НЕОБХОДИМО ПЕРЕХОДИТЬ НА ТРЕХУРОВНЕВУЮ СИСТЕМУ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

      Всякий раз, когда встает вопрос о повышении минимальной заработной платы, высокопоставленные чиновники с жаром начинают доказывать: нельзя этого делать, у нас нет денег даже на пенсии, давайте лучше их поднимем. В итоге - и "минималка", и пенсии остаются на прежнем весьма низком уровне.
       Налицо попытка противопоставить пенсионеров работающим гражданам. А это уже даже не пустые обещания, а циничный обман. Ведь трудно предположить, будто государственные мужи не знакомы с азами политэкономии. Но они как бы забывают, что пенсионная система в России является солидарной, то есть ныне работающие "содержат" пенсионеров. Из этого следует только один вывод: полностью и навсегда закрыть дефицит Пенсионного фонда и иметь реальные деньги для увеличения пенсий, можно только повысив зарплату. Разумеется, ее надо регулярно выплачивать. Эту закономерность наглядно проиллюстрировал член политсовета "Отечества" Андрей Исаев.
       - В конце прошлого года, когда Пенсионный фонд месяцами не платил ветеранам, Федерация независимых профсоюзов России провела расчеты, - говорит он. - Выяснилось: задолженность по пенсиям составляет треть от задолженности по заработной плате. Случайностей не бывает - все, кто имеет работу, выплачивают в фонд 29 процентов от своей зарплаты, то есть без малого треть.
       Таким образом, регулярная выплата зарплаты - сегодня единственный надежный способ решения пенсионных вопросов. Пенсия и зарплата, как сиамские близнецы, связаны накрепко, их ни в коем случае нельзя противопоставлять друг другу. Среднестатистический пенсионер Иван Иванович терпит уже из последних сил и уже не раз начинал сердиться. Поэтому в пожарном порядке, особенно перед выборами, применялся еще один способ повышения выплат ветеранам - использовались внешние заимствования. Но это тупиковый путь, кажется, это уже все поняли. Долгов мы набрали выше крыши. Да и денег уже не дают.

Но даже если представить, что зарплату повысили и выплачивают точно в срок, выход на пенсию для подавляющего большинства будет означать падение качества жизни ровно в три раза. Это не очень радует. Надо еще учитывать, что удельный вес пенсионеров в обществе растет. Кто же будет кормить возрастающее число ветеранов? Где выход?
       Движение "Отечество" предлагает создать трехуровневое пенсионное обеспечение. Первая ступень - по старости гарантированно выплачивается всем без исключения социальная пенсия. Она, конечно, небольшая, привязана к прожиточному минимуму, но, тем не менее, позволяет худо-бедно физиологически выжить. Второй уровень - трудовая пенсия. Года полтора или два назад в России ввели персонифицированное пенсионное страхование, идет накопление на индивидуальные счета. Здесь уже работает принцип: как потопаешь, так и полопаешь. Человек должен получать к первому прожиточному минимуму, государственному минимуму, "вторую", более солидную пенсию из заработанных им средств.
       Третий уровень предполагает широкое развитие добровольного пенсионного страхования. Оно сейчас находится в зачаточном состоянии потому, что россияне после многочисленных обманов, просто не верят родному государству и считают эту затею продленным во времени МММ. Рядовой Иван Иванович не понесет свои кровные, если его не убедят, что деньги со временем достанутся именно ему, а не осядут в заграничных банках на счетах очередных воров.
       С другой стороны, в проекте нет ясности в том, каким образом можно планировать программные мероприятия, исходя из величины коллективной дозы облучения населения. Ведь в соответствии с Федеральным законом "О радиационной безопасности населения" одним из главных принципов обеспечения радиационной безопасности является не превышение допустимых пределов индивидуальных доз облучения граждан.
       В проекте концепции отсутствует определение эффективной дозы облучения с учетом реконструированной дозы, полученной населением от радиойода-131 в первые месяцы после взрыва на Чернобыльской АЭС, а также не решены вопросы дозиметрии радионуклидов стронция и плутония, от которых биологические эффекты воздействия весьма значительны даже при малой дозе облучения.
       При таком подходе, как резюмировал Ю. Е. Лодкин в своем письме, в случае принятия Федеральной целевой программы на период 2001-2005 гг. на базе указанной концепции ее ожидает печальная участь развала ныне действующей чернобыльской программы.
       В настоящее время письмо главы администрации Брянской области по поручению правительства находится на рассмотрении в ряде федеральных министерств и ведомств.

Пресс-служба администрации Брянской области.


ПО ЗАКОНУ 1990 ГОДА

       20 ноября 1990 года был принят новый закон о пенсиях, который с рядом поправок действует и до сегодняшнего дня. Основные положения закона состоят в следующем: пенсия по возрасту устанавливается мужчинам - с 60 лет, женщинам - с 55 лет. При полном трудовом стаже, который для мужчин равен 25 годам, а для женщин - 20 годам, размер пенсий устанавливается в 55% заработка. Если стаж работы превышает 25 лет у мужчин и 20 лет для женщин, то размер пенсий увеличивается, но при строгих ограничениях - пенсия не должна превышать 75% заработка и не должна превышать трехкратной минимальной пенсии.
       Минимальная пенсия законом 1990 года установлена в размере прожиточного минимума, который в 1991 году был установлен в размере 100 рублей, или 33% тогдашней средней заработной платы в стране.
      Для обеспечения выплат пенсий по новому закону были введены отчисления из заработной платы всех работающих в России. С каждого работающего при выплате зарплаты взималось 28% суммы заработка, причитающейся ему до выплаты подоходного налога, и еще 1 % суммы, остающейся после выплаты подоходного налога. Все эти суммы должны были идти в Пенсионный фонд. Практически это (с точностью до десятых долей процента) означало, что в Пенсионный фонд поступало 29% всех зарплат, и из этих сумм Пенсионный фонд выплачивал трудовые пенсии. Кроме того, в Пенсионный фонд поступали отчисления из бюджета, и из этих отчислений фонд выплачивал социальные пенсии (инвалидам с детства и т.п.). Пенсионеры-военнослужащие получали пенсии отдельно - через Министерство обороны.
      Поэтому, хотя общее число пенсионеров в России (включая военных) достигало 37 миллионов, трудовую пенсию за счет отчислений 29% от зарплат работающих получали 33,5 миллиона человек.
      Поскольку в 1990 году в России насчитывалось 75,3 миллиона учтенных работающих и 33,5 миллиона получающих трудовую пенсию, то средняя трудовая пенсия должна была составлять 65% от средней зарплаты. Именно для обеспечения такого соотношения между средней пенсией и средней зарплатой и был введен норматив отчислений - 29% зарплаты должно отчисляться в Пенсионный фонд.
       В целом закон 1990 года о пенсиях был сравнительно неплохим законом. Он был хуже закона 1956 года, но был лучше фактического положения с пенсиями, которое сложилось в последующие годы советской власти. Фактически в 1989 году средняя пенсия по СССР составляла 39,2% от средней зарплаты (смотри статистический ежегодник "Народное хозяйство СССР в 1989 году", стр. 76 и 85), а новый закон обеспечивал более справедливое соотношение: средняя пенсия должна была составлять 65% средней зарплаты.
      Однако этот хороший закон почти сразу перестал выполняться. Причиной стала быстро нарастающая с начала 1992 года инфляция, из-за которой пенсия, начисленная, например, по заработкам 1991 года, становилась невероятно низкой уже в 1992 году. Для того, чтобы частично исправить положение, стали использовать так называемые "коэффициенты осовременивания" прежних заработков. Однако эти коэффициенты специально занижались для того, чтобы ущемить интересы пенсионера. Так, например, в июне 1994 года для пересчета заработка 1980 года использовали "коэффициент перерасчета", равный 323,11305 (да, да, именно с такой точностью до пятого знака приводился этот коэффициент в официальных документах и инструкциях по выплате пенсий). На самом деле цены с 1980 года по июнь 1994 года выросли не в 323 раза, а более чем в тысячу раз. Поэтому реальная пенсия очень упала. В 1993 году средняя пенсия составляла всего 33,5 от средней зарплаты в России, в 1994 году - 34,8% (журнал "Экономика", 1995, № 5). Такое же положение продолжалось и в последующие годы. Особенно после введения так называемых "компенсаций", которые стали выплачиваться независимо от результатов прошлого труда и прошлой зарплаты. Это привело к почти полной уравниловке в пенсиях, причем уравниловке на очень низком уровне. В результате всего этого уровень жизни пенсионеров катастрофически упал.
      Но ведь уровень отчислений в Пенсионный фонд, составляющий 29% от суммы зарплат, не изменился. Да, из-за возросшей безработицы число работающих в 1987 году уменьшилось по сравнению с 1990 годом и составило 66 миллионов человек. Получающих трудовые пенсии в 1997 году было 33 миллиона (т.е. один пенсионер приходился почти в точности на двух работающих). Это значит, что средняя пенсия в 1997 году должна была составлять 58% средней зарплаты. Почему же она была почти в два раза ниже?
       Теперь мы приходим к главному вопросу - есть ли у государства и общества возможность существенно повысить пенсии? Многие средства массовой информации, некоторые депутаты и представители власти утверждают: таких возможностей у государства нет. Многие пенсионеры негодуют, обвиняют впасть и поддерживают наиболее экстремистские движения и партии.
      Давайте попробуем разобраться в этом вопросе спокойно, без гнева и пристрастия. Только объективное научное исследование будет способствовать установлению столь нужного для России гражданского мира.

РЕАЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ

      Существуют ли объективные возможности для увеличения пенсий? Да, такие возможности существуют. Для полностью обоснованного ответа на вопрос, а на сколько же можно увеличить пенсии, хотелось бы располагать более полной статистикой. Сегодняшняя статистика несовершенна, но даже имеющиеся неполные цифры позволяют сделать вполне определенные выводы. Как мы уже говорили, в 1997 году в России на 33 миллиона получающих трудовые пенсии насчитывалось 66 миллионов учтенных статистикой (а значит, и налоговой службой) плательщиков пенсионных взносов (реально их больше). Это означает, что средняя пенсия - при 29 % взноса - должна составлять 58 % средней зарплаты, а совсем не 28 - 33 %, как сейчас.
      Приведем более подробные данные по Петербургу, поскольку каждый квартал газета "Санкт-Петербургские ведомости" печатает довольно подробные сообщения Санкт-Петербургского комитета государственной статистики, занимающие обычно большую газетную страницу.
      Любопытно, что в этих подробных "сообщениях" не нашлось места для публикации самой простой цифры:
      сколько человек в Петербурге работают и получают зарплату. Однако это число статистикам известно, и его можно легко восстановить, поскольку в официальном "Сообщении", опубликованном в "Санкт-Петербургских ведомостях" от 27 октября 1998 года, сообщается, что в сентябре в городе было 30,3 тысячи зарегистрированных безработных, что составило 1,2 % экономически активного населения.
      Простым делением сразу устанавливаем, что в Петербурге работало 30,3 : 0,012 = 2525 тысяч человек. Поскольку в том же "Сообщении" указывается, что в августе 1998 года средняя начисленная (т.е. до вычета подоходного налога) зарплата в Петербурге составила 1175 рублей, то это значит, что всего в Петербурге в августе было начислено к выплате зарплат на сумму 2,525 х 1175 = 2967 миллионов рублей и Пенсионный фонд должен был получить 29 %, или 860 миллионов рублей. Поскольку трудовые пенсии в Петербург получают 1194 тысячи человек (данные приведены в газете "Час-пик" от 24.10.95 г.), то средняя пенсия в Петербурге в сентябре 1998 года должна была составить 860000 : 1194 = 720 рублей, или 60,13 % от средней зарплаты по Петербургу.
      В действительности средняя пенсия в Петербурге в сентябре 1998 года составляла 340 рублей, или 28,94 % от средней зарплаты, т.е. была более чем в два раза ниже. Это говорит о том, что более половины денег, которые вносят со своих зарплат для пенсионеров работающие граждане Петербурга, в действительности до пенсионеров не доходит. Куда уходит более половины пенсионных денег, - на этот вопрос мы постараемся ответить далее. Если бы более половины пенсионных денег не пропадали без отчета и без следа в таинственных недрах Пенсионного фонда, то средняя пенсия обеспечивала бы относительно приличную жизнь для пенсионера.
      Несмотря на элементарность приведенных нами арифметических вычислений, против них выставлялось немало возражений.
      Рассмотрим эти возражения подробно.
      ВОЗРАЖЕНИЕ ПЕРВОЕ: "Не может быть, чтобы средняя зарплата в Петербурге составляла 1175 рублей в месяц Ведь вся промышленность стоит, заводы лежат, все разваливается, все гибнет. Откуда же браться зарплатам?" - такие эмоциональные высказывания приходится слышать довольно часто.
      Да, действительно, не будем отрицать, часть предприятий города простаивает, причем помимо официально зарегистрированной имеется значительная скрытая безработица, когда люди числятся работающими, но либо получают очень мизерную, почти символическую зарплату, либо даже не получают ничего. Все так. И в то же время надо иметь в виду что другая часть предприятий города работает и платит своим работающим очень приличную зарплату. Вот цифры из газеты "Санкт-Петербургские ведомости" от 29.10.1997 г.:
      работники морского порта получали в среднем 3 миллиона в месяц, работники пищевой промышленности - в среднем по 2,5 - 3 миллиона. Работники пивоваренного завода "Балтика" получали в 1997 году в среднем по б миллионов в месяц - эти данные были оглашены на собрании акционеров и служили основанием для расчета дивидендов по акциям, поэтому нет оснований сомневаться в их достоверности.
      А вот более поздние цифры (газета "Метро" № 73 за декабрь 1998 года): согласно исследованию, проведенному Федерацией профсоюзов города и области (а уж профсоюзы совсем не склонны завышать получаемую членами профсоюзов зарплату), положение с зарплатами выглядит следующим образом: "Труженики морского транспорта получали в среднем 3395 рублей в месяц, в пищепроме - 2865 рублей, связисты получали в среднем 2590 рублей, персонал авиационного транспорта - 2529 рублей в месяц". Так что с учетом у хорошо и плохо платящих предприятий средняя зарплата в августе 1998 года до вычета подоходного налога действительно составляла 1175 рублей. Это правда. Кстати, по тем же данным Федерации профсоюзов, средняя зарплата по Петербургу в ноябре 1998 года составила 1292 рубля. Да, это очень скромная зарплата. По ноябрьскому курсу доллара это всего лишь 70 долларов в месяц, но это все же не те 340 рублей (т.е. 19 долларов) в месяц которые в среднем получал пенсионер.
      А вот еще дополнительные данные по зарплатам в Санкт-Петербурге, полученные одной из кандидатов в депутаты Законодательного собрания Н.Н. Крыловой, тщательно ею проверенные: в январе 1998 года средняя зарплата по городу составляла 1092,7 рубля, в феврале - 1115 рублей, з марте - 1178,4, в апреле - 1168,4 в мае - 1177,3, в июне - 1253,5, в июле - 1236, в августе - 1175,3 рубля. Средняя зарплата за 8 месяцев 1998 года - 1197 рублей.
      ВОЗРАЖЕНИЕ ВТОРОЕ (его тоже часто приходится слышать): "Статистика говорит о начисленной зарплате, а часто бывает, что зарплату начислят, а потом месяцами не выплачивают". Рассмотрим и это возражение, а для начала давайте договоримся о смысле слов. В экономике и статистике под словами "начисленная зарплата" понимают не то. что "нарисовано, но не выплачено". а понимают зарплату до вычета подоходного налога. Поскольку подоходный налог чаще всего составляет 12 %, то начисленная зарплате примерно на 12 % больше той, что выдается на руки, но отчисления в Пенсионный фонд берутся как раз с начисленной зарплаты (точнее, если уж стремиться а скрупулезной точности, берется 28 % с зарплаты, начисленной до выплаты подоходного налога, и плюс 1 % зарплаты, оставшейся после вычета подоходного налога), однако разница столь мала (она составляет 0,12 %'„ что ею можно пренебречь и считать, что в Пенсионный фонд отчисляется 29 % начисленной зарплаты. Заметим, что эти взносы отчисляются только одновременно с выдачей наличных - банк оформляет платежное поручение в Пенсионный фонд на перечисление фонду 29 % от суммы начисленной зарплаты и сразу после этого немедленно выдает наличные деньги для выплаты зарплаты.
       Таким образом, средняя зарплата по Петербургу в 1175 рублей в августе 1998 года - это зарплата плюс налог реально полученная работающими, рассчитанная с учетом задолженности по зарплатам, которая с 1 октября 1998 года составила по Петербургу 921,4 миллиона рублей.
       Впрочем, если даже предположить, что средняя зарплата рассчитывалась статистикой без учета задолженности, то это почти не изменит уже приведенных цифр. Действительно, если, например, в августе 1998 года рабочим какого-либо конкретного предприятия задержали зарплату; не выплатили ее, то другому предприятию, возможно, именно в августе выплатили, наконец, задолженность за июнь и июль, и эта выплата вошла в расчет средней зарплаты по городу. Таким образом, на среднюю зарплату за данный месяц влияет не общая сумма задолженности, а лишь приращение ее именно за этот месяц. Рассчитаем это приращение. По данным Санкт-Петербургского комитета государственной статистики, задолженность по зарплате в Петербурге на 1 января 1998 года составила 620,2 миллиона деноминированных рублей, а на 1 октября - 921,4 миллиона. Таким образом, за 9 месяцев задолженность выросла на 301,2 миллиона рублей, т.е. в сред нем за месяц она вырастала на 33,4 миллиона рублей. Но в августе 1998 года в Петербурге было начислено, как мы уже говорили, 2967 миллионов рублей зарплат. По отношению к этой выплате приращение задолженности составляет 33,4 : 2967 = 0,0112, те. всего 1,12%. Следовательно, если даже предположить, что статистика считала среднюю зарплату без учета возрастания задолженности по зарплате, то это могло изменить среднюю зарплату всего лишь на 33,4:2967 = 1,12 %, т.е. средняя зарплата в августе могла быть не 1175, а 1162 рубля. Практически это не ощутимо.
       Таким образом, мы показали, что задержки в выплате зарплаты, долги по зарплате приносят очень много неприятностей, бедствий и лишений тому конкретному работающему, которому задержали зарплату, но в то же время они практически не влияют на среднюю зарплату по Петербургу в целом, а значит и на величину поступлений в Пенсионный фонд. .Сегодняшних отчислений в размере 29 % зарплат достаточно для того, чтобы средняя пенсия в Петербурге равнялась примерно 720 рублям в месяц. Заметим еще, что реальная зарплата работающих Петербурга значительно больше официальной, поскольку некоторая часть зарплат выдается так называемым "черным налом", или "в конвертах", и ускользает от статистики. Мы все время говорим только об официальной, учтенной статистикой и налоговыми организациями зарплате, 29 % которой обязательно должно идти в Пенсионный фонд. Только обязательных отчислений от официальной, учтенной статистикой зарплаты было достаточно для обеспечения в 1998 году средней пенсии в размере 720 рублей в месяц.
       ВОЗРАЖЕНИЕ ТРЕТЬЕ: Часто возражают: не может быть, чтобы в Петербурге работало 2525 тысяч человек, т.е. 53,38 % всего населения Петербурга, составившего на 01.10.1998 года 4730 тысяч. Эмоции одного из возражавших опубликовала даже газета "Невское время" от 19.11.1998 г. "Посмотрите, как оживленно выглядит днем Невский проспект", - восклицал возражавший. Что ж, вспомним, что во времена Брежнева, когда совсем не было безработных, Невский проспект был не менее оживленным.
       А теперь проведем детальный расчет. В Петербурге насчитывается, как известно, 2820 тысяч человек в рабочем возрасте (мужчины от 18 до 60 лет и женщины от 18 до 55 лет). Из их числа 470 тысяч составляют студенты, домохозяйки и военнослужащие. Даже если предположить, что никто из 280 тысяч петербургских студентов не работает, то и тогда работающих в трудоспособном возрасте будет 2350 тысяч. Кроме того, работающих пенсионеров в Петербурге насчитывается 334 тысячи человек, т.е. работающих оказывается уже 2684 тысячи. С учетом работающих студентов реально работающих будет не меньше 2800 тысяч. Разумеется, часть работающих занята в так называемой "теневой экономике" ,она ускользает от статистического учета и не платит взносов в Пенсионный фонд. Но 2525 тысяч человек - это те, которые учтены статистикой Петербурга и уж тем более учтены налоговыми органами. Следовательно, 29 % их зарплаты исправно с них собирается, но до пенсионеров более половины этих денег не доходит.
       Разумеется, официальные статистические данные о количестве работающих в Петербурге не могут быть идеально точными. Статистика не может учесть поголовно всех работающих, некоторая часть их выпадает из учета, с течением времени то растет, то падает число безработных. Поэтому статистические данные о работающих за разные периоды времени имеют некоторые расхождения, но они невелики. Так, например, в последнем квартале 1996 года статистики подсчитали, что в Петербурге было выплачено 2457 тысяч зарплат ("Час-пик" от 27.11.1996 года), в конце 1997 года численность работающих в Петербурге статистики считали равной 2658 тысячам ("Санкт-Петербургские ведомости" от 30.01.98 г.), а к сентябрю 1998 года численность работающих, по данным статистики, сократилась до 2525 тысяч ("Санкт-Петербургские ведомости" от 27.10.1998 года). Расхождения, как мы видим, невелики, а это означает, что число работающих, учтенных статистикой и налоговыми органами, является числом надежным и может быть положено в основу расчета размера выплат в Пенсионный фонд. Заметим еще, что в' 1996 году 80 тысяч человек были заняты на двух работах, получали, поэтому две зарплаты и с обеих зарплат платили отчисления в Пенсионный фонд. Строго говоря, 2525 тысяч человек - это не численность работающих, а численность полученных в городе зарплат. Статистика учитывает не число людей, а число зарплат, но разница между этими двумя цифрами невелика, поскольку число лиц, работающих на двух работах и получающих две зарплаты, составляло в 1996 году 80 тысяч человек ("Час-пик", 27.11.1996 г.).
       ВОЗРАЖЕНИЕ ЧЕТВЕРТОЕ: Петербург не может тратить все пенсионные деньги, собираемые в нем, на своих петербургских пенсионеров.        Значительную часть денег он должен отдавать другим, менее благополучным регионам России.
       Четвертое возражение тоже несостоятельно, и вот почему: и по средней зарплате на одного работающего, и по соотношению числа работающих и числа пенсионеров Петербург является самым средним районом России. Средняя зарплата в Петербурге почти точно равна средней зарплате России.
      Поэтому Петербург не должен и не обязан посылать часть собираемых в нем денег для пенсионеров в другие районы или же получать дотации из Москвы. Пенсионный фонд Петербурга этого и не делает. Деньги, отчисляемые для пенсионеров с зарплаты работающих, остаются в Петербурге, в другие города пенсионные деньги (во всяком случае по законным каналам) не уходят, и их хватило бы на то, чтобы средняя пенсия в Петербурге еще в сентябре 1998 года равнялась 720 рублям в месяц, те. была бы более чем в два раза больше, чем реально выплачиваемая.
       Да, в России имеются регионы, где зарплата много выше, чем в среднем по России, а пенсионеров немного. Это прежде всего районы добычи не-фти и газа - Тюменская область, Ханты-Мансийский национальный округ и тп. Вот из этих районов часть собираемых там пенсионных денег. действительно идет на дотации областям, находящимся в тяжелом экономическом положении, областям с большой безработицей. Но Петербург никак не относится к регионам, из которых пенсионные деньги идут на поддержку других областей.
       Кстати, и положение с деньгами, собираемыми для пенсионеров, в России в цепом мало отличается от положения в Петербурге: по России в целом до пенсионеров доходит примерно половина причитающихся им денег, собираемых с работающих граждан, и по Петербургу это соотношение в общем то же самое. И если в Петербурге задержки с выплатой пенсий не достигают таких безобразных размеров, как в некоторых других областях России, то это говорит о том, что власти Петербурга (надо отдать им справедливость) более внимательно следят за тем, чтобы недовольство пенсионеров не доходило (как в некоторых других областях) до критической точки - до демонстраций, перекрытия железных и автомобильных дорог, публичных самоубийств - многочисленные сообщения об этом в 1997 году печатали многие газеты ("Известия", № 11 за 1997 г. и др.).
       ВОЗРАЖЕНИЕ ПЯТОЕ: собираемость налогов по России, как известно, не очень велика; реально собираемые налоги часто на треть меньше, чем было запланировано в бюджете, поэтому не следует удивляться тому, что и Пенсионный фонд собирает только часть запланированного.
       Пятое возражение тоже несостоятельно, и вот почему: хорошо зная, как убийственны для пенсионеров и задержки с выплатой и недоплаты пенсий, законодатели в Законе о пенсиях 1990 года предусмотрели для пенсионеров самый надежный источник выплат - отчисления в размере 29 % с заработной платы. Дело в том, что такие налоги, как налог с прибыли, а также налог на добавленную стоимость относительно легко скрыть или занизить. Для фиктивного уменьшения прибыли или добавленной стоимости существуют разнообразные приемы и лазейки. В отличие от них сумму выплаченной зарплаты скрыть труднее: наличные деньги на зарплату выдаются банком, за получение их работающий расписывается в ведомости - возможностей для сокрытия здесь гораздо меньше. Да, хорошо известно, что некоторая часть зарплаты выплачивается "черным налом", из рук в руки, минуя банк. Эту часть зарплаты уловить трудно. Но речь идет о том, что даже по отношению к официальной зарплате, идущей через банки и учитываемой статистикой и налоговыми органами, Пенсионный фонд выплачивает пенсионерам менее половины того, что собирается с работающих граждан Петербурга. Расчеты мы уже приводили.
       ВОЗРАЖЕНИЕ ШЕСТОЕ: часть предприятий имеет долги перед Пенсионным фондом. Это возражение несостоятельно, поскольку больших, многолетних долгов нет, а текущие краткосрочные долги предприятия через 3 - 4 месяца выплачивают, да еще с добавкой пени, так что в целом доходы Пенсионного фонда от краткосрочных задолженностей предприятий даже немного возрастают.
       ВОЗРАЖЕНИЕ СЕДЬМОЕ: иногда говорят - Пенсионный фонд Петербурга не может тратить на текущие выплаты пенсий все собираемые деньги. Часть их он должен отложить "в резерв", на случай непредвиденных обстоятельств (неожиданно резкого увеличения безработицы и т.п.).
       На первый взгляд седьмое возражение выглядит логично, но и оно не состоятельно уже хотя бы потому что недоплаты пенсий начались давно. Еще за 1996 год в Петербурге было недоплачено пенсионерам примерно 3 триллиона тогдашних рублей, а в 1997 году - примерно 4 триллиона, в 1998 году - примерно 4,5 миллиарда уже деноминированных рублей. Итого только за три года набирается уже 11,5 миллиарда рублей, недоплаченных пенсионерам, - это почти по десять тысяч рублей на каждого пенсионера Петербурга. Где эти огромные деньги? В какой банк они положены (если положены)? Где находятся сейчас? На все эти неоднократно задаваемые вопросы Петербургское отделение Пенсионного фонда России ответов не давало и не дает.
       Таким образом, все часто высказываемые возражения несостоятельны, и реально существуют возможности для очень существенного увеличения пенсий, для примерного удвоения их. Пенсии низки не потому, что "у государства нет денег". Пенсии низки потому, что очень большая часть денег, которые вносят работающие граждане, до пенсионеров не доходит.

(По страницам газеты "Российский Чернобыль", № 3, 4, 5 - 2000 г.)