплаты труда"?

            Мнение Минтруда:

            Компенсации гражданам, пострадавшим вследствие аварии на ЧАЭС, а также возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационнымвоздействием, являются денежными компенсационными выплатами и гарантируются государством за счет средств Федерального бюджета Российской Федерации в отличие от выплат по обязательному социальному страхованию.

            Для индексации социальных выплат, в т.ч. вышеназванных компенсаций, социальных пособий и сумм в возмещение вреда, по которым ранее осовременивание указанных выплат производилось пропорционально увеличению МРОТ, ст.4 этого Закона введена фиксированная сумма, определенная в частности с 01.01.2001 в размере 100 рублей (см. подробные разъяснения по этому вопросу в приложении №2).

            Мнение СЧР:

           

 

            Вопрос: В каком порядке индексируются по настоящему Закону выплаты КВВ, установленные в зависимости от группы инвалидности, а также сохраненный размер выплат СВВ, назначенный инвалидам-чернобыльцам до вступления в силу настоящего Закона?

            Мнение Минтруда :

            Размеры компенсаций в возмещение вреда (КВВ), установленных ст.1 настоящего Закона, или сохраненных на основании ст.2 сумм в возмещение вреда (СВВ), исчисленных в соответствии с нормами Закона ЧАЭС, повышаются в едином порядке пропорционально росту величины прожиточного минимума согласно части третьей ст.2 настоящего Закона.

            Мнение СЧР:

           

 

            Вопрос: В каком порядке будет определяться величина прожиточного минимума по Российской Федерации?

            Мнение Минтруда :

            Путем принятия федерального законодательного акта по этому вопросу.

            Мнение СЧР:

 

 

            Вопрос: Правомерно ли без обжалования ранее принятых судебных решений ограничить размер СВВ, установленный судами в сумме до 10 тыс.руб с учетом части ст.2 настоящего Закона?

            Мнение Минтруда:

            Норма, установленная ст.2 настоящего Закона, подлежит исполнению. Судебные решения, противоречащие данной законодательной норме, обжалуются в установленном порядке.

            Мнение СЧР:

 

            Вопрос: Распространяются ли нормы настоящего Закона на граждан, ставших инвалидами вследствие других (кроме Чернобыльской АЭС) радиационных аварий гражданского и военного назначения ( постановление ВС РФ от 27.12.91 № 2123-1 постановление СМ -Правительства Российской Федерации от 30.03.93 №253)?

            Мнение Минтруда :

            Нет, не распространяются. (см. дополнительные материалы по данному вопросу в приложении № 2).

            Мнение СЧР:

 

Распространяются (смотри  часть вторую Консультаций).