В Конституционный Суд РФ
Заявитель: Коваленко Николай Александрович, 1961 г.р., инвалид II группы в связи с аварией на ЧАЭС. 180024 г. Псков
Ответчик: Государственная Дума РФ
103265 г. Москва, ул. Охотный ряд д.1
тел.: 292-36-42

Запрос
о соответствии Конституции РФ
и нарушении моих прав установленных
п.2 ст.1, ч.3 пункта 3 ст.1 и статьей 2
Федерального закона № 5-ФЗ от 12.02.2001

12 февраля 2001 года Президент РФ подписал Федеральный Закон № 5-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" принятый Государственной Думой 21.12.2000 и одобренный Советом Федерации 31.01.2001.

Данный закон опубликован в "Парламентской газете" № 30 от 15.02.2001 и в "Российской газете" № 32-33 от 15.02.2001и вступил в силу с 15.02.2001 года.

Пункт 2 статьи 1, часть 3 пункта 3 статьи 1, а также нормы статьи 2 Федерального закона № 5-ФЗ от 12.02.2001 г. противоречат следующим статьям Конституции РФ:

ст.42 -Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

п.2 ст.55 - В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.

п.2 ст.19 - Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

Данными подпунктами и статьями Федерального закона № 5-ФЗ были внесены изменения в ряд статей Закона РФ “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС” (в дальнейшем - чернобыльский закон). В результате этих поправок выплаты за вред здоровью ранее установленные в соответствии с законодательством РФ для случаев возмещения вреда инвалидам чернобыльцам, а также семьям умерших инвалидов по случаю потери кормильца будут уменьшены.

Пунктом 2 Постановления КС РФ № 18-П от 01.12.97 г. "По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года “О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС”" установлено:

"…это вытекает также из особенностей конституционно-правовых отношений между гражданами и государством, которое должно обеспечить гарантированную стабильность при реализации предусмотренного статьей 42 Конституции Российской Федерации права каждого на возмещение ущерба. Стабильность в сфере конституционно-правовых отношений между государством и гражданами не должна быть меньшей по своему уровню, чем в сфере других правоотношений, складывающихся на основе норм отраслевого законодательства, как не допускается, во всяком случае, снижение установленного объема и размера возмещаемого вреда в гражданско-правовом порядке (часть третья статьи 1085 Гражданского кодекса Российской Федерации и статья 4 Федерального закона “О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации о возмещении работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанными с исполнением ими трудовых обязанностей”).

"Следовательно независимо от того, о каких способах возмещения идет речь в оспариваемом Законе - о льготах, денежных (материальных) компенсациях, других денежных доплатах к социальным выплатам, все они входят в объем возмещения вреда…"

1. Пункт 2 статьи 1 данного закона меняет формулировку действующей редакции ч.3 статьи 5 чернобыльского закона.

Ч.3 ст.5 чернобыльского закона предусматривалась гарантии защиты сумм в возмещение вреда:

"…суммы возмещения вреда вследствие чернобыльской катастрофы … подлежат защите от инфляции в полном размере в порядке, определенном законодательством Российской Федерации об индексации денежных доходов и сбережений граждан в Российской Федерации…"

Однако новая редакция ч.3 ст.5 чернобыльского закона, установленная пунктом 2 статьи 1 Закона № 5-ФЗ отменяет право чернобыльцев на защиту сумм в возмещение вреда от инфляции в полном размере, что противоречит п.2 ст.55 Конституции РФ.

2. Часть 3 пункта 3 статьи 1 Федерального закона № 5-ФЗ кардинально (принципиально) меняет п.25 ст. 14 чернобыльского закона. Вместо ранее установленного порядка об исчислении сумм в возмещение вреда инвалидам чернобыльцам (а также членам семей умерших инвалидов-чернобыльцев имеющим право на получение пенсии по случаю потери кормильца) законодательством РФ для случаев возмещения вреда - предлагается новый порядок исчисления сумм в возмещение вреда (для лиц на которых это право впервые возникло после вступления в силу этого закона) - не в зависимости от степени утраты профессиональной трудоспособности, а в твердых суммах - в зависимости от группы инвалидности.

В связи с тем, что предлагаемая редакция п.25 ст.14 дается не в качестве альтернативного варианта, т.е. предложить инвалиду или семье умершего выбрать выгодный для него вариант - либо в соответствии с законодательством РФ для случаев возмещения вреда либо по специальным нормам (минимальным) установленным чернобыльским (специальным) законом.

Однако даже минимальные ставки возмещения вреда должны быть привязаны к проценту утраты профтрудоспособности. Так как различие между размером возмещения вреда инвалида первой группы (это как правило 100% утраты профессии) и инвалидом 3 группы (это как правило 50%) при прочих равных условиях (низкая зарплата или отсутствие данных о ней) составляет в новом законе 1 к 5.

В то время как ныне действующая норма (в процентах у траченной профессии) исчисления возмещения вреда дает различие (соотношение) между размером возмещения вреда инвалида первой и третьей групп (при прочих равных условиях - низкая зарплата или отсутствие данных о ней) дает соотношение как правило 1 к 2. (инвалид первой группы - как правило 100%, инвалид третьей группы как правило 50%).

Другое дело - что действовавшая минимальная ставка для исчисления сумм возмещение вреда (700 руб.) для лиц не имеющих заработков (или отсутствие данных о ней) установленная п.25 ст. 14 чернобыльского закона действительно мала - и действительно нужно защищать права лиц с низкой зарплатой (или по каким то причинам не имеющим данных о ней)

Но так надо было законодателю просто изменить эту минимальную ставку (700 руб.), установленную п.25 ст. 14 чернобыльского закона до тех размеров, до каких государство в состоянии это сделать - но не менять принципиально п.25 ст. 14 чернобыльского закона. Так как в результате лица пострадавшие в результате аварии на ЧАЭС - лишены права на получение возмещения вреда по нормам законодательства РФ для случаев возмещения вреда.

Далее этим пунктом меняется подход и к исчислению сумм возмещения вреда для семей потерявших кормильца.

Предлагается платить членам семьям потерявшим кормильца (имеющим право на получение возмещения вреда) платить в долях (за минусом доли кормильца) от суммы, которую инвалид получал при жизни. В то время как законодательством РФ для случаев возмещения вреда подход к исчислению не такой. А именно - семьям кормильца возмещение вреда исчисляется в долях не от размера получаемого возмещения вреда при жизни инвалида (потому что как правило инвалид получает не всю утраченную зарплату, а только часть ее, в зависимости от процентов от размера утраченной зарплаты, из которой производилось исчисление возмещения вреда инвалиду при жизни. Да плюс (при исчислении размера возмещения вреда семьям) к размеру этой средней зарплаты прибавлялись иные ежемесячные выплаты, получаемые инвалидом при жизни - например пенсия).

Т.е. предположим инвалид третьей группы (50%) получал при жизни возмещение вреда в размере 1 000 рублей (из среднего заработка соответственно 2 000 руб.), пенсию в размере 800 рублей, ежемесячную выплату на питание - 300 руб.

Количество получателей после смерти инвалида - 3 чел. (т.е. 3/4).

По действующему законодательству РФ для случаев возмещения вреда (а также п. 25 ст. 14 чернобыльского закона в редакции до Федерального закона № 5-ФЗ от 12.02.2001) члены семьи (3 чел.) получали бы 3/4 от суммы ср. заработка инвалида из которого исчислялось ему возмещение вреда (2 000 руб.), размера пенсии (800 руб.) и размера выплаты на питание (300 руб.).

Итого 3100 х 3/4 = 2 325 руб.

А по новому закону семье полагается только 3/4 от 1 000 рублей. - т.е. 750 рублей.

Т.е. получая казалось бы при жизни одинаковый размер возмещения вреда (1 000 руб.) инвалид третьей группы хоть по старому закону хоть по новому - семье умершего этого инвалида достается следующее.

По п.25 ст. 14 чернобыльского закона (в ранее действовавшей редакции) - 2 325 рублей.

По п.25 ст. 14 чернобыльского закона в редакции закона № 5-ФЗ - 750 рублей.

Получается так - вот есть две семьи инвалида (допустим третьей группы). Допустим оба эти инвалида получают возмещение вреда при жизни 1 000 руб., допустим количество получателей имеющих право на возмещение вреда после их смерти имеют три члена семьи. Т.е. берем равные исходные данные для семей.

Один инвалид умирает 14.02.2001 г., другой 15.02.2001.

Так вот семье первого инвалида в силу норм п. 25 ст. 14 чернобыльского закона в ред. до закона № 5-ФЗ назначат возмещение вреда 2 325 руб. (и на следующий же день срежут) А семье другого инвалида при всех остальных прочих равных условиях назначат 750 рублей.

Снижение уровня возмещения вреда одной семьи умершего инвалида по отношению к другой (при прочих равных условиях) - в ТРИ раза!

Указанная положения ч.3 п.3 статьи 1 противоречат п.2 ст. 55 Конституции РФ

п.2 ст.55 - В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.

А также п.2 ст. 19 Конституции РФ

п.2 ст.19 - Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

3. Статьей 2 Федерального закона № 5-ФЗ предусмотрено, что лицам, которым ранее получали возмещение вреда - за ними остается это право, но с рядом существенных ограничений.

1. Отменяется механизм дальнейшей индексации возмещения вреда с 15.02.2001 г.(по росту МРОТ) установленный законодательством РФ для случаев возмещения вреда. В результате чего эти лица, как минимум, лишатся очередной индексации возмещения вреда с 01.07.2001 г. в 1,5 раза. (повышается МРОТ с 200 до300 руб.).

2. Устанавливается предельный верхний размер возмещения вреда в размере 10 000 рублей. - что не предусмотрено законодательством РФ для случаев возмещения вреда

3. Члены семей умерших инвалидов (имеющим право на получение возмещения вреда по случаю потери кормильца) лишаются право на получение возмещения вреда за умершего кормильца по нормам законодательства РФ для случаев возмещения вреда.

Указанные положения статьи 2 противоречат п.2 ст. 55 Конституции РФ

п.2 ст.55 - В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.

А также п.2 ст. 19 Конституции РФ

п.2 ст.19 - Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

Т.е. лиц, пострадавших от аварии на ЧАЭС (социальная принадлежность), лишают право на получение возмещение вреда по общегражданским нормам возмещения вреда в РФ, а в соответствии со ст. 1064 ГК РФ нормы возмещения вреда специального закона не могут быть хуже норм установленные главой 59 Гражданского Кодекса. Тогда спрашивается для кого написан ГК РФ? И для кого написана Конституция РФ?

И почему все граждане России имеют право выбирать по каким нормам им получать возмещение вреда, а чернобыльцев этого права лишают?

Но больше всего не понятна позиция Президента РФ, который своим письмом от 06.10.2000 года № Пр-2002 внес заключение в Государственную Думу на указанный законопроект, в котором Президент отметил дословно следующее:

"Пунктом 2 статьи 1 законопроекта предусмотрена новая редакция пункта 25 статьи 14 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее именуется - Закон Российской Федерации), согласно которой размер возмещения вреда устанавливается в зависимости от группы инвалидности. Это может повлечь уменьшение размера возмещения вреда отдельным гражданам Российской Федерации."

Однако ГосДума проигнорировала явное нарушение конституционных прав, а Президент как бы не заметил подписывая законопроект, что заключение Президента от 06.10.2000 г. проигнорировано ГосДумой и подписал закон, явно вступающий в противоречие с Конституцией.

В связи с вышеизложенным

Прошу Конституционный Суд РФ

Признать нарушающими конституционно правовую обязанность государства по возмещению мне вреда, причиненного чернобыльской катастрофой, а также не соответствующими Конституции РФ и отменить с момента их издания следующие положения Федерального закона № 5-ФЗ от 12 февраля 2001 года "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС":

п.2 ст. 1 - отменяющего гарантию защиты сумм в возмещение вреда от инфляции инвалидам-чернобыльцам и семьям умерших инвалидов полном объеме.

Ч.3 пункта 3 статьи 1 - отменяющего право инвалидов чернобыльцев а также членам семей умерших инвалидов получать суммы в возмещение вреда в порядке установленном закоодательством для случаев возмещения вреда

Положения статьи 2 - которые:

а) ограничивают верхний размер сумм в возмещение вреда

б) отменяют механизм дальнейшей индексации сумм в возмещение вреда в порядке установленном законодательством РФ для случаев возмещения вреда - т.е. пропорционально роста МРОТ

в) отменяют право семьям умерших инвалидов на получение сумм в возмещение вреда. В порядке установленном законодательством РФ для случаев возмещения вреда

- поскольку они противоречит статьям 19 (часть 1, 2), 42 и 55 (часть 2) Конституции РФ;

Отменить указанные положения закона с момента их принятия и рекомендовать Государственной Думе внести соответствующие изменения в чернобыльский закон и восстановить право инвалидов- чернобыльцев и семьи умерших инвалидов на получение возмещения вреда в соответствии с законодательством РФ для случаев возмещения вреда.

В соответствии со ст.5 Закона РФ “О государственной пошлине в РФ” как инвалид чернобылец от госпошлины освобожден.

Приложение:

  1. Копия запроса 3 экз.
  2. Текст Федерального закона № 5-ФЗ от 12.02.2001 3 экз.
  3. Заключение Президента РФ на этот законопроект от 06.10.2000 г. 3 экз.
  4. Копия удостоверения инвалида ЧАЭС 3 экз.

16.02.2001 Коваленко