о Проекте Постановления Пленума ВС РФ
Изучив
Проект Постановления Пленума ВС РФ, был поражен направленностью этого документа против законных прав инвалидов-чернобыльцев.
Смысл этого Проекта - не исчислять ВВЗ (возмещение вреда здоровью) чернобыльцам из заработка в Чернобыле, т.е. пересмотреть большинство судебных Решений, принятых до 15 февраля 2001 года. Отменить некоторые основные положения Постановлений Конституционных судов от 1 декабря 1997 года и от 19 июня 2002 года.
Начну с конца.
Пунктом 14 Проекта предлагается, что условный заработок при определении ВВЗ мог быть положен только при условии, что ОБЩИЙ ТРУДОВОЙ СТАЖ инвалида, включая работу в Чернобыле, составил менее одного полного календарного месяца.
Полная бессмыслица и извращение пункта 25 статьи 14 Чернобыльского закона, действовавшего в редакции до 15 февраля 2001 года. Игнорирование Постановления КС от 19 июня 2002 года.
Пусть судьи Верховного Суда найдут хотя бы одного ликвидатора, у которого не было вообще ТРУДОВОГО стажа до работы в Чернобыле. Зачем направлять ликвидировать аварию на АТОМНУЮ СТАНЦИЮ человека, который вообще ничего не умеет делать??? Ведь трудового стажа то нет! Абсурд.
То есть, по Проекту возмещение вреда здоровью практически никому не будет исчислено из условного месячного заработка (отменены тысячи Решений судов), так как Ликвидаторов катастрофы не Чернобыльской АЭС, не имеющих общего трудового стажа, включая работу в Чернобыле, в природе просто не существует!!!
Это "новация", предлагаемая Проектом Постановления Пленума ВС, в первую очередь, ударит по Ликвидаторам аварии 1986 года, которые проработали меньше месяца и покинули зону (в приказном порядке) из за набора предельно допустимой дозы облучения - до 25 Бэр. А работали эти люди, как правило, на аварийном блоке. Так, наша группа "Сплав" занималась диагностикой разрушенного блока в августе - сентябре 1986 года: 21 день без выходных. Официальная доза облучения у меня - 24,2 Бэр (медики насчитали значительно больше).
То есть, Проект неправильно трактует пункт 25 статьи 14 базового Закона (в редакции ФЗ №179), действовавшего до 15 февраля 2001 года, в соответствии с которым, если период работ по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы составил менее одного полного календарного месяца, размер ВВЗ исчисляется исходя из условного месячного заработка. Причем Закон не ставил каких либо условий о трудовом стаже!
По сути это было ДОПОЛНЕНИЕ (в отношении к чернобыльцев) к Законодательству РФ для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей (Правилам возмещения работодателями вреда …, а затем федеральному Закону №125, вступившим в силу с 6 января 2000 года). И многие суды совершенно правильно трактовали этот пункт базового чернобыльского Закона - коль положено исчислить ВВЗ из условного месячного заработка, то и ликвидаторам, проработавшим более этого срока также исчислять ВВЗ из заработка в Чернобыле.
При этом в Правилах в статье 15 при подсчете среднемесячного заработка исходя из условного месячного заработка говорится лишь "о периоде работы", а не об общем трудовом стаже.
Конституционный суд окончательно поставил в этом вопросе точку, постановив не противоречащим Конституции РФ об исчислении сумм возмещения вреда для инвалидов-чернобыльцев, период работы которых по ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС составил менее одного полного календарного месяца. Без каких либо условий. Верховному суду Конституционный суд РФ, видно, не указ.
Правда, имеется
справедливый Вариант пункта 14 Проекта, который соответствует нормам Законов и Конституции, но это только Вариант.
Я подробно остановился на исчислении ВВЗ из условного месячного заработка, потому что это ключевой вопрос для многих Ликвидаторов, которым был исчислен ВВЗ из чернобыльского заработка.
Так,
пункт 13 Проекта дает право на пересмотр дел и в отношении чернобыльцев, которым ВВЗ был исчислен по ФЗ №125, т. е. после 6 января 2000 года. Проект Постановления трактует, что надо доказать УСТОЙЧИВОСТЬ изменения оплаты труда перед наступлением страхового случая. Практически никому из Ликвидаторов это не удастся сделать, т.к. Ликвидатор съездил в командировку в Чернобыль и вернулся на свою основную работу, где ему продолжили платить как и до командировки. Никакой устойчивости!!! Но повторяю - в этом случае действовал пункт 25 статьи 14 чернобыльского Закона, который неправильно трактуется Проектом Постановления Пленума ВС.
Пока остаются только чернобыльцы, которым ВВЗ был исчислен по Правилам, действовавшим до 6 января 2000 года - им, вроде бы, по Проекту можно исчислять ВВЗ из заработка в Чернобыле, если изменялась специальность, квалификация или должность. Но это же ПРОЕКТ! Придумают что нибудь и в отношении этой категории Ликвидаторов.
Таким образом, Проект Постановления ставит в зависимость инвалидов-чернобыльцев от времени подачи исков в суд по возмещению вреда здоровью. Кто это сделал до 6 января 2000 года, оказался в лучшем положении, кто после - в худшем, а кому ВВЗ исчислен из условного месячного заработка (а это в основном чернобыльцы 1986 года, работавшие на станции) - вообще не чернобыльцы.
А коэффициенты индексации ВВЗ 1,581 и 1,515 и применять то будет не к кому.
Я уже не говорю о том, что Проект Постановления продолжает делать из чернобыльцев - инвалидов "невиданных зверушек", к которым неприменим Гражданский Кодекс РФ.
Выкинули даже из Постановления Пленума ВС №35 от 2000 года пункт предписывающий судам всех инстанций следует строго соблюдать установленные законом сроки при рассмотрении каждого дела чернобыльца.
Составители Проекта Постановления Пленума ВС, по всей видимости, не желают выполнять Постановление КС РФ от 19 июня 2002 года, где определено, что при совершенствовании порядка и условий возмещения вреда, причиненного здоровью граждан, ставших инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, недопустимо уменьшение ранее назначенного объема возмещения вреда. А значит и трактовка Законов Верховным Судом должна соответствовать этому требованию.
С выходом в свет подобного Постановления Пленума ВС РФ можно будет говорить о судебном беспределе в отношении чернобыльцев. Суды будут выполнять ЭТО Постановление, а не Постановления Конституционных судов и Законов. Постановление Пленума ВС для судов выше всяких "новых обстоятельств". Ведь Постановление Пленума не может отменить НИКТО.
Санкт- Петербург. 22 сентября 2003 года |
Виктор Голенков |